Posted 11 декабря 2015,, 17:23

Published 11 декабря 2015,, 17:23

Modified 31 марта, 05:06

Updated 31 марта, 05:06

Анатомия слухов: ищутся гайки покрепче

11 декабря 2015, 17:23
В Кремле, как ходит молва, взбешены попыткой Льва Шлосберга возглавить «Яблоко», зато рады решению Михаила Касьянова стать первым номером списка «Парнаса». Из-за выборов мог вновь попасть в прицел силовиков и Михаил Ходорковский.

Пожалуй, главная политическая новость этой недели - возбуждение нового уголовного дела против бывшего главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского, живущего сейчас в эмиграции в Швейцарии. Следственный комитет неожиданно предъявил ему обвинение по делу об убийстве мэра Нефтеюганска, за которое вообще-то уже есть осужденные.

Напомним, в 1998 году мэр одного из центров российской нефтедобычи Владимир Петухов был застрелен. «По данным следствия, именно Ходорковский, являясь акционером и председателем правления нефтяной компании ЮКОС, поручил подчиненным ему сотрудникам компании Невзлину и Пичугину, а также другим лицам убийство Петухова и Рыбина (управляющий компании «Ист Петролеум Хандельсгез», раненый в результате покушения), чья служебная деятельность противоречила интересам ЮКОСа», — заявил журналистам официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Однако за это преступление Мосгорсудом уже был осужден экс-руководитель отдела службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин, которого приговорили к пожизненному лишению свободы за организацию трех убийств и четырех покушений. Теперь же следственные органы заявляют, что расследование уголовного дела было возобновлено летом 2015 года «в связи со вновь открывшимися обстоятельствами». Правда, не уточняют какими.

Скорее всего, публика узнает, что же это за новые доказательства, только на суде, который, скорее всего, пройдет уже в следующем году в отсутствие обвиняемого. Михаил Ходорковский, который с октября 2003 года по декабрь 2013 года находился в местах лишения свободы по предыдущим уголовным делам, связанным с ЮКОСом, уже заявил, что не собирается ни сам, ни через своих представителей контактировать с российским следствием. Он готов ответить на вопросы по этому делу, только если с таким запросом к нему обратятся власти Швейцарии.

Многие комментаторы сразу предположили, что заочное обвинение, выдвинутое против экс-главы ЮКОСа, связано с его недавними радикальными заявлениями о том, что смена власти в России возможна только в результате революции. В его словах российские власти усмотрели признаки экстремизма и прокуратура начала их проверку.

Однако есть и другая версия. Ходят слухи, что уже в тот момент, когда Ходорковский делал свое заявление, он был в курсе того, что выдвижение обвинений и заочное осуждение неизбежны. Причем, скорее всего, на пожизненный срок, что закроет ему навсегда возможность вернуться в Россию. Результатом этого и стала его резкая радикализация. А заявления о «революции» были, в первую очередь, эмоциональной реакций оппозиционера, который понял, что Кремль не даст ему возможность поддержать оппозиционные партии и кандидатов на выборах в Госдуму в 2016 году.

Давление Кремля касается, в первую очередь, потенциально сильных оппозиционных одномандатников, которых и хотел поддержать Ходорковский. Однако не только их. Не силовики, а политическое крыло президентской администрации сейчас, если верить слухам, активно ведет подготовку к избирательной кампании, лишая оппозиционеров всех возможных инструментов для контроля над результатами выборов. Одновременно давлению подвергаются и оппозиционные партии.

Яркий пример - формирование 123 территориальных избирательных комиссий в столице. Мосгоризбирком не допустил к работе в них ни одного представителя либеральной непарламентской оппозиции. И в этом составе они будут организовывать парламентские и президентские выборы. Отказано всем кандидатурам (числом 174), которых выдвигали «Парнас», «Демвыбор» и «Гражданская инициатива». Сделано это якобы по прямому указанию мэрии, которая согласовала свои действия с первым замглавы президентской администрации Вячеславом Володиным. Он же якобы распорядился «надавить» на партию «Яблоко». Их кандидатов в московские территориальные избиркомы частично зарегистрировали (70 из 123).

Но идет и куда более серьезная борьба. Во-первых, в Карелии, с согласия администрации президента, начался процесс отстранения от власти мэра Петрозаводска «яблочницы» Галины Ширшиной. Этого давно добивались региональные власти, и теперь они получили «добро» из центра. Но главная угроза, по мнению окружения Вячеслава Володина, это возможное избрание на съезде «Яблока» 19-20 декабря лидером партии Льва Шлосберга, бывшего депутата псковской облдумы, незаконно, по мнению многих юристов, лишенного мандата.

Шлосберг известен, в том числе, тем, что именно он одним из первых опубликовал свидетельства участия российских военнослужащих в боевых действия на территории Украины во время вооруженного конфликта на Донбассе. Также Лев Шлосберг выступает главным публичным оппонентом губернатора Псковской области Андрея Турчака. Таким образом, у него хватает недоброжелателей как в политическом блоке администрации президента, так и в командовании российской армии и в родном Пскове.

Поэтому якобы от руководства «Яблока» на закрытой встрече с представителями президентской администрации потребовали блокировать избрание Шлосберга лидером партии. В отличие ситуации с Михаилом Касьяновым, угрозы от которого Кремль не чувствует. Касьянов, как уже стало известно, возглавит список партии «Парнас» на парламентских выборах.

Власти якобы предупредили неформального лидера «Яблока» Григория Явлинского, что если псковский оппозиционер будет избран, то его партия не сможет принять участия в федеральных выборах, да и вовсе, скорее всего, прекратит свое существование до конца следующего года.

Таким образом, если верить слухмейкерам, власти хотят реальную предвыборную кампанию 2016 года провести до конца года текущего, заранее решив все вопросы: как по предстоящему подведению итогов голосования, так и по наиболее «неудобным» кандидатам. Ну а дальше избирательная кампания, в полном соответствии с заявлениями Владимира Путина, сделанными им в послании Федеральному Собранию, будет прозрачной, честной и внушающей доверие.

Иван Преображенский