Posted 9 октября 2015,, 17:34

Published 9 октября 2015,, 17:34

Modified 31 марта, 05:56

Updated 31 марта, 05:56

Афганистан. Вторая попытка?

9 октября 2015, 17:34
Сценарий, при котором Кабул под угрозой наступления талибов попросит Москву вновь ввести войска, сегодня выглядит малореальным, полагают эксперты. Однако активность РФ на афганском направлении явно будет нарастать.

В то время как российская боевая авиация наносит в Сирии образцово-показательные удары по объектам запрещенного в России “Исламского государства”, а некоторые наши парламентарии намекают на возможность расширения военных действий против ИГ на территорию Ирака, с севера Афганистана приходят тревожные сообщения об успехах там талибов и, возможно, объединившихся с ними игиловцев.

Как известно, в конце сентября талибы неожиданно захватили ключевой город этого региона Кундуз - столицу одноименной провинции. Причем, по данным афганских источников, несмотря на воздушные удары американцев и действия правительственной армии, они удерживают его уже более недели, в то время как в СМИ то и дело появляется новость, что Кундуз у талибов отбит.

Спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов заявил, что между правительствами Афганистана и России сейчас ведутся переговоры о поставках этой стране партии ударных вертолетов Ми-35 (это модернизированный вариант вертолета Ми-24, который советская армия активно использовала во время Афганской войны в конце прошлого века). При этом он намекнул, что только поставками вооружений помощь Российской Федерации этой стране может не ограничится.

В связи с этим «Росбалт» попросил экспертов высказаться о вероятности нового ввода российских войск в Афганистан.

Такой сценарий сегодня выглядит малореальной перспективой. Во всяком случае, в обозримом будущем этого скорее всего не произойдет. Так считает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов.

«Я не вижу сейчас таких угроз российским интересам в Центральной Азии со стороны Афганистана, которые бы предполагали задействование в этой стране вооруженных сил России. Нынешнее обострение боевых действий на севере Афганистана означает лишь новый виток затяжной гражданской войны в этой стране», - уверен эксперт.

По мнению Куртова, для моджахедов, которые ведут сегодня борьбу за те или иные территории в самом Афганистане, было бы верхом неразумности одновременно затевать и внешнеполитические авантюры в направлении государств - бывших республик Советского Союза. Он считает, что такая политика даже для радикальных исламистов стала бы перебором. Потому что если они попытаются напасть на какую-то из центральноазиатских стран бывшего СССР, то, в случае обращения за помощью к Москве Ашхабада, Ташкента или Душанбе, такая помощь будет оказана достаточно быстро с российских баз, расположенных в этом регионе.

«Российские боевые самолеты вполне могут появится на аэродромах Узбекистана и даже Туркменистана (придерживающегося политики нейтралитета, - «Росбалт»), если на это будет соответствующий запрос», - уверен Куртов.

Что касается помощи правительству Афганистана в его войне против исламистов, то скорее всего, со стороны России она ограничится финансовой поддержкой и поставками товаров, в том числе, и военного назначения, говорит специалист.

Эксперт по Ближнему Востоку, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Георгий Мирский также категорически отвергает возможность вступления России в новую афганскую войну.

При любом повороте событий в Афганистане, максимум, что может предпринять российское руководство, это усилить свое военное присутствие в пограничном Таджикистане, считает эксперт.

При этом, по его мнению, сил 201-й военной базы Российской Федерации в этой стране сейчас для решения всех возможных проблем недостаточно. Если в Таджикистане начнется новое восстание, подобное тому, что было подавлено недавно правительственными силами, а в Афганистане после ухода оттуда в 2016 году сил НАТО переменится власть, которая поддержит таджикских исламистов и даст им оружие, «могут быть большие неприятности», - прогнозирует Мирский.

«Там, в Таджикистане, наши войска есть, но их может оказаться недостаточно и это серьезная проблема», - отметил эксперт. В то же время, он уверен, что при любом раскладе «российские войска больше никогда не вступят в Афганистан, поскольку для русских это проклятое место».

Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, комментируя обострение ситуации в Центральной Азии, сказал, что на данный момент нет необходимости каких-то радикальных мер со стороны России в отношении Афганистана. Эксперт напомнил, что на данный момент это государство продолжает оставаться «под достаточно плотным контролем Соединенных Штатов, гораздо более плотным, чем территория Сирии».

Грозин считает, что «повторить на афганской территории “сценарий Латакии” (сирийский город, куда недавно были переброшены военно-воздушные силы РФ, - «Росбалт»), сегодня не представляется возможным».

В Афганистане и вокруг него «мы можем опираться только на наших партнеров по ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности, куда, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения), поскольку эти страны либо непосредственно граничат с Афганистаном, либо находятся рядом с ним», - уверен эксперт.

Кроме того, для ввода российских войск в Афганистан, говорит он, необходима просьба об этом руководителей этой страны, но «они скорее обратятся к американцам, хотя ничего исключать нельзя — у афганского президента Ашрафа Гани достаточно слабые позиции», считает специалист. Он полагает, что если исламисты захватят какой-то ключевой город на юге страны, как это случилось недавно на севере с Кундузом, «то вполне возможно, что официальный Кабул и обратится к России».

Однако пока, убежден Грозин, у руководства этой страны «нет необходимости в том, чтобы защищать себя путем апелляции к Москве. Оно пока не в том положении, в каком находится президент Сирии Башар Асад».

Александр Желенин