Posted 13 марта 2009,, 13:13

Published 13 марта 2009,, 13:13

Modified 1 апреля, 18:34

Updated 1 апреля, 18:34

Экстремистское гостеприимство

13 марта 2009, 13:13
Причины усиления экстремизма на национальной, религиозной и этнической почве выясняли депутаты Мосгордумы, представители ГУВД и прокуратуры столицы, участники ряда молодежных объединений и национальных диаспор. Искали выход, но (это становится уже привычным результатом обсуждений данной проблемы) - не нашли.

Причины усиления экстремизма на национальной, религиозной и этнической почве выясняли депутаты Мосгордумы, представители ГУВД и прокуратуры столицы, участники ряда молодежных объединений и национальных диаспор. Искали выход, но (это становится уже привычным результатом обсуждений данной проблемы) - не нашли.

Прозвучало множество мнений, однако все они сводились к одному: в России нет хорошо продуманной миграционной политики. Поэтому приезжающим в нашу страну гражданам сложно адаптироваться, найти общий язык, в связи с чем и возникают конфликты. «Межнациональные отношения - это улица с двусторонним движением», - отметила депутат МГД Ирина Великанова. И действительно, многие из коренных жителей России изначально предвзято относятся к приезжим, не уважают их культуру, действуют по принципу «свой-чужой».

По словам представителя прокуратуры Москвы Вероники Крапивенко, мало кто сейчас помнит о необходимости сохранения дружбы между народами, не смотря на то, что на территории России всегда проживало очень много национальностей. Видимо, проще ненавидеть того, кто не похож на тебя. Причем, главным фактором тут является даже не национальная принадлежность, а просто внешность.

В тоже время, предложение вводить в систему образования такие предметы, как «Культура народов России» и «Культура народов мира» представляется сомнительным. По мнению члена президиума Конгресса русских общин Александра Босых, качество образования в нашей стране зачастую оставляет желать лучшего, а квалифицированных преподавателей просто не хватает. Поэтому если даже эти предметы получат одобрение, то введены будут лишь формально, для галочки.

А ведь 36% преступлений на почве расовой нетерпимости, по данным ГУВД столицы, совершается именно школьниками или студентами младших курсов. Многие из них неплохо учатся и имеют положительную характеристику от преподавателей.

По мнению представителя фракции «Яблоко» в МГД Дмитрия Илюшина, все это происходит по причине отсутствия у молодежи социальных лифтов, перспектив и возможностей проявить себя. Кроме того, родители не уделяют должного внимания ребенку, он предоставлен сам себе. Это приводит к тому, что молодые люди находят в экстремисткой деятельности способ самовыражения, зачастую даже не понимая до конца, что делают.

Борьба с этой проблемой должна вестись комплексно, не только со стороны власти, но и обществом, считает представитель молодежной палаты Мосгордумы Дмитрий Бирюков. Активная пропаганда экстремизма, ксенофобии, этнофобии ведется через средства массовой информации, в особенности, через Интернет. Существует ведь множество молодежных группировок, которым нужна площадка для агитации. «СМИ должны использовать методы самоцензуры и проявлять сдержанность в освещении национальной проблематики», - отметил Бирюков.

Представители власти, со своей стороны, должны помочь иностранным гражданам адаптироваться в стране. На данный момент этим заняты национальные диаспоры. Но многие из них существуют лишь формально, для выгоды отдельных людей. Большинство приезжих выживают, как могут и надеются только на себя. Предоставить им необходимые условия для нормального существования входит в задачу властей. Но ввиду отсутствия грамотной миграционной политики и несовершенства законодательства в этой сфере, проблема остается.

Получается замкнутый круг. Предложений множество, но, по существу, никто не берется решать чужие проблемы, перекладывая эту функцию на других. Создание нового института власти, который бы занимался целенаправленно проблемами мигрантов, вряд ли спасет положение, а лишь добавит чиновникам места. А для того, чтобы воздействовать на создание людей, менять стереотипы и прививать уважение и терпимость к людям других национальностей понадобятся десятилетия. Поэтому вопрос: «Что делать?» по-прежнему остается на повестке дня.

Анна Еремина