Posted 21 июля 2010,, 14:36

Published 21 июля 2010,, 14:36

Modified 1 апреля, 13:01

Updated 1 апреля, 13:01

Минобороны пустило "Кубинку" с молотка

21 июля 2010, 14:36
Военный аэродром в подмосковной Кубинке все-таки продается с аукциона. Не то, чтобы шокирующая, но, в общем, малоприятная новость для романтиков и носителей оборонного сознания. Тем более, что еще год назад, как сообщалось, решили не продавать.

Военный аэродром в подмосковной Кубинке все-таки продается с аукциона. Не то, чтобы шокирующая, но, в общем, малоприятная новость для романтиков и носителей оборонного сознания. Тем более, что еще год назад, как сообщалось, решили не продавать.

В среду Министерство обороны РФ проводит очередной аукцион по продаже высвобождаемой военной недвижимости. На торги выставлен земельный участок площадью в 46 га на территории военного аэродрома «Кубинка» в Одинцовском районе Подмосковья (сельское поселение Никольское). Продаются, согласно сайту Минобороны, 23 объекта - укрытия, хранилища и другие, общей стоимостью в 212 млн 077 тыс. рублей. Как сообщают военные, «участок и находящиеся на нем здания не представляют культурной ценности, не относятся к объектам гражданской обороны и не имеют никаких обременений».

Вероятным покупателем называется известный олигарх, глава компании «Нафта-Москва» Сулейман Керимов. Он высказывал намерение создать в Кубинке первый аэропорт для бизнес-авиации.

Городок Кубинка, расположенный примерно в 60 км к западу от Москвы по Белорусскому направлению, широко известен как своего рода «военный край». В советские времена многих московских школьников туда возили на военные сборы после 9-го класса. И сами по себе окружающие места производили впечатление обширного «военного царства».

Исторически Кубинка связана одновременно с танковыми войсками и авиацией. Многие знают, что там располагается уникальный танковый музей. Но и сегодняшние «авиационные будни» Кубинки тоже скорее «музейного характера», нежели реально оборонного. Там базируются знаменитые пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи», а также аэроклуб РОСТО (современный аналог ДОСААФ).

«Демилитаризация» всех этих военно-воздушных объектов началась далеко не сегодня. Аэродром уже давно перестал использоваться силами ПВО для защиты неба над Москвой. А непосредственно о продаже его Керимову заговорили в прошлом году.

И вопрос о дальнейшей судьбе пилотажных групп тоже далеко не сегодня встал на повестку дня. Ситуация осложняется тем, что «Стрижей» и «Витязей» переводят из Подмосковья в Липецк, на тамошние аэродромы. Офицер, конечно, должен быть всегда готов к переезду в дальние края. Но военные – тоже люди, а разница между столицей и глухими гарнизонами в нашей необъятной стране особенно велика. Правда, Липецк – это, в общем-то, не глушь, а просто провинция, «черноземный клин». Но у летчиков-асов из пилотажных групп свое мнение о том, как с ними можно обращаться. Многие пилотажники заявляли, что увольняются из ВВС. (В этой связи можно вспомнить, например, отказ многих работников Главштаба ВМФ от планируемого переезда из Москвы в Санкт-Петербург. Тогда, впрочем, на кону не стоял столь большой участок дорогой подмосковной земли).

Однако в прошлом году «делу Кубинки» дали задний ход. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков подтвердил, что аэродром в Кубинке остается военным. А глава правительства Владимир Путин даже исключил «Кубинку» из перечня аэродромов совместного базирования – военно-гражданского базирования, в каковом состоянии он пребывал с 2007 года. То есть налицо была ремилитаризация, возврат на военную службу.

И вот теперь все-таки продают. Непоследовательность высших лиц в какой-то мере огорчает и настораживает. Но все же, по большому счету – стоит ли удерживать Кубинку в военной ограде?

Авторитетные эксперты полагают, что нет. Как заметил корреспонденту «Росбалта» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, «бесчинства Медичи здесь усматривать не стоит». «У Министерства обороны огромное количество имущества и в том числе масса аэродромов, - отметил эксперт. – Часть из них вполне можно продать и направить средства на строительство жилья для военнослужащих».

«Конечно, если вы позвоните какому-нибудь ветерану-летчику, он скажет, что это ужас-ужас-ужас! – признает Руслан Пухов. – Но что делать. Как только у нас встает вопрос о закрытии военного училища, тут же выступает ветеран и говорит: «Это наш символ, я после этого училища в танке горел!» Но, как жестко напомнил Пухов, «мы уже не в Советском Союзе», «мы – армия бедной страны» и должны жить по средствам.

Чуть более осторожного мнения придерживается заместитель директора Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин. «Сложный вопрос, - заметил он корреспонденту «Росбалта». – ПВО Москвы не в лучшем состоянии, и правильность отказа от аэродрома в Кубинке не очевидна. Но ведь он давно уже не используется по этому назначению».

Что же касается прочих вопросов, и в том числе, судьбы пилотажных групп, то здесь Храмчихин заметил жестко: «Эту беду мы переживем». По мнению эксперта, сложные зрелищные пируэты в бою никогда не использовались и использоваться не будут. Так что пилотажники вольны ехать в Липецк или же увольняться и не ехать, будут у нас авиашоу или не будет – к обороне страны это прямого отношения не имеет.

Придется, очевидно, подвинуться и аэроклубу РОСТО. В конце концов, в современной Москве масса желающих прыгнуть с парашютом или обучиться пилотированию, а вот желающих служить в армии среди них с гулькин нос. Вряд ли генералы станут принимать это в расчет.

В общем, военная реформа в стране куда-то идет мелкими шажками. И, коль скоро мы вывели войска из Германии и расстались с военными базами во Вьетнаме и на Кубе – демилитаризация Кубинки большого шума не вызовет. Пойдут ли деньги действительно на благородные цели – время покажет. Утрата военной инфраструктуры может вызвать определенную безработицу среди жителей, но, в конце концов, живя в Подмосковье, можно и самому строить свою судьбу. Как напомнил Храмчихин, «у нас по стране достаточно таких глухих мест, откуда не вырваться – а тут все-таки Москва рядом».

Есть, правда, и еще один вопрос: а будет ли там на самом деле «аэропорт бизнес-авиации»? Сейчас ведь кризис, и, по мнению ряда экспертов-экономистов, перспективы всей авиационной отрасли далеко не блестящие. Может так оказаться, что все ограничится банальным строительством дач? Но это уже тоже не обывательское дело.

Леонид Смирнов