Posted 8 октября 2015,, 16:49

Published 8 октября 2015,, 16:49

Modified 31 января, 07:37

Updated 31 января, 07:37

Война как способ управления страной

8 октября 2015, 16:49
Для России увязание в военном конфликте в Сирии и превращение его во второе издание афганской войны — вполне реальный сценарий недалекого будущего. К такому выводу пришли эксперты московского Политклуба «Росбалта».

Для России превращение сирийской войны во второе издание афганской — вполне реальный сценарий недалекого будущего. Именно это может стать результатом решения ввязаться в сложнейший клубок военного конфликта в Сирии в качестве одной из его сторон. К такому выводу пришли эксперты, собравшиеся в четверг на заседание московского Политклуба «Росбалта» на тему «Военная операция в Сирии: вызовы и риски, с которыми может столкнуться Россия».

Востоковед и культуролог Михаил Магид, вспомнив о предыстории нынешней войны, не оставил камня на камне от популярных в РФ теорий заговора, согласно которым виной всему стали американцы и Запад в целом, сотворившие на Ближнем Востоке ряд «цветных революций», с которых якобы все и началось.

В своем выступлении Магид показал, насколько глубоки внутренние социально-экономические, конфессиональные и политические корни сирийского конфликта. В частности, он напомнил, что большая часть экономики Сирии еще задолго до его начала в 2011 году контролировалась семьей нынешнего президента страны Башара Асада. Банковский же сектор был под ее контролем полностью.

Эксперт рассказал также, что важнейшей предпосылкой сегодняшнего противостояния стала ситуация, когда Турция, руководствуясь своими экономическими интересами (расширением площади орошаемых земель и строительством новых гидроэлектростанций), стала забирать большую часть воды из реки Евфрат, которая давала около 80% водных ресурсов Сирии.

Это привело к массовому разорению сирийских крестьян и переселению их в пригороды крупных городов страны, где и происходило накопление этого взрывоопасного человеческого материала.

В большинстве своем «это были люди малообразованные, с традиционной мусульманской суннитской картиной мира», говорит эксперт. В этой связи он напомнил, что мусульмане-сунниты составляют около 70% населения Сирии, в то время как алавиты, к которым принадлежит семейство президента Асада и большая часть верхушки сирийских спецслужб и армии, составляют менее 20% ее населения.

Магид рассказал, что, согласно официальным сирийским данным, в конце 2000-х годов примерно половина сирийцев жила ниже черты бедности. По его словам, «именно эта бедная, малообразованная традиционалистская суннитская часть населения стала основным ядром нынешнего восстания».

Востоковед подчеркнул, что конфликт между суннитами и алавитами тянется здесь не одну сотню лет и что столкновения с правительственной армией только во второй половине XX века случались в Сирии неоднократно. В частности, по его словам, это происходило в конце 1970-х годов, а в 1982 году город Хама даже перешел на несколько дней под контроль повстанцев-суннитов, и для восстановления контроля над ним армия применила танки и артиллерию.

Другой участник встречи - журналист Орхан Джемаль добавил, что в 1982 году жертвами действий сирийской армии, которую возглавлял тогда отец нынешнего сирийского президента Башара Асада - Хафез Асад, стали десятки тысяч человек.

Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Сажин в свою очередь отметил, что он скептически смотрит на возможность всерьез усилить позиции войск президента Асада с помощью воздушных ударов. «Я не думаю, что территория, контролируемая Асадом, даже при помощи воздушного прикрытия России намного увеличится», - сказал он.

Эксперт также считает, что не стоит излишне полагаться на сотрудничество Ирана и России в сирийской войне, хотя официальный Тегеран и приветствовал присоединение к военным действиям в Сирии ВВС Российской Федерации. В иранских элитах на этот счет существуют разные мнения, говорит он. Кроме того, у Ирана для этого недостаточно экономических ресурсов, страна находится в сложном экономическом положении, которое она намерена поправить, в том числе, и благодаря «ядерной сделке» с США. Это соглашение, как уверен Сажин, «стороны будут выполнять», что откроет Тегерану двери на мировой рынок нефти.

Эксперт сообщил также, что помимо этого Иран и США уже имеют опыт военного сотрудничества в Ираке против «Исламского государства» (запрещенная на территории РФ террористическая организация). В частности, по его данным, американская авиация прикрывала с воздуха действия сил, которые под руководством офицеров иранской армии остановили наступление формирований ИГ на Багдад некоторое время назад. «Несмотря на то, что этот факт отрицается и в Вашингтоне, и в Тегеране, все-таки между американскими и иранскими действиями в Ираке была определенная координация», - подчеркнул Сажин.

В целом же, по мнению специалиста, «при создавшейся на сегодняшний день ситуации победить «Исламское государство» военным путем невозможно», в частности, потому что сейчас под контролем ИГ находится территория с населением от 5 до 8 млн человек.

Орхан Джемаль опасается, что участие в сирийском конфликте может стать для России повторением афганской истории, и она всерьез увязнет в этом противостоянии.

По мнению же Михаила Магида, причины, толкнувшие руководство РФ к вводу подразделений российской армии в Сирию, состоят в том, что с начала 2000-х годов война стала для него «формой управления страной». В ситуации угасания украинского конфликта, усиления экономического кризиса в самой России, оно не может, как считает эксперт, обойтись без таких «пиар-акций», как война в Сирии, предназначенных, прежде всего для внутреннего потребления.

Участники Политклуба остановились и на таком вопросе, как вероятность прямого или косвенного столкновения в Сирии американской и российской армий. Уже вполне очевидно, что Россия в Сирии играет в свою игру и будет продолжать это делать и дальше. Она, как минимум, не собирается помогать противникам президента Башара Асада, о чем открыто заявляет устами своего руководства. Идею же, с которой выступает сейчас Кремль, об объединении сил сирийского президента и противостоящей ему оппозиции любой направленности против ИГ, эксперты полностью исключили как нереальную. Орхан Джемаль в связи с этим подчеркнул, что оппозиция взялась за оружие, в первую очередь потому, что считает своим главным врагом именно Асада. Возможность создания такого альянса категорически исключили и Магид, и Сажин.

Джемаль также напомнил, что после того, как российские самолеты разбомбили лагерь, в котором американские инструкторы готовили повстанцев, США заявили, что позаботятся об обеспечении безопасности своих инструкторов и союзников. В переводе с дипломатического, говорит журналист, это означает, что туда будут поставлены ракеты «земля-воздух», способные достигать высот свыше 5000 м, с которых сейчас наносят удары российские самолеты. По мнению Джемаля, расширение военной операции России на Ирак также может привести к столкновению русских с американцами, поскольку последние очень плотно опекают руководство этой страны.

Александр Желенин