Posted 21 января 2017,, 06:30

Published 21 января 2017,, 06:30

Modified 31 марта, 00:30

Updated 31 марта, 00:30

Будут ли смартфоны читать мысли?

21 января 2017, 06:30
Facebook действительно может создать гаджет, напрямую связанный с мозгом владельца, считает психофизиолог Александр Каплан.

Глава Facebook Марк Цукерберг дал понять, что компания занимается разработкой нейрокомпьютерных технологий для чтения и передачи мыслей. А в комментариях экспертов появилась информация, что в середине 2016 года Facebook даже создал для решения этой задачи специальное исследовательское подразделение.

О том, cмогут ли смартфоны и другие гаджеты улавливать мысли и намерения человека, в интервью «Росбалту» рассуждает психофизиолог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов на биологическом факультете МГУ Александр Каплан.

— Александр Яковлевич, Facebook действительно сможет читать мысли? Мы на пороге технической революции в области телепатии?

— Новый ажиотаж вокруг этой темы связан с тем, что Facebook опубликовал список вакансий на работу в специализированном подразделении Building 8. В частности, на должность инженера нейрокомпьютерных технологий. Там требуется специалист по интерфейсам «мозг-компьютер», причем высокого уровня — с докторской степенью по нейробиологии. А также инженер по визуализации активности (то есть средствам регистрации электрической и биохимической деятельности) мозга. Этот факт эксперты и журналисты объединили с ранними высказываниями Цукерберга о том, что, возможно, однажды мы сможем передавать друг другу мысли напрямую от мозга к мозгу с помощью технических средств. И в итоге все решили, что в некой тайной лаборатории будет создано устройство для чтения мыслей.

На самом деле Facebook объявил 40 вакансий — в основном это инженеры и программисты телекоммуникационных технологий, занимающиеся разработкой, например, мобильных телефонов. Поэтому, скорее всего, речь идет о создании смартфона нового поколения с элементами технологии нейроинтерфейсов. Эта технология позволяет человеку научиться изменять электрическую активность своего мозга — правда, в небольших пределах. Изменения регистрируются, расшифровываются электроникой и уже цифровым кодом передаются к приемникам внешних исполнительных устройств, например, для управления компьютерной клавиатурой. Со стороны это выглядит как мысленное управление клавиатурой: человек смотрит на экран, и там буква за буквой появляется текст. Понятно, что это далеко не чтение мыслей, но действительно реальное управление напрямую от мозга. Элементами его можно оснастить и смартфон.

— А можно ли вообще создать технологию чтения и передачи мыслей?

— Все то, что узнали ученые в этой сфере за последние 20-30 лет развития нейроинтерфейсных технологий, говорит об одном: полноценное информационное подключение к мозгу практически невозможно. До сих не опубликовано ни одной научной статьи, в которой бы приводились факты инструментального «подслушивания» мыслей, например, как это делается при подсоединении к телефонному кабелю. В разговоре по телефону человек озвучивает то, что он думает, и далее информация кодируется в электрических сигналах, поэтому мысли можно «перехватить». А в случае с мозгом просто некуда подключиться: там 86 миллиардов нервных клеток, общающихся между собой неизвестными нам кодами.

Подразделение Building 8, которое сейчас возглавляет экс-директор DARPA (Агентства передовых оборонных исследовательских проектов Миобороны США) Райджина Даген, может попытаться создать смартфон, связанный с мозгом. Объявлено, что это будет новый уровень коммуникаций между людьми — «интуитивное управление» с повышенными возможностями на основе искусственного интеллекта и, в частности, с элементами технологии дополненной реальности. Сегодня такими функциями не обладает ни один из гаджетов.

— О каких именно функциях речь?

— Например, о функциях интуитивного управления: вызов абонента, снятие трубки, набор и отправка сообщения, вызов музыкального фрагмента — как настроите свой телефон, так и будет. И все это на основе нейроинтерфейсной технологии с закрепленными на голове миниатюрными сенсорами электрических потенциалов мозга. Никакого чтения мыслей, просто анализ биопотенциалов, которые пользователь научился изменять в нужном для каждой команды направлении.

Для примера, в нашей лаборатории любой посетитель может, сидя с такими сенсорами на голове за экраном компьютера и не прикасаясь к клавиатуре, набирать текст с точностью более 95%. Ядро нейроинтерфейсной технологии уже работает во многих лабораториях мира, но приспособить эти технологии к смартфону, по-видимому, взялся Facebook. Это и понятно: скорее всего, в такие смартфоны будут встроены и средства интуитивной коммуникации в соцсетях.

— Как смартфон будет считывать сигналы мозга на расстоянии?

— Сенсоры будут посылать предварительно конвертированный в цифровой код сигнал к внешнему устройству на основе стандартных беспроводных технологий.

— Значит, владельцы таких устройств будут ходить с сенсорами на голове?

— Пока что физики и инженеры не придумали, каким образом можно зарегистрировать электрические потенциалы источника тока без непосредственного с ним контакта. Приходится делать контактные сенсоры. Но это не страшно, потому что их размер будет, скажем, всего 1 мм, вес — тысячные доли грамма, по виду — миллиметровый квадратик какой-нибудь нанопленки. Такие почти невесомые и незаметные кусочки пленки легко приклеить к коже и спрятать в волосах.

— И что, можно будет спокойно идти с ними в душ, мыть голову?

— Думаю, да. Никакой проблемы для современной микроэлектроники и материалов это не представляет.

— Насколько это безопасно для мозга?

— Абсолютно безопасно. Потому что в данном случае речь идет не о воздействии на мозг, а только о регистрации тех электрических потенциалов мозга, которые пробиваются через череп на кожную поверхность головы. Ну, какой может быть вред от прослушивания доктором тонов сердца с помощью стетоскопа?

Кроме того, в таком телефоне будет встроены функции дополненной реальности. Например, при интуитивном вызове абонента телефон покажет вам на экране сведения из Google об этом абоненте, или еще какую-нибудь сопутствующую информацию в зависимости от индивидуальных настроек.

— То есть телефон будет чувствовать, с кем я хочу пообщаться?

— Точнее, он будет чувствовать настроение своего хозяина — хочет ли он общаться с абонентом. Но это будет вещь глубоко индивидуальная. Смартфон придется «натренировать» на своего владельца. После такой тренировки «умный» телефон не сможет откликаться на намерения другого человека, просто не поймет сигналы его мозга.

— Что значит «натренировать»?

— Задействовать функцию, аналогичную функции распознавания отпечатка пальца. Ведь мы в этом случае сначала обучаем телефон, какие «пальчики» — свои. Вот так же нужно будет натренировать и «умный» смартфон: какие изменения электрических потенциалов считать за команду вызова, скажем, Васи Иванова, а какие — за нежелание общаться. Как и любая тренировка, эти операции обучения производятся многократно, пока программа перестанет ошибаться.

Речь не идет о том, что человек сможет набирать подобным образом весь список своих абонентов, например, в 200 или 300 персоналий. Это крайне маловероятно. Число их будет небольшим — примерно 20-30 человек. Иначе говоря, информационная емкость таких списков «мысленного» управления сравнительно небольшая, но сама возможность управлять смартфоном, только подумав о нужном действии, — уже хороший сервис.

— Вероятно, это схоже с принципом работы детектора лжи?

— Тут есть существенная разница. Детектор лжи распознает не ложь, а эмоциональную реакцию на слова эксперта, который провоцирует опрашиваемого. Этот эксперт, а не аппарат, фактически и является детектором лжи. Он выстраивает вопросы таким образом, чтобы поймать человека на неправде. А сам аппарат ничего не предъявляет и не расшифровывает, только регистрирует. Критерий ложного ответа в данном случае — повышенная эмоциональная реакция при ответе на вопрос. В детекторе лжи используют регистрацию в том числе и электрической активности мозга, но более информативными здесь являются сигналы сердечной деятельности и кожной электропроводимости, то есть потоотделение. А вот для нейроинтерфейсов электроэнцефалограмма подходит больше, поскольку позволяет распознать гораздо больше реакций на различные намерения.

— Но сможет ли процессор смартфона распознавать нужные сигналы среди потока других схожих импульсов, идущих от мозга? Какова тут вероятность ошибки?

— Вы правы, электроэнцефалограмма — это смесь электрических полей нескольких сотен тысяч нервных клеток. Однако, к примеру, в нашей лаборатории на основе расшифровки реакций ЭЭГ человек может набирать текст, ошибаясь не более чем в 5 буквах из ста. Секрет такой высокой надежности заключается в способности различать реакции на подсветку нужной буквы от реакций на подсветку всех остальных букв — их он как бы и не видит. При этом можно натренировать алгоритм на буквы любого языка и даже на любые другие символы или картинки.

— И когда же ждать появления чудо-нейросмартфона?

— Если за дело действительно взялся Марк Цукерберг, то, думаю, через год-два такой смартфон будет готов. Дело в том, что к настоящему времени более 200 научных лабораторий довели нейроинтерфейсы до очень высокого уровня эффективности. Пользовательским структурам типа Facebook или Google остается только внедрить разработки ученых в конкретные продукты. А вот это специалисты в Facebook умеют лучше, чем ученые в научно-исследовательских лабораториях. Понадобится лишь плотное взаимодействие между ними. Цукерберг уже заключил контракты с 14-ю университетами, чтобы поддерживать такого рода проекты.

— Не станет ли такой телефон слишком дорогим удовольствием?

— Он будет дороже в первую очередь по причине совей новизны, потому что процессору современных смартфонов вполне по силе справиться с алгоритмами нейроинтерфейса для интуитивного управления. Понадобится только специализированная гарнитура, внешне похожая на наушники, которая при закреплении на голове будет прижимать к кожной поверхности 5-6 сенсоров для регистрации электроэнцефалограммы.

— А не окажется ли процесс тренировки смартфона слишком сложным для его владельца? Сможет ли хозяин без помощи специалиста провести такой курс обучения устройства?

— Это не сложнее управления другими функциями в смартфоне. Все будет адаптировано так, чтобы справиться с задачей мог обычный человек со средним образованием.

— После того как смартфоны научатся «читать мысли» или угадывать намерения, в этой сфере действительно произойдет революция?

— Смартфоны научатся не «мысли читать», а по реакциям ЭЭГ распознавать, какую команду из 20-30 задумал в данный момент пользователь. И это действительно будет некоторый прорыв, потому что до настоящего времени смартфоны управлялись нажатием кнопок или голосом. Теперь они станут понимать безмолвные команды. И, скорее всего, такая революция будет связана не столько с телефонными звонками, сколько с работой в социальных сетях. Насколько известно, Facebook собирается создать специальные графические интерфейсы для того, чтобы с помощью «умных» смартфонов входить в соцсеть и оперировать там ее объектами. То есть в сетях появятся специальные настройки, которыми будет достаточно легко управлять мысленными усилиями.

В России такие разработки тоже уже есть. Например, в нашей лаборатории нейроинтерфейсов в МГУ мы начали работу над проектом «НейроЧат», нацеленным на создание компактного аппарата для подключения человека к соцсетям напрямую от мозга с помощью все тех же сенсоров ЭЭГ. Проект начнет действовать к концу 2018 г. Пока эта технология ориентирована на пациентов с тяжелыми нарушениями речи и движений, скажем, после инсульта. С помощью «интуитивного управления» они смогут переписываться и работать в социальных сетях.

Беседовал Владимир Воскресенский