Posted 4 февраля 2010,, 14:43

Published 4 февраля 2010,, 14:43

Modified 1 февраля, 03:42

Updated 1 февраля, 03:42

За 22 млрд рублей – пять лет условно

4 февраля 2010, 14:43
За «отмывание» 22 млрд рублей (400 млн из которых он получил лично) экс-председатель правления банка «Эмал» Алексей Колесникова приговорен лишь к пяти годам тюрьмы условно и штрафу в 500 тыс. рублей.

Вступил в законную силу приговор Пресненского суда Москвы в отношении бывшего председателя правления банка «Эмал» Алексея Колесникова. Он был признан виновным в отмывании и обналичивании 22 млрд рублей, из которых 400 млн получил лично. Однако служители Фемиды приговорили Колесникова всего к пяти годам тюрьмы условно и штрафу в 500 тыс. рублей. Свидетелями по этому делу проходят бывший посол Палестины в СССР Рами Аль-Шаер и вице-президент компании «ДжамильКо» Амин Джамиль, которые являлись акционерами «Эмала».

Проблемы у «Эмала» начались в 2004 году, когда ЦБ провел проверку банка и вынес его руководству предписание об устранении нарушений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По версии ревизоров, «Эмал» несвоевременно предоставлял в ЦБ отчетность, которая в ряде случаев была недостоверна, а также неоднократно нарушал порядок направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сообщений по операциям, подлежащим обязательному контролю. В результате летом 2005 года у банка была отозвана лицензия, а Следственный комитет при МВД РФ возбудил по факту деятельности «Эмала» уголовное дело по статье 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность).

По версии следствия, схема по «отмыванию» и обналичиванию денег, которую использовали руководители банка, выглядела следующим образом. На счета фирм-однодневок, открытые в «Эмале», по фиктивным контрактам поступали сотни миллионов долларов от структур, желающих отмыть деньги. Затем, как считают в СК, Алексей Колесников и заведующая кассой банка Ольга Снисар подыскивали граждан Эстонии, готовых поучаствовать в легализации денег за небольшое вознаграждение.

Дело в том, что иностранцы (как нерезиденты РФ) имеют право снимать с банковских счетов неограниченную сумму денег, тогда как для россиян введен определенный лимит. Эстонцы приезжали в Москву, расписывались в «Эмале» о том, что якобы сняли со счетов фирм-однодневок гигантскую сумму наличными, после чего получали свой гонорар. Он варьировался от 500 до 2000 евро – в зависимости от величины суммы, якобы снятой со счета. По данным СК, таким образом ежедневно легализовывалось порядка $15-20 млн, которые уже «отмытыми» возвращались настоящим клиентам.

Летом 2005 года в офисах «Эмала» и связанных с ним структур были проведены обыски, после которых начальник оперативно-розыскного бюро № 9 МВД России Федор Путинцев заявил следующее: «В настоящее время отрабатывается версия о причастности к финансированию международных террористических организаций председателя совета директоров КБ «Эмал», являющегося уроженцем Палестины (Аль-Шаер Рами), и члена совета директоров - уроженца Сирии (Джамиль Амин Фуад)».

Оба выходца с Ближнего Востока, названные Путинцевым, действительно входили в руководство банка и хорошо известны в России. Рами Аль-Шаер долгое время являлся послом Палестины в СССР и считался личным представителем Ясира Арафата. Советские власти даже наградили его Орденом Дружбы народов. В конце 1980-х годов Аль-Шаер перебрался на постоянное место жительства в Россию, где вместе с Амином Джамилем создал компанию «ДжамильКо», владеющую более 60 бутиками в Москве.

В феврале 2008 года представители СК допросили Рами Аль-Шаера и Амина Джамиля. Те сразу отвергли свою связь с террористами (что потом было подтверждено и следствием) и заявили, что сами являются пострадавшими в истории с «Эмалом». Как объяснили бизнесмены милиционерам, они стали акционерами банка, чтобы сделать эту финансовую структуру преуспевающей, но почти сразу возникли проблемы с бывшими владельцами «Эмала». Пока улаживались все спорные вопросы, председателем правления банка был назначен старый знакомый Аль-Шаера Алексей Колесников.

По словам коммерсантов, операции по «отмыванию» денег проворачивались за их спинами. После таких показаний СК назначил судебно-бухгалтерскую экспертизу деятельности банка, которая закончилась весной 2008 года. Она показала, что «Эмал» совершил сомнительные операции более чем с 22 млрд рублей, а общий доход руководства банка от такого вида коммерции составил 400 млн рублей. Все это было расценено как незаконная банковская деятельность, обвинения в которой и предъявлены Алексею Колесникову и Ольге Снисар.

Слушания по данному делу в Пресненском суде столицы длились больше года. На них Колесников и Снисар только частично признали свою вину. Учитывая, что у бывших сотрудников банка на иждивении находятся маленькие дети, суд назначил им весьма мягкое наказание. Алексея Колесникова приговорили к пяти годам тюрьмы условно и 500 тыс. рублей штрафа. Ольга Снисар получила четыре года условного наказания. Подсудимые данный вердикт оспаривать не стали, на днях он вступил в законную силу.

Александр Шварев