Posted 14 ноября 2015,, 13:10

Published 14 ноября 2015,, 13:10

Modified 31 января, 08:01

Updated 31 января, 08:01

Испытание террором: война против Франции

14 ноября 2015, 13:10
«Франция после ночи кошмара», «Мир проснулся в шоке», «На этот раз это война» — французские СМИ ведут фактически поминутную хронологию беспрецедентной террористической атаки в Париже и мировой реакции на нее.

«Франция после ночи кошмара», «Мир проснулся в шоке», «На этот раз это война» — французские СМИ ведут фактически поминутную хронологию беспрецедентной террористической атаки в Париже и мировой реакции на нее. В результате шести нападений и взрывов, совершенных исламистами, погибли, по меньшей мере, 128 человек, еще более 250 ранено (80 из них в крайне тяжелом состоянии). Сообщается, что ответственность за самый кровавый теракт в истории Франции взяло на себя «Исламское государство». В стране объявлено чрезвычайное положение и трехдневный траур. С соболезнованиями и предложениями помощи выступили лидеры всех крупных стран, включая Россию.

В этот раз мишенями стали места массового скопления людей. Террористы обстреляли популярные кафе, устроили взрывы рядом с олимпийским стадионом Stade de France, где проходил матч между национальными футбольными сборными Франции и Германии (в присутствии президента Франсуа Олланда и ряда министров, а также главы МИД ФРГ Штайнмайера), и ворвались в концертный зал Батаклан во время выступления американской рок-группы The Eagles of the Death Metal, на которое пришли полторы тысячи человек. Большинство жертв, около 80 человек, — это те, кто был застрелен в концертном зале. Пятница, 13-е глазами очевидцев: «Люди топтали друг друга. Это был ад…», «Он смотрел нам в глаза и стрелял…», «Это было, как взрыв петарды, я подумал, что это часть шоу…». По словам пострадавших, террористы во время нападений кричали «Аллах акбар!» и упоминали Сирию.

Полиция говорит как минимум о шести скоординированных атаках. В каждом случае действовали несколько нападавших. Сообщается, что восемь террористов мертвы: семеро подорвали себя, один застрелен. Власти достаточно быстро поняли, что имеют дело с крупномасштабной террористической атакой. Уже вскоре после нападений Олланд объявил о введении чрезвычайного положения на всей территории Франции и закрытии границ. По его указу были мобилизованы все силы с целью нейтрализации террористов и обеспечения безопасности. В Париже действует «белый план» — комплекс мер на случай высочайшего уровня террористической опасности. Помимо полиции, в столице задействованы около 1,5 тыс. военнослужащих.

Олланд заявил, что в отношении Франции и ее ценностей совершена «агрессия» и пообещал беспощадно бороться с варварами. По его словам, для этой борьбы — как внутри страны, так и за ее пределами, Франция использует все имеющиеся у нее законные средства и будет действовать вместе с союзниками, которые также находятся под угрозой.

Теракты в Париже стали самыми кровавыми в Европе с момента взрывов в Мадриде в 2004 году. Фоном к нынешней ситуации служит миграционный кризис в Европе и конфликт между Россией и Западом, который осложняет эффективное сотрудничество в антитеррористической борьбе. На волне усиления антииммигрантской риторики из Берлина сегодня прозвучал призыв не связывать последние атаки с миграционным кризисом. «Я бы настоятельно просил не увязывать (теракты — «Росбалт») с дебатами по вопросу о беженцах», — заявил на пресс- конференции Томас де Мезьер министр внутренних дел Германии, которая планирует принять в этом году около миллиона беженцев и мигрантов.

В последние месяцы звучало немало критики в адрес французских спецслужб, «проморгавших» целый ряд дерзких терактов. Однако французские власти и спецслужбы считали показателем эффективности своей антитеррористической борьбы тот факт, что страна не подвергалась столь масштабным атакам, как США, Испания и Великобритания. Теперь это картина изменилась. И в этом трагическом рейтинге Франция заняла первую строчку. На повестке дня вновь оказался вопрос о реформе антитеррористической системы, которая в последние годы была существенно усилена.

В воскресенье во второй половине дня в Елисейский дворец приглашены лидеры всех политических партий Франции, включая оппозиционный ксенофобский Национальный фронт (НФ), чья политика отличается антииммиграционной и антиевропейской риторикой. Глава НФ Марин Ле Пен входит в число популярных политиков. При этом на фоне последних терактов во Франции ее рейтинг продолжал расти. «Франция больше не является безопасной», — заявила сегодня Ле Пен, призвав к окончательному восстановлению границ, борьбе с исламистскими организациями и высылке иностранцев, пропагандирующих ненависть. В то время как одни политики сегодня призывали к национальному согласию, другие выступили с критикой внешнеполитического курса и политики в области безопасности, заявляя, что у Олланда нет стратегии в борьбе с террором.

Следует отметить, что нынешняя трагедия произошла за несколько недель до важных региональных выборов (6 и 13 декабря), фактически в разгар кампании. Эксперты сейчас обсуждают среди прочего вопрос о том, возможен ли перенос голосования в целях безопасности. Для изменения сроков голосования потребовалось бы принять новый закон, для чего фактически не остается времени. Как бы там ни было, сейчас у кандидатов, по сути, нет возможности вести предвыборную кампанию.

Доверяют ли сами французы заявлениям властей и верят ли они в их способность справиться с этой угрозой, ведь в последний год Франция неоднократно становилась мишенью для террористов?

Сейчас французский Интернет полон эмоциональных оценок и вопросов, на которые власти вряд ли способны дать ответ. «Где сейчас находятся эти 570 французских джихадистов, которые ездили воевать в Сирию?», «Нашей страной слишком плохо управляют. Произошедшее было вполне предсказуемо!», «Никаких серьезных действий не было предпринято после нападений в январе на журнал «Шарли Эбдо»!, «Ответственность лежит исключительно на политиках!», «Ну что, Олланд, надо продолжать санкции против русских?» — вот лишь некоторые из сотен гневных комментариев на форумах известных французских изданий.

Многие СМИ сегодня перепечатали сентябрьское интервью бывшего судьи Марка Тревидика, в котором он предупреждал о масштабной атаке террористов. «Я пришел к выводу, что у людей из «Исламского государства» есть амбиции и средства, чтобы организовать масштабную атаку, не сравнимую с предыдущими», — сказал он. По оценке Тревидика, Франция, вступив в борьбу против «Исламского государства», стала для него «врагом номер один». Он предупредил, что Франция сталкивается с двойной угрозой — это атаки со стороны террористов-одиночек, которые не требуют особой подготовки, и масштабные теракты, подобные тем, что предпринимала «Аль-Каида».

В ближайшие дни стратегия Франции станет яснее. В понедельник во время выступления в парламенте Франсуа Олланд, вероятно, подробнее сообщит о тех шагах, которые планируется предпринять как на международной арене, так и внутри страны. Однако эксперты сходятся во мнении, что невозможного ожидать предотвращения абсолютно всех терактов, особенно нападений, которые совершаются при помощи подручных средств. Для этого ни у одной страны нет ресурсов, а если таковые и нашлись бы, то это означало бы превращение в полицейское государство.

Юлия Петровская