Posted 8 августа 2009,, 09:07

Published 8 августа 2009,, 09:07

Modified 1 апреля, 17:06

Updated 1 апреля, 17:06

В Подмосковье разработали космический мотоцикл

8 августа 2009, 09:07

МОСКВА, 8 августа. В Научно-производственном предприятии "Звезда" придумали индивидуальное средство для перемещения в открытом космосе - так называемый космический мотоцикл - "Сейфер", сообщает Вести.Ру. По виду это обычный рюкзак, который крепят на новом скафандре "Орлан-МК". Внутри - 16 реактивных двигателей и специальные штанги с пультами управления.

О личном транспорте для космонавтов задумались еще во времена «холодной войны». Тогда для военной станции "Алмаз" был спроектирован боевой мотоцикл. Предполагалось, что именно на нем советские космонавты будут подлетать к вражеским спутникам и закладывать взрывчатку. Так выглядел мотоцикл для космических войн: 36 пороховых двигателей давали импульс космонавту на движение, сработал задний - космонавт летит вперед, передний - назад. Даже проводили испытания первой установки. "В связи с тем, что пороховой двигатель достаточно опасен, его горячая струя может повредить и корабль, и скафандр, это все было забыто", - вспоминает Александр Лившиц, начальник расчетно-теоретического отдела НПП "Звезда".

Проект мотозвездных войн так и остался неосуществимым. Однако в 1984 году за создание космического мотоцикла взялись плотно. Средство передвижения космонавта, или, как называют специалисты, СПК, получилось громоздким - почти 400 килограммов. Двигатели на сжатом воздухе могли обеспечить 6 часов автономной работы. Все его системы были дублированы.

Первый действующий космический мотоцикл для облета станции "Мир" испытал Александр Серебров - летчик-космонавт, Герой Советского Союза. Почти 40 минут он управлял диковинным транспортным средством. Отрывался от станции и парковался к ней. "Оказывается, в невесомости совсем другой коэффициент трения. Я должен был отлететь на 25 метров, а улетел на 30. В ЦУПе было напряжение жуткое: "Оторвется!". Чувствовал, хрустальная тишина стоит", - вспоминает Серебров.

Вероятность оторваться у космонавта была высока. Однажды из-за неприкрученного поручня он чуть было не улетел в открытый космос. Хорошо, что вовремя заметил, успел зацепиться. Уже тогда Александр Серебров твердо решил, что делать, если трос не выдержит. "Я бы не стал дожидаться, когда кончатся запасы. Я бы открыл бы дверцу и сдох бы тут же. Это верная смерть", - признается космонавт-испытатель.

Испытания космического мотоцикла в начале 1990-х прошли успешно. С его помощью можно было передвигать грузы в космосе. Тогда на орбите планировалось грандиозное строительство. На такой установке космонавт мог даже ремонтировать спутники. "Спутник отказал, если потерял ориентацию. Он может крутиться, как к нему подойти? А установка это позволяет. Я начинаю закручивать себя так, как мне нужно вращаться вместе со спутником, и смогу дотронуться до него, взять", - объясняет технологию сближения Александр Лившиц, начальник расчетно-теоретического отдела НПП "Звезда".

Совершив еще несколько полетов в космос, СПК вместе с "Миром" был затоплен. А космонавты остались без личного транспорта. Сегодня для передвижения в космосе в НПП "Звезда" придумали новый космический мотоцикл - "Сейфер". Он легче и совершеннее своего предшественника. Вот только на станции его пока нет. Космонавты уверяют, "Сейфер" - "Спаситель" им необходим. На мотоцикле передвигаться в космосе, как и на Земле, можно гораздо быстрее.

Научно-производственное предприятие «Машиностроительный Завод «Звезда» (НПП МЗ «Звезда», ранее - завод 918 МАП) - российское (советское) предприятие-разработчик систем жизнеобеспечения высотных полетов и космических исследований, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолетов топливом в полете. Направления разработок включают космические скафандры, катапультные кресла, средства аварийного покидания самолетов, спасательные жилеты и огнетушители.

Предприятие расположено в подмосковном поселке Томилино, было основано в 1952 году для обеспечения советской космической программы. Основными направлениями разработок стало защитное снаряжение летчиков военной авиации, системы дозаправки в воздухе. С 1960-х годов завод начал разрабатывать скафандры, включая самый первый скафандр Юрия Гагарина. Созданный конструкторами завода «Звезда» скафандр «Орлан-М» использовался космонавтами на орбитальной станции «Мир» и эксплуатируется сегодня на Международной космической станции.