Posted 4 декабря 2015,, 11:40

Published 4 декабря 2015,, 11:40

Modified 31 марта, 05:12

Updated 31 марта, 05:12

Эксперт: Генштаб и ВКС РФ представили две разные схемы пролета Су-24 в момент инцидента у границы Турции

4 декабря 2015, 11:40

МОСКВА, 4 декабря. Российский Генштаб и командование ВКС представили разные схемы пролета российского самолета Су-24 близ турецкой границы, которые вызывают серьезные вопросы к их объективности. Такое мнение высказал Forbes экс-конструктор ОКБ "Сухой" Вадим Лукашевич.

Он напоминает, что к концу дня 24 ноября, когда Су-24 был сбит, Турция представила свои данные объективного контроля. "В данном случае скорость публикации данных - аргумент в пользу их подлинности", - отмечает эксперт. Россия при этом в течение дня утверждала, что вторжения в воздушное пространство Турции не было, но свидетельств не предоставляла.

Лукашевич обращает внимание, что турецкие данные зафиксировали двойное нарушение своего воздушного пространства: на карте показаны два курса нарушителей - НН036 и НН037. В то же время из представленных Анкарой материалов неясно, один самолет РФ дважды нарушил турецкое воздушное пространство или же это однократно сделала пара российских бортов.

Свои данные Россия представила только на следующий день, в 7:10 утра 25 ноября, в ходе официального брифинга начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Сергея Рудского, на котором была представлена карта с нанесенными на нее данными. "Это были не данные средств объективного контроля, а всего лишь схема, художественный рисунок на основе карты", - отмечает Лукашевич.

Судя по российской схеме, представленной Минобороны, самолет, находясь уже фактически на боевом курсе, на последних восьми километрах до наземной цели летел не по прямой, что было бы естественно, а по сложной кривой, огибая по четырехкилометровому радиусу выступ турецкой территории. И только после этого, резко развернувшись влево на 80 градусов, бомбардировщик наконец-то позволил себе крошечный участок прямого курса на цель, предшествовавший бомбометанию.

"С авиационной точки зрения такой курс, да еще в реальных боевых условиях, — нонсенс, потому что, если верить схеме Минобороны, от "крайне левого" разворота до цели оставалось прямого участка всего около двух километров, то есть около 10 секунд полета", - считает эксперт, подчеркивая, что "такоей кульбит может прийти в голову только людям, далеким от авиации".

К концу дня 27 ноября появилась новая схема, которую на этот раз представил главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев. По мнению Лукашевича, в ВКС РФ объяснили Минобороны "несуразность представленной схемы", после чего в нее внесли правки. Правда, это по-прежнему был рисунок, а не данные объективного контроля.

На этом рисунке летчики исправили основную ошибку схемы Генштаба - самолеты выходят на цель по прямой, при этом прямой участок курса перед бомбометанием имеет протяженность 65 километров, что по времени полета (при скорости 800 км/ч) занимает около 5 минут. "Это нормально, и этому верится", - делает вывод Лукашевич.

Однако и к ней есть вопросы. На новой схеме турецкий истребитель атакует Су-24 из воздушного пространства Сирии. Эксперт отмечает, что в этом не было никакой необходимости, поскольку дальность ракет позволяла ему осуществить атаку с турецкой территории. Кроме того, "на схеме ВКС ВС РФ точки поражения Су-24 и его падения показаны соответственно на пять и семь километров восточнее, чем на более ранней схеме Генштаба", пишет Лукашевич.

Он отмечает, что из-за несоответствия двух отрисованных вручную рисунков на 5-7 километров нельзя достоверно говорить о том что, самолет пролетал в километре от турецкой границы с сирийской стороны.

"Это всего лишь два рисунка одного ведомства с массой принципиальнейших отличий между собой, полностью обесценивающих их значимость. А данных средств объективного контроля, включая радарные данные с точной пространственно-временной геопривязкой траектории полетов наших самолетов, по-прежнему нет", - отмечает Лукашевич.

Российский Су-24 был сбит турецким F-16 над сирийской территорией и упал в четырех километрах от границы с Турцией. Президент РФ Владимир Путин назвал это "ударом в спину со стороны пособников террористов". Анкара утверждает, что Су-24 вошел в ее воздушное пространство. Генштаб РФ заявил, что самолет границу не пересекал.