Posted 18 сентября 2015,, 15:46

Published 18 сентября 2015,, 15:46

Modified 31 марта, 06:13

Updated 31 марта, 06:13

Минфин отказался от иллюзий

18 сентября 2015, 15:46
Госдума согласилась прекратить планирование госбюджета на три года вперед. В отличие от министров, говорящих о «тактическом маневре», депутаты объясняют этот шаг ошибками при составлении прогнозов и отсутствием реформ в предыдущие годы.

Законопроект о переходе к формированию федерального бюджета сроком на один год Госдума приняла в пятницу в первом чтении преимущественно голосами «Единой России». Глава Минфина Антон Силуанов назвал отказ от ставшего уже традиционным с 2006 года составления бюджета на три года вперед исключительно «тактическим маневром» и «временной мерой».

«Летом одобрили показатели нового бюджета, но уже в августе стало ясно, что они существенно отличаются от текущих цен на нефть, также изменился прогноз по темпам экономического роста», - объяснил Силуанов депутатам причины перехода к однолетнему бюджету в 2016 году. Минфин мог бы сверстать «трехлетку», но в таком случае не факт, что многократно возросший бюджетный дефицит удалось бы покрыть из резервных фондов, которые и так худеют с каждым днем.

Между тем, как дал понять Силуанов, сохранение «финансовой подушки безопасности» - основная цель правительства. «Мы ставим задачу сохранения резервов (Резервный фонд и ФНБ) до конца 2018 года в размере не менее 2 трлн рублей», - сказал министр финансов, попутно сообщив, что его ведомство также активно думает над латанием бюджетных дыр и «переформатированием расходных обязательств».

При этом он заверил, что бюджетная политика все равно будет выстраиваться с учетом трехлетних прогнозов. «Просто мы не хотим создавать иллюзию, что у нас все будет благоприятно в последующий период, а также брать на себя обязательства, которые не сможем выполнить. Нам необходимо подготовить структурные преобразования в этой части», - сказал министр.

Замечание Силуанова о неких будущих «структурных преобразованиях» заставило забеспокоиться многих депутатов, которые разглядели за этими словами намерение правительства добиться сокращения бюджетных расходов преимущественно за счет серьезного урезания финансирования социальной сферы. Здесь наиболее уязвимыми в Госдуме считают пенсионеров, в связи с планами повышения пенсионного возраста уже с 2016 года, отказа от выплат пенсий работающим пенсионерам, а также индексации пенсионных и других социальных выплат.

Однако сами депутаты признались, что их опасения зародились главным образом лишь после прочтения депутатами публикаций в некоторых СМИ. По крайней мере, своими глазами какие-либо планы правительства по радикальному секвестру бюджета на Охотном ряду пока еще никто не видел.

Гораздо больше депутатов беспокоит то, что проект нового бюджета поступит в Госдуму на 25 дней позднее обычного срока (по нынешнему Бюджетному кодексу правительство обязано внести в парламент проект главного финансового документа страны до 1 октября). В «Справедливой России» в этом увидели настоящее «посягательство на парламентский суверенитет и конституционную миссию Госдумы». «Усилиями фракции большинства - «Единой России» правительство надеется свести роль и миссию Государственной думы только, по сути, к поднятию рук, то бишь, к нажатию кнопок по представленным статьям доходов и расходов, которые просчитывает финансово-экономический блок», - возмутился, в частности, «эсер» Николай Левичев.

Впрочем, у депутатов и в прежние годы не было возможности добиться существенной перекройки бюджета после его верстки в правительстве. Однако на этот раз «битва за бюджет» имеет особое значение, так как уже в следующем году пройдут фактически досрочные выборы в Госдуму, и каждый депутат будет вон из кожи лезть, дабы выставить себя искренним радетелем за народные интересы.

Силуанов же объяснил необходимость продления срока внесения бюджета в Госдуму нехваткой времени на подготовку решений по его балансировке. Министр отметил, что предлагаемым законопроектом также приостанавливается действие «бюджетного правила» в части определения предельных объемов бюджетных расходов. «Доходы сократились, и нам необходимо иметь гибкость», - заметил он.

Успокоил глава Минфина и получателей бюджетных средств, участвующих в исполнении долгосрочных контрактов. По его словам, они смогут заключать договоры со сроком оплат работ и услуг за пределами 2016 года по решению правительства.

Несмотря на, в целом, спокойный настрой Силуанова, думская оппозиция отказалась считать отказ от трехлетнего бюджета малозначащим вопросом. «Попытка представить это решение как техническое абсолютно несостоятельна, власть постоянно манипулирует сроками принятия решений и пытается остаться на коне», - заявил депутат от КПРФ Борис Кашин. По его словам, правительство и в прежние, относительно стабильные времена, не было способно строить «адекватные прогнозы», в итоге депутатам приходилось корректировать бюджет как минимум пару раз в год. «Нам не нужно правительство, которое говорит, что основная его задача - это сохранение резервов. Основная задача не должна заключаться в том, чтобы как Плюшкин сидеть над остатками денег, надо делать так, чтобы экономика заработала», - бросил упрек Кашин.

В ЛДПР заявили, что российское правительство отличается полной непредсказуемостью, а неспособность к планированию связана с ошибочной моделью экономики, которую реализует Белый дом. «Проблема не в том, что вы не можете угадать, проблема в тупиковой экономической модели, никакой программы у вас нет!», - раскритиковал кабинет министров либерал-демократ Сергей Катасонов.

«Эсер» Александр Тарнавский также связал причины перехода к однолетнему бюджету не с падением цен на нефть и кризисом, а «ошибками в планировании и отсутствием реформ в предыдущие годы».

На защиту Минфина встал лишь единоросс Андрей Макаров, который заявил, что обстоятельства, вынудившие правительство отказаться от «трехлетки», находятся «вне сферы нашего влияния». «Никто не знает, каким будет темп роста в Китае, когда США примут решения о повышении ставки и что произойдет, когда с 1 ноября на рынок впервые после санкций будет выброшена иранская нефть», - заметил депутат. По его словам, Иран может увеличить предложение нефти на рынке от 500 тыс. до 800 тыс. тонн в день, что обрушит цены на «черное золото» в диапазоне от 5 до 10 долларов за баррель. «Делать в таких условиях вид, что ничего не происходит, было бы политически безответственно», - заметил Макаров.

О том, как выглядят бесконечные заявления самих министров и депутатов о необходимости преодоления зависимости российского бюджета от нефтяных цен и, как следствие, проведения структурных реформ, на Охотном ряду умолчали. Как ожидается, очередную сказку про «белого бычка», то есть о диверсификации российской экономики, народные избранники заслушают в начале октября, когда первые лица правительства придут в Госдуму с докладом о выполнении «антикризисных мер».

Елена Земскова