Posted 4 марта 2009,, 19:19

Published 4 марта 2009,, 19:19

Modified 1 апреля, 18:40

Updated 1 апреля, 18:40

Молодежь хочет в политику, но только наверняка

4 марта 2009, 19:19
Сегодня любая политическая партия серьезно относится к формированию молодежного крыла. И не случайно: у нас есть молодой для своей должности президент и свежая «первая сотня». Возникает резонный вопрос: насколько же важен молодежный фактор в политике?

Сегодня любая политическая партия серьезно относится к формированию молодежного крыла. И не случайно: у нас есть молодой для своей должности президент и свежая «первая сотня». Возникает резонный вопрос: насколько же важен молодежный фактор в политике? Теме «Молодежь и выборы» был посвящен круглый стол в «Росбалте», проходивший в среду по следам выборов 1 марта. Организаторами выступили центр социальных и политических исследований «Аспект» и ассоциация некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль». Поговорили хорошо и поспорили горячо. Как и следовало ожидать, молодые проправительственные «комиссары» и молодые оппозиционеры друг с другом не согласились и даже чуток «пошумели».

Разговор начала член Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ Эльвира Ермакова. Известно, что нынешний, чуровский состав ЦИК плотно работает с молодыми избирателями. Ермакова отметила, что старшее поколение россиян приучено ходить на выборы всей нашей историей, - что тоже хорошо. Но очень важно, чтобы на выборы пришла именно молодежь, и пришла осознанно.

Затем перешли к более острой теме. Эльвира Леонидовна выступила против молодежных квот в представительных органах власти, хотя и признала, что неоднократно слышала от лидеров молодежных организаций: «Мы не можем попасть во власть, нам нужны квоты». В таком изложении просьбы молодых лидеров вызывают мало сочувствия. И Ермакова вполне справедливо противопоставила таким просителям кандидата, победившего на выборах во Владимирской области: 34-летний предприниматель уже отработал один срок в заксобрании, после победы по одномандатному округу, теперь с триумфом прошел второй раз и никакими квотами никогда в жизни не пользовался.

Что касается честности выборов, то Эльвира Леонидовна подчеркнула: «Их и нет, этих нарушений, - но, конечно, те, кто проиграл, жалуются… Ну, что, там на аркане, что ли, ведут голосовать?» В заключение Ермакова заметила, что нерадивые чиновники на местах могли бы в самом начале зимы «катки для людей залить», а то катание на коньках в нашей стране явно не находится на соответствующем климату уровне. Можно добавить: надо было залить катки в ноябре, а не раздавать блины в день голосования, как это кое-где имело место быть.

Затем выступил молодой депутат Государственной думы Максим Мищенко – ему 31 год, а выглядит он и вовсе как студент. В последние годы Мищенко был известен как лидер общественной организации «Россия молодая».

«Мне немножко стыдно», - интригующе начал Мищенко и пояснил, что в новом составе Госдумы он занял место, ранее принадлежавшее Эльвире Ермаковой. Затем, с неожиданной самокритичностью, депутат предположил, что, если бы не молодежная квота, по которой он попал в парламент, сейчас бы, скорее всего, «разгружал вагоны». Возможно, Мищенко намекал на свой диплом МВТУ имени Баумана, который в наши дни уже не обеспечивает работой, - во всяком случае, его слова внесли оживление в дискуссию.

По мнению Максима Мищенко, раньше, в 90-е годы и в самом начале века, «молодежь считала, что политики – это обслуживающий персонал финансовых групп». Поэтому эта область не привлекала ни скромно обеспеченную молодежь, ни тех, кто преуспел при капитализме. «Сейчас ситуация во всем мире накалилась, - заметил Мищенко. – И молодые люди стали задумываться».

По наблюдениям депутата, в последнее время стиль мышления по типу «Я могла бы жить на Манхэттене и с Деми Мур делиться секретами» более не актуален. Юноши и девушки спускаются с неба на землю, а местные руководители переживают собственный «шок»: «Федеральная власть собирает молодежь – зачем?!» Но и самой федеральной власти Мищенко посоветовал не всякую молодежь собирать, освобождаться от тех, кто к ней «подсасывается».

В защиту молодежных квот высказался лидер движения «Молодая гвардия Единой России» Руслан Гатаров. Как он справедливо отметил, если квот не будет, то молодежи скажут: «Ты молодой, потерпи!» Здесь Гатаров выразительно похлопал по плечу своего соседа, председателя молодежной организации ЛДПР Павла Пятницкого. «Раньше в политике не было молодых лиц, - заявил Гатаров. – Самый молодой – Жириновский». В общем, по мнению Руслана, «если не будет квоты, то у молодых и одного процента не будет». Хотя, конечно, прежде чем воспользоваться квотой, надо на муниципальном уровне поработать как следует.

Ну, а то, что реально существует, - вполне ли хорошо? Тон разговора изменил как раз Павел Пятницкий, которого Гатаров перед этим похлопал по плечу. «Тут все начали за здравие, - отметил он. – За упокой, тем не менее, тоже есть».

«Я был заместителем председателя молодежного парламента Новосибирской области, - рассказал Пятницкий. – Ни один человек оттуда ни в муниципальные, ни в областные органы власти не прошел. Я с 2000 года слежу за всеми молодежными парламентами: ни один проект их не реализован! А просто показывать какие-то плакаты и буклеты – меня как руководителя молодежной организации это не устраивает!» Заодно Павел Пятницкий пожаловался, что на выборах в Брянскую областную думу власти несправедливо обидели кандидата от ЛДПР Виталия Злочевского. Обо всем этом молодые жириновцы обещают написать главе Центризбиркома Владимиру Чурову и премьер-министру Владимиру Путину в стиле «не ведаете вы, что творят ваши опричники на местах».

Молодых коммунистов на дискуссии не было - они не явились за званый стол. Однако оппозиционных настроений хватило и без них: жириновца Пятницкого довольно горячо поддержал лидер молодежной организации партии «Справедливая Россия» Дмитрий Гудков. «Явка-то снижается!» - обратил он внимание собравшихся. По мнению Гудкова, вполне естественно, что правящая партия набирает 70% на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге, где общая явка избирателей едва дотянула до 17%.

В сегодняшней политике, по словам Дмитрия Гудкова, «состязания нет». Перейдя к вопросу о молодежных квотах, Гудков осудил их: «Давайте предоставим квоты молодежи, инвалидам, беременным. А есть еще и алкоголики, и наркоманы, - им тоже квоты нужны. Ну не может 15-летний спортсмен участвовать в международных соревнованиях наравне со взрослыми!» Руслан Гатаров возразил, что «спортсмен-то как раз может».

Жару поддали гости из подмосковного Жуковского – сторонники оппозиционного кандидата в мэры Игоря Новикова. По их словам, Жуковский – это «наукоград, превращенный нынешними властями в деревню», а против Новикова воюют бесчестно и беззаконно. Один из гостей даже захватил с собой разорванные чиновником жалобы, которые перед этим склеил липкой ленточкой.

Ситуация в Жуковском действительно скандальная, и Эльвира Ермакова тут же заметила: «Жуковский держим на контроле. Когда на следующее утро после выборов оттуда не поступило протоколов, – конечно, все обеспокоились. Вы, главное, обжалуйте».

Но в целом выборы прошли не так уж плохо. Это подтвердил и иностранный наблюдатель из Польши Матеуш Пискорский. Строго говоря, не наблюдатель (аккредитованных иностранных наблюдателей на выборах 1 марта не было), а «приглашенный гость». Довольно молодой человек, уже побывавший депутатом Сейма, он выразил удовлетворение увиденным в Архангельской области.

«Мы общались с наблюдателями от различных партий, - рассказал Пискорский. – На 90% это молодежь. Во многих странах Европейского Союза такой молодежной активности нет». Отметив, что «проигравшие заметили множество нарушений», Матеуш Пискорский оценил реалистичность этих жалоб: «может быть, на нескольких участках было». Что касается квот, то, по словам Пискорского, в Польше часть партий предоставляет квоты – но не молодежи, а женщинам. Ирония судьбы состоит в том, что в тех партиях, где никаких квот нет, женщин в руководстве больше, так как их карьера – «натуральный процесс». «Молодежь России имеет возможность строить политическую систему», - отметил в заключение иностранный гость.

Леонид Смирнов