Posted 23 мая 2008,, 12:28

Published 23 мая 2008,, 12:28

Modified 1 апреля, 22:07

Updated 1 апреля, 22:07

Соловьева не остановит капитуляция Боева

23 мая 2008, 12:28
Несмотря на то, что чиновник администрации президента РФ Валерий Боев на днях отозвал свой иск о защите чести и достоинства к журналисту Владимиру Соловьеву, история о вмешательстве представителей власти в работу судов на этом не закончилась.

Несмотря на то, что чиновник администрации президента РФ Валерий Боев на днях отозвал свой иск о защите чести и достоинства к журналисту Владимиру Соловьеву, история о вмешательстве представителей власти в работу судов на этом не закончилась.

Соловьев заявил, что Боев практически отдавал команды служителям Фемиды, а тот решил оспорить подобные утверждения в суде. На первых же слушаниях слова журналиста подтвердила первый заместитель председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Елена Валявина, а Соловьеву стали поступать письма от других судей, столкнувшихся с попытками чиновников администрации президента РФ вмешаться в их работу. Журналист решил опубликовать все собранные им свидетельства, которые, по его мнению, могут стать поводом для начала официального расследования. В частности им было обнародовано обращение бывшего председателя Московского областного суда Светланы Марасановой.

Референт управления президента по кадровым вопросам и государственным наградам Валерий Боев оспаривал следующие слова Владимира Соловьева, сказанные в эфире радиостанции «Серебряный дождь»: «Тот самый Боев, который командует Высшим арбитражным судом… Нет независимых судов в России - есть суды, зависимые от Боева… Это называется российское правосудие, которым управляет… Боев». Видимо, чиновник сам не ожидал, какой эффект вызовет его иск. К процессу было приковано внимание СМИ, а Соловьеву стали поступать письма от судей, столкнувшихся с давлением со стороны чиновников администрации президента.

На первые слушания 12 мая в Дорогомиловском суде Москвы пришла в качестве свидетеля со стороны ответчика первый заместитель председателя ВАС Елена Валявина. «Изначально мы не заявляли Валявину на слушания в качестве свидетеля, – рассказал «Росбалту» адвокат Соловьева Шота Горгадзе. – Только в день процесса мы заявили ее, и выступление Валявиной стало неожиданностью для наших оппонентов. Они даже не задали ей ни одного вопроса».

В суде первый заместитель председателя ВАС рассказала, что Боев просил ее отменить ряд определений по делу предприятия «Тольяттиазот», пригрозив в противном случае проблемами при назначении на новый срок в качестве зампредседателя ВАС. Она также рассказала, что Боев присутствует на заседаниях Высшей квалификационной коллегии судей и от него зависит скорость назначения судей на должность.

На следующие слушания, которые были назначены на 26 мая, ответчики пригласили еще троих высокопоставленных работников Фемиды - председателей Арбитражного суда Московской области Евгения Ильина, Нижегородского областного суда Бориса Каневского и Десятого арбитражного апелляционного суда Артура Абсалямова. По словам Шоты Горгадзе, они тоже были готовы рассказать о влиянии Боева на работу судейского корпуса. Однако чиновник не стал дожидаться новых разоблачений.

«Два дня назад представители Боева подали в канцелярию суда отказ от исковых требований, - сообщил «Росбалту» адвокат. – Мотивировочная часть отказа будет оглашена на слушаниях в понедельник. Я вижу причину подобных действий в нежелании заслушивать трех свидетелей, приглашенных в суд. После выступления Валявиной у Боева пропало желание судиться дальше. Однако мы ожидаем всяких сюрпризов. Например, в понедельник истцы могут отозвать свой отказ. Поэтому свидетели с нашей стороны, готовые рассказать о деятельности Боева, все равно придут в суд. Что касается Владимира Соловьева, то он имеет право потребовать у истцов взыскания судебных издержек и материальной компенсации потраченного времени. Соловьев сам приходил на слушания».

«Я не буду выдвигать подобных требований, – рассказал «Росбалту» сам тележурналист. – Это слишком мелко». Однако, по словам Владимира Соловьева, он уже начал обнародовать письма, поступившие ему от представителей судейского корпуса, столкнувшихся с давлением со стороны Боева и его предшественников на этом посту. Эти обращения также будут отправлены в заинтересованные инстанции. «Прокуратура просто обязана назначить проверку по выступлению Валявиной и поступившим ко мне письмам, а потом может возбудить уголовное дело в отношении Боева, - сообщил Владимир Соловьев. - Это очень важный момент. Моей задачей не стояла война с Боевым. Я за то, чтобы всю судебную систему России привели в порядок». Шота Горгадзе полагает, что если сведения Валявиной подтвердятся, то дело должно дойти до уголовного преследования Боева.

Что касается писем, поступивших Соловьеву, то 21 мая телеведущий обнародовал обращение бывшего председателя Московского областного суда Светланы Марасановой: «Процедура назначения на должность судьи, председателя, заместителя председателя многоступенчата, достаточно длительна, поскольку связана с многочисленными проверочными мероприятиями, но в некоторой степени прозрачна до момента поступления материалов в Управление президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам. Вот здесь и начинается произвол».

Марасанова пишет, что «активно распространилась практика повторных проверок ….без конкретных фактов и убедительных доказательств, стал повсеместным вызов на беседу всех кандидатов в судьи, председателей и заместителей председателей судов, в ходе которого, по словам отдельных председателей судов, делались прозрачные намеки на необходимость соблюдения «государственных интересов» в случае обращения этих чиновников по конкретным делам». Бывшая председатель Мособлсуда сообщает, что такую практику ввел еще один из предшественников Боева на этом посту – Каланда.

«Вскоре место Каланды В.А. (не должность, а «место») занял Поляков А.М., ситуация не изменилась, только теперь уже было позволительно звонить напрямую председателям районных судов и, намекая на окончание сроков их пребывания в должности, ставить конкретные задачи по делам, - отмечает Марасанова. - Затем не стало и Полякова А.М., зато их место занял «достойный» продолжатель «дела» Каланды В.А. – Боев В.И. Насколько мне известно, за ним был закреплен участок работы с арбитражными судами. Но, как оказалось, он успевал везде, во всяком случае, он вплотную «занимался» судами общей юрисдикции Московской области… Со слов некоторых членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ и кадровой комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, где всегда принимает участие Боев В.И., перед их заседанием последний достает какие-то бумажки и начинает рассказывать кто и в чем «провинился» из кандидатов, материалы на которых будут рассматриваться. Соответствуют эти данные действительности или это сплетни, никто не спрашивает, а голосуют как надо».

По словам Владимира Соловьева, у него есть еще целый ряд писем представителей судейского корпуса, которые он намерен придать огласке уже в ближайшее время.

Александр Шварев