Posted 26 ноября 2015,, 15:29

Published 26 ноября 2015,, 15:29

Modified 31 марта, 05:19

Updated 31 марта, 05:19

Эксперт: Москва стремится сохранить Тегеран в сфере российского влияния

26 ноября 2015, 15:29

МОСКВА, 26 ноября. Несмотря на общие цели в Сирии, для прочного союза Москвы и Тегерана пока нет достаточных оснований, считает консультант программы «Внешняя политика и безопасность» Московского Центра Карнеги Николай Кожанов.

По его словам, Иран больше заинтересован в дальнейшем налаживании отношений с Западом, а России ни к чему ради иранцев ссориться с Израилем и монархиями Залива.

Поездки российских лидеров в Иран – событие очень редкое, отмечает эксперт. В 2015 году визит российского лидера Владимира Путина в Тегеран официально привязывался к какой-либо многосторонней встрече, проходившей в Иране, что позволяло формально закамуфлировать важность этих поездок для развития двусторонних отношений. По мнению Кожанова, истинных причин, определивших важность этого визита, было несколько.

"Во-первых, ситуация в Сирии, - пояснил он. - Москва заинтересована в иранской поддержке своих усилий по урегулированию сирийского конфликта как на военном, так и на дипломатическом направлении. Она активно координирует свои действия с Тегераном и лоббирует участие иранцев в любых международных переговорах на сирийскую тему. Однако внутри иранской элиты нет единого мнения о необходимости работы с Москвой. Отдельно настораживающим фактором для Кремля может быть и активно идущая на Западе дискуссия о перспективах раскола между Россией и Ираном по Сирии, что было бы не на руку России в тот момент, когда ей, кажется, удалось сдвинуть переговорный процесс по урегулированию конфликта с мертвой точки. Поэтому Москве нужно было еще раз сверить позиции с иранцами и удостовериться в отсутствии угроз для сотрудничества".

Кроме того, отметил Кожанов, Москва беспокоится, что со временем Тегеран может выпасть из ее сферы влияния, переориентируясь на Запад.

"Ухудшение российских отношений с США и ЕС из-за Украины еще больше актуализировало для Москвы необходимость сохранения хороших отношений с Ираном. Наконец, совсем недавно вступило в действие достигнутое между «шестеркой» и Ираном соглашение о снятии санкций, что может открыть Иран для западного бизнеса, а следовательно, предоставить новые возможности для роста западного политического влияния", - заявил эксперт, добавив, что Москва старается создать такую политическую и экономическую основу для взаимодействия с Тегераном, которая смогла бы гарантировать устойчивое сохранение Ирана в сфере российского влияния.

"С формированием политической базы проблем пока нет (недоверие верховного лидера Исламской Республики к Западу, схожие подходы к региональным проблемам), но вот с развитием экономических отношений у двух стран не особенно ладится, - замечает Кожанов. - Несмотря на все усилия, прогресс в сфере взаимных инвестиций невелик. С 2011 года товарооборот между странами падает".

"В-третьих, в текущей внешнеполитической ситуации Россия вынуждена взаимодействовать со всеми игроками на Ближнем Востоке, а значит, и с традиционными соперниками Тегерана – Египтом, Израилем и монархиями Залива, - продолжает эксперт. - За этим с недоверием следят иранцы, беспокоясь, например, что арабские монархии Персидского залива смогут с помощью нефтяных рычагов заставить Москву пересмотреть отношения с Тегераном. Поэтому давно обещанный иранцам визит Путина был своеобразным сигналом как для самого Ирана, так и для региона, что взаимодействие с Ираном остается одним из приоритетов Москвы. Наконец, не стоит забывать и о формальном поводе приезда российского президента – заседании Форума стран – экспортеров газа. После долгого периода разочарования в этой структуре Москва уже несколько лет пытается вдохнуть новую жизнь в деятельность форума. В деле влияния на газовый рынок от этой организации толку немного, характер у нее скорее политический, чем экономический, но российское руководство в нынешних непростых условиях использует все подручные средства, чтобы продвигать свои интересы в нефтегазовой сфере".

Отметим, что на этой неделе глава российского государства провел переговоры с президентом Ирана Хасаном Роухани. Тогда стороны договорились, что будут укреплять сотрудничество в рамках международной группы по Сирии и в борьбе с терроризмом. В свою очередь, Роухани заявил, что его страна намерена в будущем сотрудничать с Москвой в атомной сфере. Также стало известно, что правительства России и Ирана подписали соглашение об упрощении визового режима для отдельных категорий граждан двух стран.

Подробнее о визите российского лидера в Иран читайте в материале "Росбалта".