Posted 20 сентября 2010,, 17:31

Published 20 сентября 2010,, 17:31

Modified 1 апреля, 12:08

Updated 1 апреля, 12:08

Стритрейсеров – с большой дороги!

20 сентября 2010, 17:31
«Дежурная трагедия» на начало недели - автокатастрофа во время несанкционированных гонок. В этой истории масса новомодных слов – «стритрейсинг», «драгрейсинг» и т.д. На самом деле, заслуживает она пары простых и крепких выражений, а главное - решительных мер.

«Дежурная трагедия» на начало недели - автокатастрофа во время несанкционированных гонок на Промышленной улице в Царицыне. В этой истории масса новомодных и не всякому обывателю еще знакомых слов – «стритрейсинг», «драгрейсинг» и т.д. На самом деле, заслуживает она парочки простых и крепких слов, а главное, решительных мер по части «власть употребить».

Суть соревнований, которые устроили небедные автовладельцы в Царицыне, как раз очень проста. Две машины гонят по трассе вперегонки на дистанцию в 402 метра («четверть мили»). Участвовать могут любые машины, какие угодно: устраивается это все не для спортивных и гоночных машин – а разве что для «спортивных» в обывательском смысле моделей, имеющих высокие скорости, но не имеющих специального оборудования – и уж тем более не для спортсменов как таковых. Как правило, в таких гонках участвуют богатые – ну, скажем, состоятельные – автовладельцы на личных собственных машинах, которые в свободное время получают свой «адреналин».

И трассы для таких соревнований выбирают, какие попадутся – стараются найти прямой участок без транспортного потока, ну, и огораживают, естественно, машинами. Вообще, то, что такие участки сохраняются в наши «пробочные» времена, это уже загадка.

Естественно, у таких соревнований тоже бывают зрители – как и у всего, что интересно. И, наконец, у них тоже есть свои «организаторы» или «устроители», ибо минимальная подготовительная работа здесь тоже обязательна. Впрочем, вопрос об устроителях какой-то наиболее «мутный».

Итак, в ночь на воскресенье состоялись гонки, для которых логично была выбрана отдаленная промзона на юге столицы. Там проходит очень прямая улица достаточной длины, к тому же вдали от жилых домов. В рамках данной игры, «все по правилам». Но одну из машин, мощный Nissan Skyline, занесло, и она врезалась в толпу зрителей, предварительно вырвав с корнем дерево. Один молодой человек погиб, тяжело пострадали пятеро.

Оставшийся в живых гонщик тут же скрутил со своей машины номера и скрылся, увезенный товарищами на Mercedes. Толпа не смогла его задержать, потому что все бросились врассыпную от сорвавшейся машины – и, как сообщается, боялись к ней подойти, вдруг взорвется. Но конспираторов из горе-автомобилистов не вышло. Вскоре этот Mercedes был задержан, и хотя самого гонщика в нем уже не было, офицеры ГИБДД сумели популярно объяснить его друзьям, что шутки кончились, и лучше явиться с повинной. Что и произошло.

Имя преступника известно – это 27-летний предприниматель Сергей Ефимов из Мытищ, директор автомобильно-торгового центра. В Подмосковье он приехал из Владивостока, успешно торгует запчастями, преимущественно для японских машин. И свой праворульный Skyline тоже привез с Дальнего Востока. Говорят также, что Ефимов имеет очень богатый опыт автогонщика и, в том числе, был «штурманом у гоночного аса Андрея Ядова». О каких именно гонках идет речь, еще предстоит уточнить, - возможно, г-н Ядов даст свои пояснения.

В СМИ уже появилась фотография Ефимова, где он сидит в камере за столом, понурив голову, а дородного сложения приятель его гладит по голове, укоризненно поглядывая на фотографа. Впрочем, голова у Ефимова тоже пострадала, ныне он госпитализирован с черепно-мозговой травмой. Но судить будут (и могут дать до семи лет по ст. 264 УК – нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть).

Известно и имя погибшего – это 25-летний Иван Локтев. И он, и остальные пострадавшие проживали в подмосковном поселке Кокошкино, откуда приехали посмотреть гонки. В компанию кокошкинцев Ефимов и «въехал». Как сообщается, опрошенные свидетели даже не верят, что погиб только один человек – страшный же удар, люди как кегли разлетались. Возможно, львиную долю «убойной силы» приняло на себя дерево.

Устроителей гонки тоже собираются наказать за организацию небезопасных развлечений. Вот только имен этих устроителей пока никто не называет, как и их, хотя бы каких-то, должностей. Известна лишь сумма, которую они взимали с водителей – по 400 рублей «с баранки».

Вот такая ситуация. Степень возмущения, которую она вызывает у разных групп населения, тоже может быть очень разной. В конце концов, пострадали не безвинные прохожие, а «зрители», которых никто туда на веревке не тащил. Сама зрительская толпа, с первого взгляда, вызывает мало симпатий: лихача-гонщика задержать струсили, зато среди зрителей нашлись мародеры, которые, говорят, кого-то из пострадавших обчистили.

Но с другой стороны, во-первых, завтра неровен час твой собственный сынуля по подростковому легкомыслию отправится на какое-нибудь левое культмероприятие, где его сгоряча тюкнут чем-нибудь тяжелым. Как ни крути, а наличие опасных зрелищ не есть признак цивилизованного мира. И, во-вторых, как-то сложно поверить, что с такими нравами рано или поздно жертвами не падут действительно невиновные прохожие. Была же уже авария в ночь на 16 мая на Университетском проспекте, когда помялись сразу пять машин. Тогда вроде бы никто не погиб, и пострадавших было мало, и тоже это «лица причастные». Но место-то, возле МГУ – там и по ночам безлюдно не бывает. Кто как хочет, так и ездит.

За комментариями корреспондент «Росбалта» обратился к известному автомобильному обозревателю Сергею Асланяну и к личному знакомому – телережиссеру и заядлому автомобилисту, участнику многих ралли на джипах. Мнения на редкость совпали.

«Есть хулиган, которые слова на стенах пишет, - заметил Асланян, - есть такой, который урну опрокидывает, чтобы соорудить себе столик. А еще есть стритрейсер. Это современный молодой жлоб, для которого его удовольствия превыше всего».

Сергей Асланян, сам вполне современный человек, с сожалением вспомнил, что даже в советские времена пионерия и комсомол, хотя и далеко не всегда удачно, все же хотя бы пытались подрастающих людей воспитывать. А за последние годы «мы создали социум жлоба».

Появление стритрейсинга Асланян связывает с тем, что в автоспорте, как и в геометрии, «нет царских путей» - какой бы у тебя ни был кошелек и лимузин, надо работать, тренироваться и начинать со статуса новичка. Для жлоба это невозможно, ему надо сразу себя показать: «Если я купил машину, значит, я уже крут!»

То же самое, с таким же пылом говорил и знакомый телережиссер. «Да снимал я их, стритрейсеров, - рассказал он.- Парень, которого я снимал, погиб через год. Это люди, которые ездить-то не умеют. Им нужен «адреналин», «самореализация». А настоящий автоспорт – это и затраты, и образ жизни надо менять».

Как разъяснил опытный автомобилист, все действительно спортивные машины стоят в разы дороже своих обычных аналогов – у них специальный прочный каркас и всяческое оборудование. Спортом занимаются в шлемах, пристегиваются «шеститочечными ремнями». А главное все, сколько-нибудь нормальные соревнования проводятся на обособленных трассах, это императив. «Всякие бывают соревнования, - добавил приятель. – И на Лубянке один раз был «дрифт», люди носились на машинах боком, на двух колесах, совершенно официально. Но это было организованно».

И на вопрос «что делать» ответ один. «Загнать в гетто! – резюмировал Асланян. – Резервация, забор, правила игры. Кто согласен, пусть катается. Кто не согласен – переловить». Обозреватель также отметил, что в западных странах есть возможность на собственной машине погонять как следует, но только на огороженной трассе, в шлеме и за деньги.

«Если ситуацию невозможно запретить, ее надо возглавить, - втолковывал и приятель. - Находить трассы огораживать и их, и места для зрителей отдельно. Катки, бульдозеры, надолбы… Стритрейсеры могут все это оплатить, они люди не бедные. Но этим надо заниматься, а у властей города такого желания нет».

В связи с этим же делом, стало известно, что на городском уровне предпринимались попытки как-то организовать стритрейсеров и подобрать им трассу. Предлагались варианты в Тушине и на улице Олений Вал. Но, как отмечается, предпринимателей, желающих заняться этим бизнесом, так и не нашлось. Были также и попытки организовывать в городе таки соревнования пусть и на временных трассах, но тоже легально. Стоимость такой гонки оказалась что-то около $50 тыс. В общем, «нерентабельно».

А на нет, получается, и суда нет? Пока «рейсеры» никого не сбили, их можно только оштрафовать за нарушение правил. А таинственные «билетеры», сшибающие по 400 рублей с нелегалов, пока и вовсе остаются в тени.

Леонид Смирнов