Posted 30 октября 2015,, 15:19

Published 30 октября 2015,, 15:19

Modified 31 марта, 05:40

Updated 31 марта, 05:40

«Сдерживание Китая не удается»

30 октября 2015, 15:19
Причиной обострения конфликта КНР и США вокруг Южно-Китайского моря стала неудачная политика Барака Обамы. Америка впервые за долгие годы начинает серьезно терять лицо в этом регионе, полагает востоковед Алексей Маслов.

К концу недели резко обострился давний конфликт между Китаем и США по поводу строительства Пекином искусственных островов в районе архипелага Спратли в стратегически важном районе Южно-Китайского моря, через которое проходят торговые пути из Персидского залива в Азиатско-Тихоокеанский регион. По сообщениям СМИ, ракетный эсминец ВМФ США Lassen приблизился на расстояние 12 морских миль к одному из китайских искусственных островов. После этого командующий военно-морскими силами КНР адмирал У Шэнли потребовал от США прекратить «опасные и провокационные действия» в Южно-Китайском море, пригрозив Америке тем, что «даже незначительный инцидент может вызвать войну». В свою очередь, представитель Пентагона заявил, что эсминец ВМС США действовал в рамках закона и добавил, что американские силы будут перемещаться и действовать «везде, где это позволяет международное право». О том, в чем причина новой фазы конфликта между двумя ядреными державами и насколько велика вероятность его перехода в горячую стадию, в интервью «Росбалту» рассказал руководитель Школы востоковедения ВШЭ, китаевед Алексей Маслов.

- В чем причина нынешнего обострения китайско-американских отношений?

- Как всегда, есть несколько причин конфликта. Самая главная в данном случае состоит в заметном усилении активности самого Пекина в Юго-Восточной Азии, а также в очень неудачных переговорах, которые провели президент США Барак Обама и председатель КНР Си Цзиньпин во время визита последнего в Соединенные Штаты меньше месяца назад.

- А в чем состояла неудача этих переговоров?

- Судя по всему, на них обсуждалась возможность обмена: Китай прекратит активные действия по наращиванию территорий искусственных островов в Южно-Китайском море, а США прекратят давление на КНР. Но договориться не удалось. Несмотря на подписанные контракты, которые привели к увеличению объемов торговли между двумя странами, ни одна из политических проблем после этого визита не была решена. Наоборот, они обострились.

Во-первых, американцы не поддались нажиму китайцев в вопросе о превращении юаня в одну из резервных валют мира, чего Пекин очень добивался.

- А это как-то зависит от США?

- Да, Штаты - одна из стран, которая выносит принципиальное решение по этому вопросу. Второй момент, по которому не удалось договориться на этих переговорах, это присутствие Соединенных Штатов в Южно-Китайском море.

Был еще один важный фактор. Это закончившийся недавно очень удачный визит того же Си Цзиньпина в Великобританию и его переговоры с премьер-министром Дэвидом Кэмероном. Еще до начала этого визита Кэмерон заявил, что Соединенное Королевство намерено советоваться с Китаем по поводу российской операции в Сирии. То есть, Пекин впервые будет играть роль посредника на очень важных переговорах. До этого ничего подобного не было.

Кроме того, в ходе визита в Лондон были подписаны целый ряд соглашений об очень крупных китайских инвестициях в британскую промышленность. Таким образом, поездка главы КНР в Британию была не только успешнее, чем в США, но и показала, что у Китая очень много рычагов воздействия на экономики стран Европы.

По сути дела, Пекин впервые, причем довольно агрессивно, вторгся в традиционную сферу влияния США. Одновременно он продолжил все свои действия в районе Южно-Китайского моря.

Ряд этих факторов поставили политику президента США Барака Обамы относительно КНР под удар. Как видим, сдерживание Китая не удается. Не получается у американцев и «переключить» другие страны Юго-Восточной Азии на себя. О чем, например, говорит недавнее решение Японии о возможности применения ее сил самообороны за пределами страны? О том, что Токио больше не доверяет Вашингтону как своему основному защитнику.

Китайская политика Обамы в конце его правления подходит к серьезному кризису. В США, в том числе, и в экспертных кругах заговорили о слабости нынешней администрации перед лицом усиливающегося Китая. Слабости даже на переговорном уровне, а не только на уровне экономики. Америка впервые за долгие годы начинает серьезно терять лицо в этом регионе. Отсюда и обострение нынешней пикировки между двумя странами.

- Насколько сегодня вероятен военный конфликт между ними?

- Военный конфликт между США и Китаем маловероятен. Хотя при таком наращивании вооружений здесь избежать коротких столкновений, может быть, и не получится. Однако Пекин, несмотря на бряцание оружием, все же не заинтересован в войне в этом регионе, потому что в Южно-Китайском море проходят важные торговые пути - как из Китая, так и в Китай, в том числе, из Персидского залива.

Любые военные действия здесь поставили бы под удар экспортно-импортные поставки Китая, чего он, естественно, совсем не хочет. Поэтому сейчас скорее идет игра нервов. США имеют возможность очень быстро подвести свой военно-морской флот к этому району. Не надо забывать, что у Штатов есть базы и на Окинаве (Япония), и в Южной Корее, и на Гавайях, то есть в непосредственной близости от КНР.

Если мы берем техническую сторону вопроса, то да, может быть, что угодно. Но в политическом и торговом плане США и Китай абсолютно не заинтересованы в серьезных столкновениях.

- В свете сказанного вами, следующий вопрос может показаться достаточно большой абстракцией. И, тем не менее: учитывая, что обе страны обладают ядерным оружием, если военный конфликт между ними все-таки разразится, может ли он перерасти в ядерную войну?

- Теоретически можно предположить такую возможность, но для КНР такое развитие событий означало бы абсолютную потерю лица, учитывая все предыдущие декларации Пекина. Дело в том, что один из столпов успешности Китая состоит в том, что его руководители всегда настаивают на максимально мирном разрешении любых конфликтов. Пекин вообще является одним из главных пропагандистов денуклеаризации (отказа от ядерного оружия) международных отношений.

Китай не собирается разоружаться, но считает, что наращивание ядерных вооружений ведет к увеличению числа очагов напряженности в мире. Например, КНР вместе с США и Россией выступает против наращивания ядерных вооружений в Северной Корее.

В свою очередь, для США применение ядерного оружия против Пекина означало бы то, что страна отрезала бы себя от своих крупнейших производителей. Штаты и рады бы перенести свои производства с территории Китая, но пока это сделать невозможно. Частично они уже вывозят свои капиталы из Поднебесной в более дешевые страны — Мексику, Вьетнам, Камбоджу, но говорить о том, что Америка уже перестала быть зависимой от поставок китайских товаров, не приходится.

Кроме того, не надо забывать, что КНР выступает крупнейшим покупателем американских технологий. Китай очень завязан на американскую систему обучения и подготовки кадров. Недавно, например, Нью-Йоркский университет запустил свои лаборатории в Шанхае, в том числе, инженерные, технические и химические.

Беседовал Александр Желенин