Posted 24 сентября 2015,, 16:54

Published 24 сентября 2015,, 16:54

Modified 31 марта, 06:08

Updated 31 марта, 06:08

«Люди готовы терпеть слишком много»

24 сентября 2015, 16:54
Спад протестной активности в России, по мнению экспертов, плохо поддается рациональному объяснению. По их прогнозу, новая акция оппозиции, которая намечена в Москве на ноябрь, все же сможет стать массовой, если ее правильно организовать.

Российская оппозиция планирует провести в начале ноября в Москве новую крупную акцию протеста. Об этом СМИ заявил журналист и оппозиционный политик Александр Рыклин от имени Комитета протестных действий.

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов дать прогноз уличной протестной активности на ближайший период, учитывая, что недавний митинг сторонников Алексея Навального в московском спальном районе Марьино собрал, по данным самих организаторов, около 8 тысяч человек (что существенно меньше, чем общегражданские протестные акции 2011-2012 годов). В связи с этим не менее актуален и другой вопрос: какой должна быть повестка такого мероприятия и какие факторы могут влиять на уровень митинговой активности в России в обозримой перспективе?

Политолог Елена Галкина не согласна с мнением, что митинг в Марьино следует называть неуспешным. По ее словам, он «прошел очень удачно, если считать его смотром сторонников, которые готовы мобилизоваться для поддержки демократических сил в любой момент, несмотря на провальную избирательную кампанию в Костроме, отсутствие внятной повестки мероприятия и слабое продвижение его в медиа».

«Эти люди определились не только с отношением к нынешней российской власти, но и с лидером», - считает эксперт. В то же время, она убеждена, что «протестное ядро Москвы на порядок больше. Оно окончательно сформировалось во время «маршей мира» 2014 года и шествия памяти убитого Бориса Немцова 1 марта 2015 года.

«Мнение участников этих акций о курсе, взятом руководством страны во время третьего президентского срока Владимира Путина, не изменилось, а лишь укрепилось. В целом по стране социология показывает, что количество граждан, не одобряющий деятельность президента, за год не изменилось, несмотря на усилия пропаганды. Это самая социально активная часть общества, которая, ощущая себя во враждебном окружении, все больше консолидируется, прежде всего, через соцсети», - отмечает эксперт.

«Серьезный всплеск протестов возможен в любой момент, - прогнозирует Галкина. - Вместе с тем они, конечно, будут проходить не «за сменяемость власти» и не с социальной повесткой». По ее словам, «линия определения «свой – чужой» сейчас проходит через отношение к российско-украинскому конфликту». Так что вывести людей на улицы могут, по мнению Галкиной, «активизация военных действий или радикальные решения Кремля, направленные на самоизоляцию страны и ограничение свободы коммуникации».

Протестные акции в России снова могут стать массовыми, если их организаторы начнут выдвигать лозунги и поднимать проблемы более близкие основной массе населения. Такое мнение «Росбалту» высказал политолог Павел Кудюкин.

По его словам, в ситуации ухудшения экономического положения, которое сейчас наблюдается в России, привлечь к себе могли бы социальные лозунги. «Однако, как показывает опыт, митинги и другие акции по чисто социальной проблематике собирают еще меньшее число людей, как бы это ни было удивительно», - констатирует эксперт, отмечая, что «рациональному объяснению и прогнозированию такие изгибы массового сознания не поддаются и определяются они малопонятными факторами».

Политолог отметил, что «всплеск социальной активности в 2011-2012 годах рациональному объяснению также не поддается, поскольку тогда никаких неожиданных явлений, которых бы не было в стране ранее, не случилось, а вспышка активности, тем не менее, произошла». «Чем парламентские выборы декабря 2011 года отличались от всех предыдущих? Да ничем! Однако именно эти нечестные выборы вывели людей на улицу. То есть, повод к тем протестам понятен, а причины - нет», - говорит он, напоминая, что в экономическом отношении это было относительно благополучное время, когда постепенно начали преодолеваться последствия экономического кризиса 2008-2009 годов.

Нынешний спад протестной активности, полагает эксперт, связан с «неверием граждан в возможность что-либо изменить». Что касается ухудшения экономического положения, то люди, по его словам, «пока еще адаптируются к нему традиционными российскими методами - в частности, они больше стали выращивать продовольствие на своих дачных участках».

«Предел адаптации к трудностям не достигнут, а выживать мы потомственно умеем неплохо. С одной стороны, это хорошо, а с другой, люди готовы терпеть слишком много, в том числе, и то, что не следовало бы терпеть», - говорит Кудюкин.

Акции российской несистемной оппозиции смогут вернуть себе массовость лишь при условии, если они не будут узкопартийными и вождистскими, говорит, в свою очередь, политолог Андрей Пионтковский. Относительную немногочисленность митинга сторонников Навального в Марьино эксперт объясняет организационными недостатками в его подготовке, а также тем, что «он был превращен в личную пиар-акцию одного человека». В связи с этим, политолог выразил согласие с заявлением представителя Комитета протестных действий Константина Рыклина о том, что «собрать много людей можно только в случае очень широкого призыва».

По мнению Пионтковского, этот призыв не должны исходить ни от Навального, ни от партии РПР-ПАРНАС, ни от «Партии прогресса», а это должно быть обращение людей достаточно авторитетных в протестной среде и настроенных оппозиционно к действующей власти деятелей культуры. «Только такой призыв может собрать людей. То есть, речь не о внешних поводах, которых предостаточно (втягивание в новую войну в Сирии, экономическая стагнация, усиление репрессий), а в организационных моментах», - считает эксперт. Главное, «найти правильный угол зрения и приложить разумные организационные усилия», - добавил он.

Александр Желенин