Posted 21 января 2011,, 18:20

Published 21 января 2011,, 18:20

Modified 1 апреля, 10:07

Updated 1 апреля, 10:07

Пенсия: сервис по справедливости

21 января 2011, 18:20
Пятая часть населения страны – пенсионеры. Среди москвичей доля пожилых людей составляет четверть. Поэтому экспертов сегодня так занимает вопрос «активного долголетия», который из области социально-психологической шагнул в экономическую.

Державная стремительно старится, и правительственных экспертов главным образом занимает вопрос «активного долголетия», который из области социально-психологической по понятным причинам шагнул в экономическую. Накануне столичный департамент социальной защиты при участии Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы соцзащиты Москвы (ИПК), Международной Ассамблеи столиц и крупных городов провел «круглый стол» «Здоровый город: проблемы пожилых и пути их решения». Подходы к работе со старшим поколением обсудили представители 20 российских регионов.

По данным директора ИПК Евдокии Холостовой, в структуре населения России доля людей старшего возраста составляет 20,7%, Москвы – 24%. При этом, констатирует она, «та система социального обслуживания, которая создавалась 20 лет, не всегда отвечает требованиям современных пенсионеров».

Раньше клиент соцработника умудрялся сохранять бодрость духа, довольствуясь добрым словом и продуктовым набором с доставкой на дом. Сегодня, поглядывая на мировые тренды, претендует на возможности и сервис по справедливости. «Пенсионеры хотят активно участвовать в жизни общества, хотят чувствовать себя нужными, значимыми», - говорит Холостова.

Что для них делает Москва? Создает дополнительные рабочие места на специализированных предприятиях, в фондах и благотворительных организациях. Отметим, что по данным департамента труда и занятости, наиболее популярные предложения работодателей: уборщик производственных и служебных помещений, агент банка и врач-специалист. В службе занятости пенсионерам также могут предложить вакансии страхового агента, курьера, медсестры, почтальона и охранника. В итоге порядка 700 тыс. из двух с половиной млн пожилых москвичей трудоустроены.

Занятость, по мнению депутата Мосгордумы, председателя комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаила Антонцева, снимает ряд не только материальных, но и психологических проблем, обусловленных старением. Специалисты отмечают, что наиболее тяжелые периоды человек переживает в возрасте от 61 до 65 лет, когда на 50-60% снижается уровень семейного дохода в связи с выходом на пенсию кормильца, и - от 71 до 75, когда умирает один из супругов.

Так вот одним из способов «увести» людей «от печальной старости» М. Антонцев считает «трудовую деятельность», которую вполне можно «подменить» «активной работой в ветеранских организациях». В Москве, кроме того, в каждом районе есть центры соцобслуживания, где для тех, кто не привык сидеть дома, всегда находится альтернатива сериалам. Другое дело – пенсионеры, которые по медицинским показаниям из дома выйти не в состоянии. Как и куда им себя «уводить»?

«Для этой категории горожан – преимущественно речь идет о возрастной группе «85 и старше» - в Москве создается широкая система служб и социальных услуг, - отвечает директор ИПК. - Это и надомное обслуживание, и сеть социальных помощников, которые сопровождают пожилых клиентов в театры, на экскурсии или в гости к родственникам, это медицинская и патронажная помощь, это, наконец, «дедские» садики для пожилых людей» (так СМИ прозвали группы дневного пребывания для пенсионеров, которые московские власти в рамках эксперимента планируют открыть на базе четырех ЦСО).

«Когда взрослые уже дети уходят на работу и не знают, что будет с их родителями, - поясняет суть новации Евдокия Холостова, - они их могут спокойно привести в этот «детский» садик и дать возможность там побыть в течение дня, а вечером забрать домой».

Огорчает чиновников то, что некоторые воспринимают предложенные сверху варианты досуга для стариков как сигнал к снятию с себя сыновних обязанностей. У депутата Антонцева на этот счет позиция строгая. По его словам, «пресловутый конфликт отцов и детей» можно решить ужесточением практики выплаты алиментов «отцам, которых дети бросили». Согласно Семейному кодексу РФ, любой пожилой человек может взыскать с трудоспособного отпрыска средства на свое содержание через суд.

Если же, к примеру, говорить о патронаже, то почему бы, интересует думца, не включить часть надомных услуг в платный перечень? Не с тем, разумеется, чтобы сократить число льготных получателей, но в целях развития системы как таковой. «Возможно, - рассуждает Антонцев, - многие из этих самых детей готовы были бы заплатить деньги, если бы имели гарантии, что за человеком будут ухаживать не случайные люди, а представители государственных структур».

Депутат также полагает, что в перспективе было бы полезно «объединить функции врача и социального работника» в одной профессии. Воспитывать кадры такого уровня он предлагает «за счет средств, заложенных в программе модернизации российской системы здравоохранения».

«Медицинские учреждения. Мы прекрасно знаем, в каком плачевном состоянии многие из них находятся, - говорит Антонцев. - но мы так же прекрасно знаем, какие средства выделяются на программу модернизации здравоохранения и на городском, и на федеральном уровне». Вот бы сделать так, «чтобы эти заложенные деньги сняли серьезное напряжение пожилых людей от общения с нашими медицинскими работниками».

О том, насколько осуществимы предложения главы думского комитета по соцполитике, судить специалистам недавно созданного в Москве Международного научно-методического центра городских социальных практик. Там их, согласно регламенту, рассмотрят, обобщат и, если сочтут действенными, внесут в «библиотеку» ноу-хау.

Сегодня эта база данных содержит порядка ста инновационных методик, разработанных в самых разных уголках страны. Она появилась после того, как столичный ИПК подписал соглашение о сотрудничестве с Международной ассамблеей крупных городов России и столиц стран СНГ.

Сотрудничать предполагается в части разработки проектов по оказанию помощи не только пенсионерам, но и молодым, многодетным и малообеспеченным семьям, людям с ограниченными возможностями и другим уязвимым категориям населения.

И все же главное, чтобы, как резонно заметил руководитель нового методцентра Михаил Соколов, начинание экспертов, благополучно миновав стадию обсуждений и предположений, выросло в реальные механизмы.

Дарья Миронова