Posted 9 декабря 2015,, 12:34

Published 9 декабря 2015,, 12:34

Modified 31 марта, 05:09

Updated 31 марта, 05:09

Россия хочет подрасти

9 декабря 2015, 12:34
Иван Преображенский
Тревожные экономические прогнозы делают те, чья работа «нагнетать страхи». У страны есть «грамотное» правительство, усилиями которого в 2016 году, несмотря ни на что, начнется рост, заявил Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы в прямом эфире.

Журналисты ведущих российских телеканалов по традиции встретились в прямом эфире с Дмитрием Медведевым, чтобы глава правительства подвел итоги уходящего года и рассказал о том, «где мы окажется в следующем году». Настроение премьера остается весьма оптимистичным, хотя он и признает, что ситуация непростая.

Вместе с тем, нельзя сказать, чтобы председатель российского правительства выглядел очень уж уверенно. Одной из часто употребляемых им фраз стала «есть разные мнения». Похоже, что по поводу экономического будущего России единой точки зрения у властей страны нет. Зато есть масса надежд на 2016 год, у которых, однако, не так много рациональных оснований.

Несмотря на продолжающееся падение цен на нефть, конфликт с Турцией и санкции против нее, вдобавок к уже принятым антисанкциям против ЕС и США, кабинет Дмитрия Медведева в следующем году рассчитывает снизить инфляцию вдвое. Вклад в рост цен антитурецких санкций, которые, получается, даже по официальным оценкам, все же ударят по российской экономике, глава правительства оценил как крайне незначительный.

Вслед за пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым премьер уверяет россиян, что их реальные доходы в 2015 году не так уж и упали. Разница только в том, что Дмитрий Медведев оговаривается, что это мнение министров, а людям пока не возбраняется и самим оценивать финансовое положение, в котором они оказались.

По словам Медведева, «антикризисный план правительства сработал». «Он позволил нам выдержать наиболее сложный период этого года, и практически по всем направлениям, которые мы для себя наметили в качестве важнейших, этот план дал результат», - заверил премьер. Вот только, к сожалению, на этом он фразу и закончил, не уточнив, каким именно стал этот результат.

Что касается тревожных прогнозов, в частности, по поводу дальнейшего падения цен на нефть, роста инфляции и курса рубля, которые звучат, в том числе, от самих представителей правительства, то здесь Медведев предлагает смотреть на должность того, кто так говорит. Министр финансов, например, по его словам, обязан «нагнетать страхи и сгущать страхи». Оценив свой кабинет министров как «грамотный», Медведев пояснил: «В правительстве должны быть и плохие, и хорошие парни. Мы все роли заранее распределили. Вот я – хороший парень».

Что касается дальнейшего развития событий, то в правительстве считают, что «падение экономики и падение производства приостановлено», что дает основания прогнозировать, что «следующий год мы уже будем расти». Тут россиянам остается надеяться, что он имел в виду именно их, а не, скажем, бизнес каких-нибудь близких к власти предпринимателей, успешно монополизирующих российские рынки после удаления с них из-за санкций иностранных конкурентов.

Впрочем, ответ на этот вопрос Медведев дал, говоря о правомерности введения новых сборов с дальнобойщиков в пользу казны. Они, по его мнению, вполне оправданны и законны. «Нужно привыкнуть платить», - без всяких обиняков заявил глава правительства.

В числе одной из главных заслуг власти Медведев назвал то обстоятельство, что российская экономика, оказывается, «способна жить и развиваться» даже без внешней помощи. То есть, получается, Россия по мощи явно превзошла не только Советский Союз, который, как выяснилось в 1991 году, ничего подобного не мог, но даже и США, которые открыто признают, что связаны с мировыми рынками и зависят от них.

Задавали Дмитрию Медведеву и весьма неудобные вопросы, на которые он отвечал без большого труда и, к сожалению, не слишком убедительно. Например, на вопрос о том, почему власти молчат в ответ на публикацию подробного расследования о криминальном бизнесе родных, близких и подчиненных генпрокурора Юрия Чайки председатель правительства ответил в том духе, что отсутствие немедленной реакции не значит, что ее вообще не будет.

«Если сейчас никто ни о чем не говорит, это не значит, что реакции нет. Реакция не должна быть моментальной», - сказал Дмитрий Медведев. Так, словно вопрос про Чайку ему задал не Михаил Фишман, ведущий телеканала «Дождь», куда за день до интервью премьера пришла прокурорская проверка. По версии самих журналистов, за то, что они на первом этапе помогали соратникам оппозиционера Алексея Навального собирать информацию о криминальном бизнесе сотрудников правоохранительных органов.

Успел председатель правительства высказаться по Крыму и Украине. Отключение света на полуострове он назвал «геноцидом», а украинские власти при этом назвал «жуликами» и пожаловался на «западных партнеров», которые не только не помогают, но и мешают России истребовать назад три миллиарда долларов, выданные в кредит правительству сбежавшего президента Виктора Януковича.

Собственно, апелляции к «западным (европейским) партнерам» встречались в речи Медведева почти так же часто, как неуверенность в собственных экономических прогнозах. И если сомнения насчет «оптимистичного бюджета» 2016 года есть даже у самих членов правительства, то вот с «партнерами» все несомненно: их в области экономики у России сейчас на Западе просто нет. И это было, пожалуй, единственное, о чем премьера почему-то никто не спросил. Быть может потому, что это и так всем ясно, несмотря на позитивный настрой правительства и публичное обещание Дмитрия Медведева, что «все будет хорошо».

Иван Преображенский