Posted 5 ноября 2009,, 16:06

Published 5 ноября 2009,, 16:06

Modified 1 апреля, 16:04

Updated 1 апреля, 16:04

Убийцы Маркелова: «тихий мальчик» и «скрытная девочка»

5 ноября 2009, 16:06
СКП РФ предъявил обвинения в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой нацистам Евгении Хасис и Никите Тихонову. Что это за люди, «Росбалту» рассказали их бывшие коллеги.

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ в четверг предъявил обвинения в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой двум участникам националистической группировки «Объединенная бригада-88» - Евгении Хасис и Никите Тихонову. По основной версии, мотивом преступления стало участие защитника в деле о расправе над антифашистом Александром Рюхиным. В этом нападении, по данным следствия, принимал участие Тихонов, а Маркелов прилагал все усилия, чтобы правоохранительные органы сначала объявили молодого человека в розыск, а потом более активно занимались его поисками.

29-летний Никита Тихонов и 24-летняя Евгения Хасис были задержаны 3 и 4 ноября сотрудниками ФСБ РФ. В четверг им были предъявлены обвинения по п.п. «а», «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц, совершенное организованной группой), Басманный суд избрал молодым людям меру пресечения в виде заключения под стражу. «Получены изобличающие материалы в отношении лиц, которые принимали участие в преступлении, первичная доказательная база, а также конкретная информация, которая является признательной со стороны лица, совершившего убийство», – объявил на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым директор ФСБ Александр Бортников. По его словам, у участников группировки, в которую входили задержанные, изъято большое количество огнестрельного оружия.

«Росбалту» удалось пообщаться с людьми, хорошо знавшими Тихонова и Хасис. Как выяснилось, Никита Тихонов в свое время работал корреспондентом в одном из информационно-аналитических агентств. «Это был очень тихий, скромный мальчик, – рассказала «Росбалту» бывшая коллега Тихонова. – Он пришел к нам работать сразу после института, ходил на разные пресс-конференции, писал статьи для сайта. Он был типичной «серой мышкой», ни в каких обсуждениях не участвовал, о себе ничего не рассказывал. Никаких националистических высказываний от него никто не слышал. Потом Никита уволился, сообщив, что его пригласили на другую работу». На момент ареста Тихонов официально числился безработным, что и не удивительно – он больше двух лет находился в розыске.

Евгения Хасис, оказывается, построила для своего возраста вполне успешную карьеру – одно время она даже руководила интернет-магазином. «Я совершенно не удивлен, что Евгению арестовали, – сообщил «Росбалту» представитель крупной компании, в которой в свое время трудилась Хасис. – К нам на работу Женя пришла 16-летней девочкой и начинала простой стажеркой. Постепенно она доросла до руководителя интернет-магазина, предлагавшего все необходимое для занятия фитнесом.

На работе она общалась с коллегами, пользовалась успехом у представителей мужского пола – она довольно часто меняла своих молодых людей. Однако Женя всегда вызывала некие подозрения. Одевалась в стиле «милитари», была крайне скрытной по поводу своих увлечений, политических взглядов, семейной жизни. Когда поднимались в беседах какие-то национальные темы, она сразу уходила в себя, в глазах появлялась какой-то блеск. Чувствовалось, что у нее есть уже твердые взгляды, высказывать которые она не хочет. Из-за некоторых особенностей ее поведения у нас постоянно возникало подозрение, что она националистка. Впрочем, покинула компанию Хасис не из-за этого. На совещании ей высказали претензии по качеству работы, она посчитала их незаслуженными и написала заявление об уходе».

По данным оперативников, «тихий мальчик» и «скрытная девочка» почти десять лет входили в различные националистические группировки и принимали активное участие в их акциях. Причем от окружающих молодые люди свои взгляды тщательно скрывали. В последнее время Тихонов и Хасис являлись членами движения «Объединенная бригада-88» (аббревиатура от Heil Hitler, по порядковому номеру буквы Н в латинском алфавите). Эта группировка появилась в российской столице в середине 1990-х годов и в материалах УФСБ по Москве и Московской области значится как «движение «скинхедов» (бритоголовых) с высшей иерархической структурой». По данным оперативников, члены «Объединенной бригады-88 (ОБ-88)» поддерживают тесные отношения с международной профашистской группировкой «Blood & Honour» («Кровь и Честь») и имеют хорошие источники финансирования. Кроме прочего, участники «ОБ-88» промышляют нападениями на приезжих и антифашистов.

По данным правоохранительных органов, 16 апреля 2006 года в Москве проходил концерт панк-хардкоровой музыки, на который собиралось придти много антифашистов. Об этом узнали представители сразу нескольких националистических группировок, в том числе «ОБ-88», «Славянский союз», «Формат-18». В результате скинхеды у станции метро «Домодедовская» напали на двух антифашистов - Александра Рюхина и Егора Томского, спешивших на концерт. Томскому удалось убежать, а Рюхин был убит ножевыми ударами в сердце. Спустя несколько месяцев оперативники задержали троих подозреваемых в этом преступлении - членов «Славянского союза» Василия Реутского и Андрея Анциферова, а также участника группировки «Формат 18» Александра Шитова по кличке Шульц.

Адвокат Станислав Маркелов представлял в данном деле интересы Томского и родственников Рюхина. Он постоянно высказывал недовольство ходом расследования. Именно благодаря его усилиям удалось добиться того, чтобы были выявлены двое других участников нападения, значившихся в деле как «неустановленные лица». Ими оказались участники «ОБ-88» Александр Паринов и Никита Тихонов. Несмотря на протесты Маркелова, уголовное дело неожиданно было разделено на два самостоятельных дела. В одном из них фигурировали Тихонов и Паринов, которым инкриминировали убийство. А во втором значились трое задержанных, и им были предъявлены обвинения всего лишь в хулиганстве и нанесении побоев. Маркелов полагал, что благодаря этому молодые люди могут отделаться условным наказанием, но в суде он сумел добиться, чтобы их приговорили строже - от 4 до 7 лет тюрьмы. Маркелов также неоднократно во время пресс-конференций называл фамилии разыскиваемых обвиняемых в преступлении, в том числе Тихонова, и требовал, чтобы их задержали.

«Находясь на осадном положении, Тихонов начал готовить акцию возмездия», - заявил «Росбалту» участник одного из националистических движений. Для этого он привлек соратницу и близкую подругу Евгению Хасис. 19 января 2009 года Станислав Маркелов, который являлся адвокатом семьи убитой чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, давал пресс-конференцию в связи с освобождением ее убийцы - полковника Юрия Буданова. Из-за больших автомобильных пробок в Москве он припарковал машину на улице Пречистенка.

По версии следствия, когда адвокат с внештатной журналисткой «Новой газеты» Анастасией Бабуровой вышел на улицу, за ними уже вела наблюдение Евгения Хасис. Она передала информацию Тихонову, который расположился неподалеку от автомобиля Маркелова. Одетый в черную куртку и такого же цвета брюки, преступник выхватил пистолет и открыл огонь. Целился он в головы своих жертв. Станислав Маркелов скончался на месте. 25-летняя Анастасия Бабурова была госпитализирована в тяжелом состоянии, однако врачи не смогли спасти ее жизнь. Убийца, спрятав пистолет в карман, направился в сторону метро «Кропоткинская».

Юрий Вершов