Posted 2 декабря 2015,, 21:11

Published 2 декабря 2015,, 21:11

Modified 31 марта, 05:14

Updated 31 марта, 05:14

Россия поворачивается к Атлантике?

2 декабря 2015, 21:11
Александр Желенин
Результаты соцопроса, согласно которым три четверти россиян выступили за налаживание отношений России с США и другими странами Запада, не вызвали удивления у экспертов. Однако объясняют эти данные они по-разному.

Результаты проведенного на днях и опубликованного в среду соцопроса «Левада-центра» гласят, что 75% россиян считают, что нашей стране нужно налаживать отношения с США и другими странами Запада (23% ответили на вопрос об этом «определенно да», 52% - «скорее да»). Обозреватель «Росбалта» попробовал выяснить у специалистов, о чем, на их взгляд, могут говорить эти цифры.

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов считает, что данные опроса отнюдь не свидетельствуют о том, что во взглядах жителей России, настроенных в основном антизападно, вдруг произошли какие-то перемены. «С одной стороны, - говорит он, - здравый смысл подсказывает людям, что лучше иметь хорошие отношения с другими странами, чем плохие. Другое дело, что это само по себе не говорит ни о каком изменении политической ориентаций населения».

«Проблема в том, что в ухудшении отношений с Западом люди могут усматривать различные причины и, как правило, они видят те из них, которые подсказывает им телевизор. А телевизор говорит им, что ухудшение отношений произошло по вине Соединенных Штатов, других стран НАТО, а теперь еще Турции и, естественно, Украины», - отмечает Голосов.

«Поэтому, когда россияне в соцопросах отвечают, что надо улучшить отношения России с Западом, ответственность за этот процесс они возлагают не на российское политическое руководство, а на лидеров перечисленных выше стран», - поясняет эксперт.

В то же время Голосов не согласен с предположением, что готовность значительного числа россиян к улучшению отношений с Западом отражает частичную переориентацию российской телепропаганды, за которой, в свою очередь, стоит определенная стратегия российской власти, пытающейся сейчас восстановить отношения с США и другими западными странами.

«Я бы так не сказал, - говорит он, - риторика властей испытывает довольно серьезные колебания, но при этом она сравнительно последовательна. В ней есть один постоянный момент, который состоит в том, что во всем плохом, что происходит, они не виноваты. Что виной всему Запад и другие враждебные России силы. Эта константа остается, и она постоянно воздействует на массовое сознание».

Результаты опроса «Левада-центра» являются лишь показателем большой игры, в которую играет российская власть с западным миром, считает политолог Андрей Пионтковский. Он подчеркнул, что скептически относится к такого рода исследованиям в целом, поскольку, по его мнению, «соцопросы в авторитарных системах ничего не означают». Кроме того, говорит он, ответ в таких соцопросах во многом формулируется самим вопросом.

В данном случае, полагает Пионтковский, российской дипломатии в рамках ее «игр с Западом», вероятно, понадобилось сослаться на мнение российской общественности и сформулировать вопрос именно в таком позитивном ключе.

Эксперт считает, что подобные исследования — часть игры российской власти с Западом, с тем, чтобы тем или иным способом «выиграть какие-то преференции» на переговорах. «Частично это удается», - говорит Пионтковский, ссылаясь на недавний визит в Москву Франсуа Олланда, в ходе которого французский лидер демонстрировал готовность к позитивному сотрудничеству с Россией.

Похожее мнение выразил профессор Высшей школы экономики Николай Петров. Для начала он отметил, что результаты подобного опроса не стали для него неожиданностью. «Сегодня в пропагандистском пространстве России происходит замена. В качестве главного врага Запад меняют на Турцию. Экономически понятно, почему это происходит. Уйти от конфронтации с Западом, ослабить санкции, а затем и привести к их отмене — жизненно важно для РФ в силу ее экономических проблем», - считает Петров.

В связи с этим, отмечает он, «пропагандистская машина серьезно развернулась». «Если раньше можно было ожидать такого резкого поворота после выборов в Госдуму в сентябре 2016 года, то развитие ситуации с Турцией дает основание предполагать, что изменение отношений России с Западом под предлогом того, что мы, мол, доказали свою силу, что теперь с нами считаются, а мы должны конструктивно сотрудничать с западными странами в борьбе с главным врагом — терроризмом - возможен уже сегодня», - отметил Петров.

Эксперт не исключает, что в ближайшем будущем мы можем услышать со стороны Кремля предложения «с целью подготовить почву для скорого выхода из режима санкций и перехода к сотрудничеству между Россией и Западом на условиях, которые Кремль декларировал и раньше — партнерство в решении внешнеполитических проблем при невмешательстве во внутреннюю политику друг друга».

Как отметил Николай Петров, со стороны Запада «сегодня мы уже видим довольно серьезные подвижки на этом направлении».

Александр Желенин