Posted 25 ноября 2008,, 12:22

Published 25 ноября 2008,, 12:22

Modified 1 апреля, 19:44

Updated 1 апреля, 19:44

Война «воров в законе»: первая кровь

25 ноября 2008, 12:22
Войны «воров в законе», похоже, не избежать. На прошлой неделе было совершено покушение на ресторатора Гелу Церцвадзе, который считается правой рукой влиятельного «вора в законе» Тариела Ониани, чей клан конфликтует с группировкой Аслана Усояна.

Войны «воров в законе», похоже, не избежать. На прошлой неделе было совершено покушение на ресторатора Гелу Церцвадзе, который считается правой рукой влиятельного «вора в законе» Тариела Ониани, чей клан конфликтует с группировкой Аслана Усояна.

Среди "элиты" криминального мира России, которая уже несколько месяцев готовилась к войне, пролилась первая кровь. На прошлой неделе было совершено покушение на ресторатора Гелу Церцвадзе. Как стало известно «Росбалту», этот человек считается «правой рукой» влиятельного «вора в законе» Тариела Ониани, чей клан конфликтует с группировкой Аслана Усояна (Деда Хасана).

В МВД РФ предполагают, что именно Церцвадзе занимался летом этого года подготовкой сходки криминалитета на Пироговском водохранилище. Кроме того, его подозревают в организации побега из-под стражи «вора в законе» Георгия Манагадзе.

Как удалось выяснить «Росбалту», истоки конфликта между двумя кланами восходят к 2006 году, когда в ОАЭ был задержан «вор в законе» Захарий Калашев (Шакро), которого потом экстрадировали в Испанию. В Испании Шакро обвинили в отмывании денег, неуплате налогов и других преступлениях. Временно управлять бизнес-империей «криминального генерала» клан Аслана Усояна поставил «вора в законе» Лашу Шушанашвили (Лаша Руставский). Но такой поворот событий не устроил другой криминальный клан, руководимый Тариелом Ониани.

Ониани считал, что Лаша давно забыл о «воровских понятиях», все последние годы вел себя как бизнесмен, а не как представитель криминального мира. Якобы все усилия Лаши направлены на удовлетворение личных интересов и интересов ближайших сподвижников. Кроме того, он забывает о большинстве других представителей криминального мира, включая и тех, кто находится в тюрьмах.

На заднем плане Вячеслав Иваньков (Япончик), на переднем - Александр Бор (Тимоха)

Несколько лет Тариел Ониани вел работу по дискредитации Лаши среди членов воровской "элиты", а к решительным действиям перешел тогда, когда стало известно, что Сочи получил право на проведение Олимпийских Игр. Дело в том, что негласным хозяином криминального мира южной части России считается Дед Хасан, поэтому было очевидно, что все вопросы, связанные с Играми, в мафиозных кругах будут решать Усоян и прекрасно владеющий правилами ведения бизнеса Лаша Шушанашвили.

Сначала Ониани пытался вести мирные переговоры о возможности дележа будущих финансовых потоков, но безуспешно. В апреле этого года на одной из сходок сторонники Ониани «раскоронавали» Лашу, обвинив его в излишнем увлечении коммерцией, а также в отходе от воровских традиций.

Вслед за этим последовал еще один удар по клану Усояна – сам Дед Хасан был задержан оперативниками по подозрению в причастности к одному из преступлений. Вскоре, правда, он вышел на свободу, но обстановка в криминальном мире накалилась до предела.

По данным «Росбалта», Тариел Ониани, чтобы как-то смягчить ситуацию, решил провести масштабную сходку «воров в законе». Как позже Ониани признался своим сторонникам, на ней он планировал собрать соратников, «воров», которые еще не заняли чью-либо сторону, а также представителей клана Деда Хасана. В качестве своеобразного третейского судьи на сходку пригласили Вячеслава Иванькова, известного как Япончик.

Как пояснял Ониани, он планировал объявить, что надо больше «короновать» славянских авторитетов, заслуживающих титула «вора в законе». Тем самым он намеревался сделать приятное «воровской легенде»: якобы засилье среди «криминальных генералов» выходцев из Грузии, составляющих сейчас 80% "элиты" преступного мира, не нравится и самому Ониани.

Но сходка не заладилась изначально. Большинство влиятельных славянских «воров в законе» - Шишкан, Блондин, Слива, Аксен – не вмешиваются в данный конфликт, поэтому и принимать участие в мероприятии Ониани не собирались.

Иваньков, по нашей информации, некоторое время раздумывал над приглашением, но в последний момент не захотел ехать, посчитав эту сходку недостаточно представительной для появления авторитета такого ранга. В результате единственным влиятельным славянским «вором в законе», решившимся на визит, стал Александр Бор (Тимоха), который давно и тесно связан и с Усояном, и с Иваньковым.

Александр Бор родился в Белоруссии, еще во времена СССР был несколько раз судим. Тогда же обзавелся связями в криминальном мире, особенно сдружившись с «вором в законе» Вячеславом Иваньковым. В конце 1980-х годов Тимоха подался за границу, где наладил контакты со всей "элитой" зарубежной «русской мафии» – Ефимом Ласкиным (Фима), Иосифом Ройцисом (Людоед), Борисом Найфельдом (Биба) и другими.

В 1991 году в Германии было совершенно убийство Ласкина, после чего Бор спешно вернулся в Белоруссию. А когда спустя несколько лет в США перебрался Вячеслав Иваньков, за ним последовал и Тимоха. Вскоре Япончика арестовали по обвинению в вымогательстве денег у предпринимателей, тесно связанных с "Чара-банком", и, как считают в ФБР, освободившееся место главы зарубежной «русской мафии» занял именно Бор.

Он наладил контакты с итальянскими гангстерскими семьями Гамбино и Гровано, вместе с которыми прокрутил крупную аферу на бирже в США. В 1999 году начались массовые облавы. Тогда были задержаны почти все члены бригады Тимохи, но сам он сумел сбежать и отправился по поддельному паспорту в Бельгию транзитом через Германию. Здесь его и арестовали. По версии полиции ФРГ, еще в конце восьмидесятых годов прошлого столетия Бор вместе с подельниками вымогал крупную сумму у одной женщины. Не выдержав пыток, несчастная выбросилась из окна и осталась инвалидом. Его также обвинили в убийстве Ефима Ласкина. В 2004 году Бор был приговорен к 13 годам тюрьмы, но уже вскоре отпущен на свободу, так как провел в заключении значительную часть срока. После этого Тимоха вернулся в Россию.

Несмотря на то, что Бор давно дружен с Усояном, у него еще со времен заграничной жизни сложились весьма теплые отношения и с Ониани. Такой человек вполне мог сыграть определенную роль в примирении сторон. По информации «Росбалта», все организационные вопросы по проведению сходки Тариел Ониани поручил своему давнему сподвижнику Гела Церцвадзе.

Официально этот человек является владельцем ряда ресторанов. Однако по данным МВД РФ, Церцвадзе фактически отвечал за весь бизнес, находившийся под контролем клана Ониани. Сам Тариел, согласно воровским понятиям, коммерцией заниматься не имеет права, поэтому все финансовые вопросы были возложены на Церцвадзе, не обремененного никакими титулами в криминальном мире.

По данным оперативников, именно он и придумал провести сходку на теплоходе. Такое решение давало свободу перемещения – судно могло причалить в любом предусмотренном для этого месте, а также крайне осложняло возможность вмешательства милиции. Именно Церцвадзе, по сведениям источников «Росбалта», занимался арендой прогулочного судна, организацией застолья на теплоходе, "трансфером" «воров в законе» и авторитетов к месту встречи.

Всего на сходку собрались около полусотни человек, в том числе 33 «вора в законе». До последнего ждали прибытия Деда Хасана, но он так и не появился. 8 июля теплоход отправился в свой вояж, но вскоре на судно ворвались оперативники ГУ МВД по ЦФО, которым для этого пришлось использовать катера и вертолет. Все участники сходки были задержаны, но уже на следующий день большинство из них отпустили. За решеткой остался только «вор в законе» Георгий Манагадзе ( Гия Кутаисский), у которого не оказалось документов, дающих ему право находиться на территории России.

По данным «Росбалта», после этого многие «криминальные генералы» высказали серьезные претензии Тариелу Ониани, который (как организатор мероприятия) должен был отвечать за безопасность участников. Его даже попытались обвинить в том, что утечка информации была сделана специально. Чтобы как-то исправить ситуацию, Ониани решил добиться освобождения Георгия Манагадзе.

Гия был помещен в Центр содержания иностранных граждан (ЦСИГ) № 1 ГУВД Москвы, откуда его планировали депортировать в Грузию. Решение вопроса с Манагадзе, по информации оперативников, Ониани поручил все тому же Гела Церцвадзе. Его несколько раз видели у ЦСИГ № 1, а 9 сентября Манагадзе благополучно сбежал из этого учреждения. Стоит отметить, что и сам Гела Церцвадзе жил в России по документам, вызывающим сомнение в их подлинности. В 2007 году его паспорт попал в перечень паспортов граждан Российской Федерации, выданных в нарушение установленного порядка и считающихся недействительными.

Тем временем сотрудники ГУ МВД по ЦФО неожиданно нанесли удар и по клану Деда Хасана. 19 сентября в подмосковной Барвихе был задержан Лаша Шушанашвили. Уже на следующий день суд признал, что он незаконно получил паспорт гражданина России, а на территории РФ находится нелегально, поэтому Лаша был выслан из России.

Изначально сыщики планировали отправить Руставского в Грузию, где он и родился. Но после последних событий такая процедура стала невозможной. Поэтому Шушанашвили переправили в Армению, откуда он и прибыл в Москву с фиктивным паспортом российского гражданина, а уже оттуда его отправили на Украину. Лаше был запрещен въезд на территорию РФ на пять лет. По информации «Росбалта», путешествия Лаши по странам СНГ закончились довольно быстро. Из Украины он спокойно улетел в Грецию, откуда сейчас и продолжает управлять своей столичной бизнес-империей, общаясь с коллегами по телефону.

В России же криминальная война продолжала набирать обороты. Дед Хасан вместе с другими «ворами в законе» провел целый ряд сходок, на которых было принято решение «короновать» сразу 12 человек. Примечательно, что это решение одобрил и Япончик. На этих же сходках обсуждался и конфликт с Тариелом Ониани. Стороны продолжали сыпать обвинениями в адрес друг друга. В частности, кроме обвинения в организации неудачной сходки, Ониани стали выдвигать претензии по поводу его участия в бизнесе через Церцвадзе. Встал вопрос о возможности «раскоронации» Тариела.

А 17 ноября прозвучали первые выстрелы. В 11.15 двое неизвестных в черных матерчатых масках у дома 22 корпус 3 по Веерной улице открыли огонь по Гела Церцвадзе. Предприниматель получил ранения в грудь, живот и левое бедро. Преступники скрылись на автомобиле Skoda. Позже сожженная иномарка была обнаружена на Очаковском шоссе. Внутри салона лежали обгоревшие автомат АКМ, «парабеллум» и пистолет-пулемет импортного производства с глушителем.

Церцвадзе в тяжелом состоянии доставили в больницу. Ему уже сделали несколько операций, но врачи говорят, что пострадавший останется инвалидом. Основные версии преступления оперативники связывают с конфликтом «воров в законе». С Церцвадзе могли расправиться как с помощником по финансам Тариела Ониани. Ему могли отомстить и за неудавшуюся сходку, поскольку именно он отвечал за ее проведение. Если версии оперативников подтвердятся, то следует ожидать ответных шагов со стороны клана Ониани.

Юрий Вершов