Posted 14 сентября 2010,, 14:53

Published 14 сентября 2010,, 14:53

Modified 1 февраля, 04:47

Updated 1 февраля, 04:47

«Вор в законе» записал себя в диссиденты

14 сентября 2010, 14:53
Мосгорсуд отклонил жалобу «вора в законе» Гайоза Звиададзе (Гия Кутаисский), который пытался оспорить решение об экстрадиции в Грузию. Звиададзе заявляет, что на родине дело в отношении него сфабриковано лично Михаилом Саакашвили.

Мосгорсуд отклонил жалобу одного из лидеров криминального мира, «вора в законе» Гайоза Звиададзе по кличке Гия Кутаисский. Мафиози пытался оспорить решение Генпрокуратуры (ГП) об экстрадиции в Грузию, где он прославился тем, что избил нескольких судей и угрожал руководству МВД. Звиададзе заявляет, что на родине дело в отношении него сфабриковано лично Михаилом Саакашвили.

Гайоза Звиададзе был задержан в Москве сотрудниками Главного управления МВД по ЦФО 17 марта 2010 года, поскольку был объявлен в межгосударственный розыск Грузией, где его «заочно» приговорили к 10 годам тюрьмы. Между РФ и Грузией нет прямых дипломатических отношений, из Тбилиси не смогли вовремя прислать материалы на экстрадицию «вора в законе». Поэтому Гию заключили под стражу как нелегального мигранта, подлежащего депортации.

Примечательно, что у «авторитета» был при себе российский паспорт на фамилию Фадеев, однако несколько лет назад ФМС выяснила, что гражданство он получил незаконно. Чуть позже транзитом через Швейцарию в Москву пришли документы, тогда Генпрокуратура РФ признала, что Звиададзе подлежит выдаче Грузии. Адвокаты «вора в законе» оспорили это решение в Мосгорсуде.

Они пытались доказать, что в Грузии уголовное дело в отношении «вора в законе» было сфабриковано, он уже отсидел назначенный ему срок, а в Россию не поступили все документы, которые бы позволяли принять решение о депортации. В частности, на заседании в Мосгорсуде 2 сентября защита придралась к тому, что ГП не представила постановление об объявлении Звиададзе в межгосударственный розыск. Служители Фемиды отложили слушания до 14 сентября, на которых этот документ уже был продемонстрирован.

Однако в этот день неожиданное заявление сделал сам «вор в законе». Он объявил, что в Тбилиси дело в отношении него сфабриковано политическими оппонентами, которыми Гия Кутаисский назвал президента Грузии Михаила Саакашвили и главу МВД Вано Мерабишвили. Правда, причин своего конфликта с руководством страны он объяснять не стал. Мосгорсуд отклонил жалобу адвокатов гангстера и признал решение об экстрадиции обоснованным. Адвокаты «вора в законе» намерены теперь обратиться в Верховный суд РФ.

Гайоза Звиададзе до экстрадиции содержится в СИЗО №4 в Медведкове, откуда, по данным оперативников, продолжает поддерживать отношения со своими влиятельными коллегами по криминальному цеху. В частности, летом этого года он по телефону общался с «законником» Захарием Калашовым по кличке Шакро Молодой. В тот момент Шакро был отпущен испанскими властями на свободу под крупный залог. Впрочем, потом Калашова вновь заключили под стражу и приговорили к семи годам и шести месяцам тюрьмы за «отмывание» денег на территории Испании.

Также Гия Кутаисский из СИЗО неоднократно созванивался и с другим лидером криминального мира – «вором в законе» Лашей Шушанашвили по кличке Лаша Руставский, который сейчас проживает в Греции. Лаше запрещен въезд в Россию сроком на пять лет, а минувшим летом его чуть было не задержала полиция Испании во время операции против русской мафии. Однако «вор в законе» успел скрыться. Во время бесед гангстеры обсуждали общие финансовые дела, а также ситуацию в криминальном мире, в том числе конфликт с кланом "законника" Тариела Ониани. Шакро, Лаша и Гия Кутаисский относятся к противоборствующему ему клану, возглавляемому Асланом Усояном по кличке Дед Хасан.

По словам источника «Росбалта» в правоохранительных органах, если экстрадиция Звиададзе состоится, в Грузии его поместят в СИЗО №7. Этот изолятор расположен прямо в подвале МВД республики, там содержатся все «воры в законе», задержанные в стране по подозрению в совершении преступлений или уже осужденные. Всего там сейчас находится 38 «законников», которые размещены в камерах по 5-7 человек. Заключенных, не имеющих статуса «вора в законе», в этом СИЗО нет, поэтому мафиози крайне тяжело приходится в решении различных бытовых проблем (например, уборки помещений и т.д).

Сотрудники Главного управления МВД РФ по ЦФО вели охоту за Гайоза Звиададзе по кличке Гия Кутаисский более пяти лет. В Москве Звиададзе бывал наездами и вел себя здесь очень осторожно: менял квартиры, сим-карты в телефонах и т.д. Большую же часть времени мафиози проводил в Испании, Италии и ОАЭ. Там, по данным оперативников, он следил за работой коммерческих структур, контролируемых ближайшим сподвижником Гии «вором в законе» Захарием Калашовым, арестованным испанской полицией еще в 2006 году.

На Западе интересы двух криминальных авторитетов были связаны с фирмами, специализирующимися на строительстве и сделках с недвижимостью, а в столице России – со структурами, занимающимися игорным бизнесом. 2 марта 2010 года испанский суд принял решение отпустить Калашова на свободу под залог в 300 тыс. евро, и к нему на встречу тут же отправился Гайоза Звиададзе. По данным правоохранительных органов, Гия пробыл в Испании до 13 марта, после чего улетел в Москву. А спустя два дня испанцы инициировали в шести странах Евросоюза масштабную операцию против членов «русской мафии», связанных с Калашовым. Всего были задержаны 69 человек (в том числе Каха Шушанашвили – брат Лаши Руставского), которые подозреваются в участии в транснациональном преступном сообществе.

Оперативники ГУ МВД по ЦФО, узнав, что Гия Кутаисский прибыл в столицу, выставили несколько засад в местах, где мог появиться «вор в законе». В результате 17 марта его удалось задержать у одного из домов на Фрунзенской набережной, в котором мафиози снимал квартиру. Примечательно, что Звиададзе предложил милиционерам решить вопрос «полюбовно», пообещав заплатить за свое освобождение 150 тысяч евро. Оперативники доставили «вора в законе» в СИЗО, а о его задержании сразу известили грузинскую сторону.

По данным МВД Грузии, Гия Кутаисский (начиная с 1970-х годов) неоднократно был судим за различные преступления. Во время одной из отсидок в 1990 году криминальные генералы Авто Чихладзе (Квежо) и Мераб Маглаперидзе короновали его в «воры в законе». В правоохранительных органах считают, что сначала Гия входил в кутаисский мафиозный клан, однако потом у него возникли разногласия с лидерами этой группировки — Тариэлом Ониани (Таро) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский, сейчас проживает в США). Поэтому Звиададзе примкнул к другому криминальному клану, возглавляемому «ворами в законе» Асланом Усояном (Дед Хасан) и Захарием Калашовым. Непосредственно в Грузии Гия взял под свой контроль ряд строительных фирм, а также структур, занимающихся пассажирскими перевозками.

В 2000 году Звиададзе избил в Грузии полицейского, однако был приговорен за это всего лишь к штрафу. В январе 2003 года Гия Кутаисский вместе с другим «законником» Варлаамом Кухианидзе отмечал Новый год в одном из ресторанов города Кутаиси. За соседним столиком отдыхали несколько судей Кутаисского облсуда. Мафиози такое соседство не понравилось, и они избили служителей Фемиды. За это преступление Звиададзе получил один год и шесть месяцев тюрьмы, отбывать которые его отправили в Гегутское учреждение строгого режима. Однако, по данным МВД Грузии, прямо там Гия устраивал сходки, а один раз даже подрался с Бадри Кутаисским, специально приехавшим в тюрьму, чтобы обсудить возникший конфликт.

Однажды из исправительного учреждения был совершен побег заключенных, после которого в камере Звиададзе обнаружили оружие. В отношении него возбудили еще одно уголовное дело, однако нового приговора «вор в законе» дожидаться не стал. Выйдя на свободу, он уехал из Грузии. В результате ему заочно присудили три года тюрьмы. А когда в январе 2006 года в Уголовный кодекс Грузии была введена ответственность за пребывание в статусе «вора в законе», срок наказания Гие увеличили до 10 лет. Он был объявлен в межгосударственный розыск.

10 сентября 2006 года, по данным грузинских правоохранительных органов, Звиададзе лично позвонил начальнику Главного управления по борьбе с оргпреступностью местного МВД Левану Гургенидзе и принялся угрожать. В частности, Гия сказал, что если местные полицейские не прекратят преследование «воров в законе», то «воровской мир» Грузии объединится и «начнет охоту» за самими сотрудниками МВД и их родственниками. Власти страны на это ответили с юмором — конфисковали шикарный особняк Гии в Кутаиси и открыли в нем отдел милиции.

Юрий Вершов