Posted 21 сентября 2015,, 16:16

Published 21 сентября 2015,, 16:16

Modified 31 января, 07:15

Updated 31 января, 07:15

«Если нет хлеба, в ход идут зрелища»

21 сентября 2015, 16:16
В России ведется все более жестокая схватка за влияние на первое лицо государства, а также за контроль над сокращающимися ресурсными потоками, - так эксперты видят причину массовых арестов в руководстве республики Коми.

Арест почти всего руководства республики Коми во главе с ее губернатором Вячеславом Гайзером, а также близких к нему крупных бизнесменов, стал самым громким коррупционным скандалом на региональном уровне с момента задержания в марте этого года губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина.

Напомним, что с санкции Басманного суда арестованы глава республики Коми Вячеслав Гайзер, его заместитель Александр Чернов, зампред правительства республики Константин Ромаданов, председатель Госсовета Коми Игорь Ковзель, экс-сенатор от республики Евгений Самойлов, а также еще десять человек, которых следствие назвало «финансисты-технологи»: Фаерштейн, Моляров, Москвин, Гольдман, Веселов, Кудинов, Марущак, Либензон, Моторина, Хрузин. Шестнадцатый фигурант дела Юрий Бондаренко взят под домашний арест. Срок ареста для них установлен до 18 ноября 2015 года. При этом Гайзеру предъявлены обвинения в «организации преступного сообщества и мошенничестве».

Масштаб силовых действий правоохранительных органов против высокопоставленных чиновников в Коми уже дал пищу для предположений, что речь идет не о частной истории, а о начале некой широкой политической кампании общенационального уровня. Эксперты, опрошенные «Росбалтом», не исключают, что вслед за отстранением Гайзера мы можем стать свидетелями ухода в отставку и других региональных лидеров - в частности, губернатора Псковской области Андрея Турчака, который оказался вовлечен в скандал вокруг расследования организации покушения на журналиста Олега Кашина.

«Вся история Вячеслава Гайзера - это история слияния в одном человеке двух субъектов коррупции: взяточника-чиновника и взяточника-бизнесмена», - говорит политолог Андрей Пионтковский. В то же время, формулировка «преступная группировка», которую применяет следствие, а также тональность подачи этого дела в СМИ, по мнению эксперта, «напоминают обвинительные заключения советского представителя Романа Руденко на Нюрнбергском процессе, который сказал тогда, характеризуя нацистское руководство Германии: «преступники, овладевшие государством, превратившие его в инструмент своих преступлений».

Что касается причин, по которым стало возможно публичное уголовное преследование главы региона, то, по словам Пионтковского, «российская власть в деле Гайзера и других похожих делах, становится в позу борца с коррупцией в белых одеждах, переводя обвинения в коррупции с себя на региональный уровень».

В свою очередь политолог Дмитрий Орешкин отметил, что «губернаторов у нас смещали и судили, но никогда прежде при этом не пользовались терминами «преступная группа». В то же время, основные причины ареста руководства республики Коми заключаются, по мнению эксперта, в том, что «идет все более жестокая схватка за влияние на первое лицо государства и за контроль над сокращающимися ресурсными потоками».

По мнению Орешкина, «силовики хотят послать сигнал президенту и общественности о своей ключевой роли во властной вертикали». Политолог отметил, что «ключевая роль силовиков в последнее время пошатнулась», что, в частности, выразилось в том, что их «неявный лидер», бывший глава РЖД Владимир Якунин, недавно был отправлен в отставку. «Не то, чтобы это сделал Владимир Путин, но он позволил это сделать главе правительства Дмитрию Медведеву», - сказал эксперт, отметив при этом, что

Гайзер принадлежит к клану, ориентированному именно на Медведева.

Второй причиной ареста руководства Коми Орешкин считает «продолжение войны «Лукойла», ведущего добычу в республике Коми, и «Роснефти». Эксперт напомнил, что незадолго до последних событий «Лукойл» нанес поражение «Роснефти», выиграв конкурс на право разработки нефтяного месторождения на Восточно-Таймырском участке в Красноярском крае.

Орешкин уверен, что дело не в эффективности или неэффективности Гайзера. «Понятно, что у этих ребят рыльце в пуху, но в июньском рейтинге эффективности руководителей российских регионов, составленном Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), господин Гайзер делил 4-5 места (из 81) с главой другого нефтеносного региона – губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым». Так что в ситуации с арестом Гайзера дело не в экономике и не в эффективности чиновника, говорит политолог. «Роль силовиков ослабла из-за того, что было решено «заморозить» ситуацию на Украине, а также после того, как председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин фактически проиграл главе Чечни Рамзану Кадырову, который фактически заблокировал возможность проведения следственных действий на территории республики по делу Немцова. И для поддержания своего авторитета силовики должны были нанести ответный удар», - полагает Орешкин.

Политолог Игорь Бунин называет, как минимум, три причины ареста почти всего руководства Коми. Первая, по его словам, состоит в «росте амбиций силовиков». «Посмотрите, сколько за последнее время было арестовано, - говорит он. - Челябинский вице-губернатор Николай Сандаков, вице-губернатор Новгородской области Виктор Нечаев, первый зампред правительства Ивановской области Андрей Кабанов и так далее».

Вторая возможная причина ареста Гайзера, по словам Бунина, - борьба за контроль над нефтегазоносным регионом. Третья же может состоять в том, что арестом Гайзера дело не ограничится, и процесс перемещения некоторых глав российских регионов за решетку будет продолжен, предполагает политолог.

В частности, Бунин допускает, что задержание бывшего члена Совета Федерации от республики Коми Евгения Самойлова, который уже дал показания против Гайзера, это «попытка подобраться» не только к Гайзеру, но и к губернатору Псковской области Турчаку, чьим хорошим знакомым является Самойлов - в частности, он был членом совета директоров ОАО "Холдинговая компания "Ленинец", контролируемого семьей Турчака.

На вопрос «Росбалта» о том, может ли Турчак может пополнить список опальных глав регионов, Бунин ответил «не исключаю». «У него (Турчака), конечно, больше связей, чем у Гайзера, но все возможно», - отметил эксперт.

«Экономическая ситуация в стране развивается не слишком позитивно и, соответственно, если гражданам не хватает хлеба, им нужно предложить пиар-кампанию борьбы с коррупцией, то есть, грубо говоря, зрелище вместо хлеба», - говорит политолог Николай Петров. Он согласен с Орешкиным в том, что в смещении Гайзера может быть заинтересована «Роснефть», возглавляемая Игорем Сечиным. «Понятно, что интересы «Роснефти» и Сечина здесь достаточно серьезны, а в ситуации, когда эта компания сталкивается с проблемами сокращения добычи, экстраординарные способы их разрешения - это продолжение попыток решения экономических проблем внеэкономическими методами», - говорит эксперт. «Экономические интересы обуславливают и выбор мишени», - добавил он.

Что касается вопроса о дальнейшей судьбе губернатора Турчака, то Петров полагает, что через какое-то время он может быть отправлен в отставку «по-тихому», поскольку, «руководство России не хотело бы привлекать излишнего внимания к скандалу, связанному с руководителем Псковской области».

Александр Желенин