Posted 28 марта 2011,, 09:08

Published 28 марта 2011,, 09:08

Modified 1 апреля, 09:00

Updated 1 апреля, 09:00

Врач, учитель и бармен без работы не останутся

28 марта 2011, 09:08
Рынок труда продолжает «приземлять» молодежь и настраивать ее на серьезный лад. Само по себе это можно только приветствовать – если в итоге все возьмутся за работу.

Разговор об учебе, труде и занятости молодых москвичей состоялся на круглом столе в московском пресс-центре «Росбалта». Приглашены были «мэтр» в данной сфере - депутат Московской городской думы, председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев, и специалисты по «кадровому делу».

Довольно интригующий факт поведала руководитель сайта для молодых специалистов Career.ru Елена Емеленко. Оказывается, сегодняшние выпускники вузов начали вполне реалистично смотреть на свою стартовую зарплату! Все мы хорошо помним недавние запросы инфантильных юношей на пороге диплома, сколько по этому поводу было шуток. Как подтвердила руководитель Career.ru, действительно еще пару-тройку лет назад выпускники претендовали в среднем на 60 тыс. рублей в месяц, им давали вдвое меньше, они обижались, и была масса случаев, когда юноша бледный долго и, как правило, тщетно искал доходное место, «плохо начиная жизнь».

Так вот, теперь – совершенно не так. «Спрос и предложение» по части зарплаты, оказывается, практически совпадают, колеблясь вокруг 28-30 тыс. рублей. Зафиксирована и разница между «спросом и предложением»: что-то около 500 рублей, всего-навсего.

Из сегодняшних выпускников, как рассказала Елена Емеленко, легче всего находят работу специалисты по маркетингу и рекламе, PR, IT, а также по кадрам – теперь это все чаще называется HR. Берут людей также в банковский сектор, но молодым экономистам чаще предлагается поработать менеджером по продажам, к чему далеко не все из них готовы. По словам Емеленко, работодатели относительно щедры и обычно предлагают вначале «стажировку», но вполне оплачиваемую и часто приносящую реальное трудоустройство.

Правда, что касается выбираемых профессий, то здесь сохраняется тенденция всех постсоветских лет: молодежь упорно рвется в экономисты и юристы, - возможно, это инфантилизм школьников. Но трудоустраивать всю эту массу крючкотворов становится все труднее. Что подтвердила ведущий специалист службы занятости выпускников РГГУ Ольга Климова, отметив, что рынок труда под влиянием кризиса превратился из «рынка продавца» в «рынок покупателя» рабочей силы. Правда, тенденция наблюдается к возврату «рынка продавца», особенно с учетом надвигающейся демографической ямы.

Депутат Михаил Антонцев начал с оптимистической вести: сообщил, что все выпускники столичных вузов нынешнего года будут нужны. Несмотря даже на кризис, городскую установку – предложить каждому выпускнику хотя бы одно направление на работу – вузы выполняют. И, в общем, безработицы для молодых специалистов в Москве нет.

Это не значит, что нет проблем. По крайней мере, депутат Антонцев предложил все же подсократить набор на эко- и юрфаки. «На образовательном рынке более 60% денег – бюджетные – напомнил Михаил Антонцев. – И мы должны их защищать» от бестолкового расходования. Безработные же молодые экономисты и юристы, по мнению депутата, могли бы заняться малым бизнесом, где нужны как раз знания экономики и права. В общем, вместо того, чтобы элегантно блистать золотым «Ролексом» на адвокатской трибуне, юрфаковец может попробовать открыть какую-нибудь пончиковую – поваров по пончикам он где-нибудь найдет, а вот маневрировать в правовых и бюрократических джунглях юрфаковский диплом очень поможет.

Что особенно интересно: в современной Москве может, наконец, воплотиться давний интеллигентский лозунг, что главным человеком является врач и учитель. Именно эти профессии остаются всегда востребованными выдерживают кризис, считает депутат. Правда, с одним, чрезвычайно важным дополнением: к медицине и педагогике прибавился общепит, что до сих пор было для интеллигентского сознания отнюдь не характерно.

«Учите, лечите и кормите, - без работы вы не останетесь», - подчеркнул Михаил Антонцев. Так что, героями ближайшего светлого будущего станут учитель, врач и повар – а то даже и бармен высокой квалификации. Именно сферу общепита, по мнению депутат Антонцева, в Москве следует расширить вдвое, дабы всем нам было, где пообедать качественно и по средствам.

А вот как раз в педагогике могут произойти изменения, способные оставить некоторых учителей без работы. Антонцев вместе с тем подчеркнул, что у учителя существуют богатые возможности для переподготовки. Так, многие учителя могли бы пойти в сферу дополнительного образования – которую следует подтянуть наконец до полноценного уровня по зарплате и престижу. Это задача и города в том числе.

В целом, по прогнозу Антонцева, рынок труда в Москве постепенно придет к такому состоянию, когда на производстве будет занято не более 15% работников, остальные же – в сфере услуг. По поводу судьбы московской промышленности, депутат отметил, что «производственная сфера скукоживалась» все постсоветские годы. Все же часть предприятий выжила: отметив, что над автозаводом ЗИЛ «нависла серьезнейшая угроза», Антонцев напомнил, что другой советский автогигант, «Москвич», хотя и резко сократил производство и отошел от советских моделей, сумел наладить сборку востребованных иномарок.

Таким образом, по оценке депутата, в Москве остается некоторый промышленный костяк, которому нужны и впредь будут нужны и инженеры, и рабочие соответствующих квалификаций. По некоторым из этих специальностей, работников не хватает, потому что их подготовка развалена. Говоря о строительной сфере, Антонцев даже высказал оптимистическую уверенность, что «через несколько лет в строительстве будет введен запрет на эксплуатацию «рабов», и тогда вместо малограмотных гастарбайтеров найдут себе применение выпускники московских строительных колледжей. Ох, как хотелось бы верить!

И последнее, быть может, самое важное. Напомнив, что работодатели повсеместно предпочитают работников с опытом, и из-за этого молодому выпускнику вуза трудно бывает найти работу, выход из положения депутат Антонцев увидел в следующем: все вузы должны повернуться лицом к реальной жизни и давать по-настоящему солидную практику. Которая и по содержанию, и по форме – с обязательной записью в трудовой книжке - являла бы собой первый трудовой стаж. Это не так просто, потребует сотрудничества с работодателями, - но необходимо. Ректоров следует побуждать к этому, вплоть до невыдачи лицензий тем, кто не обращает внимания на реальность, подчеркнул выступавший.

Депутат Антонцев в основном одобрил практику наших времен, когда студенты начинают работать на 2-3 курсе. Однако отметил, что работа студента должна быть по возможности приближена к профилю его учебы и вообще быть посильной.

Леонид Смирнов