Posted 2 апреля 2011,, 05:44

Published 2 апреля 2011,, 05:44

Modified 1 апреля, 08:54

Updated 1 апреля, 08:54

Россия прощается с легендой отечественного кино

2 апреля 2011, 05:44

МОСКВА, 2 апреля. Россия прощается с одной из самых ярких актрис нашего времени - народной артисткой СССР Людмилой Гурченко. Как передает ИТАР-ТАСС, гражданская панихида состоится в Центральном Доме литераторов, а затем пройдут похороны на новой части Новодевичьего кладбища. Гурченко будет похоронена на актерской аллее - рядом с Татьяной Шмыгой, Вячеславом Тихоновым и Олегом Янковским.

"Прощание начнется в 10:00 мск, однако мы советуем приходить к ЦДЛ чуть раньше, поскольку ожидается большое скопление людей, - сказала корр. ИТАР-ТАСС заведующая литературно-творческим отделом ЦДЛ Наталия Познанская. - Гражданская панихида, во время которой слова о Людмиле Марковне смогут сказать ее друзья и коллеги, начнется в полдень". А записи песен в исполнении самой Гурченко будут весь день звучать сегодня в московском метро в память о замечательной актрисе.

Напомним, Людмила Марковна Гурченко скончалась 30 марта на 76-м году жизни. В последний раз она появилась перед публикой 9 декабря прошлого года на вечере памяти режиссера Виктора Трегубовича, который в 1973 году вернул ее на экраны. Актриса с легкостью превратила встречу со зрителями в доверительный моноспектакль. Выглядела Людмила Марковна прекрасно - как всегда элегантная и стильная, в темном облегающем платье, она почти два часа рассказывала о своей жизни, о съемках в кинокартинах, острила, живо реагировала на реплики из зала и смущалась, когда мужчины дарили ей цветы.

"Прекрасно помню, как после первого успеха "Карнавальной ночи" все ждали от меня чего-то легкого и воздушного, - рассказала тогда Людмила Марковна. - А потом и вовсе забыли. И это самое страшное, когда ты не нужен, когда ты идешь по "Мосфильму", а режиссеры опускают глаза, чтобы не встречаться с тобой взглядом. Я никому из актеров такого не пожелаю".

"Теперь все говорят: кастинг, а в наше время были пробы, - продолжала Гурченко. - Так вот - я вся в этих пробах. Я постоянно пробовалась, и нигде меня не брали". И, наконец, актрису заметил Трегубович, который пригласил ее на "Ленфильм" в свою картину "Старые стены". Ее утвердили, несмотря на протесты членов худсовета, утверждавших, что Гурченко - спринтер, а не стайер, и может играть только маленькие роли. Потом же, наоборот, режиссеры, будто сговорились и начали приглашать ее в свои фильмы. "И мне хотелось спросить их: "Ну где ж вы раньше-то были?", - с горечью говорила Гурченко.

Актриса также признавалась, что, встречаясь с людьми, всегда очень боялась, что кто-нибудь из них скажет: "О, Гурченко! А спойте-ка нам про "Пять минут". Она же мечтала о классике, о серьезных ролях. Однако Гурченко никогда не отчаивалась. В фильме "Старые стены" ее героиня произносит такую фразу: "Я верю в энтузиазм". "Недавно меня спросили, насколько я похожа на этого персонажа, - сказала на встрече Людмила Марковна. - И я ответила, что эта роль мне ближе всех, я ничуть не изменилась и по-прежнему искренне верю в энтузиазм".

Можно смело сказать, что Людмилу Гурченко в России знают абсолютно все. И при этом для всех она совершенно разная. Для кого-то она остается юной студенткой с осиной талией из "Карнавальной ночи", для кого-то - авторитарной Раисой Захаровной из фильма "Любовь и голуби", для кого-то она преданная Тамара Васильевна из "Пяти вечеров", а другие зрители помнят ее как "Любимую женщину механика Гаврилова". Многие росли вместе с фильмом "Мама", где Гурченко играет доверчивую и заботливую Козу, а сотни женщин сопереживали и смеялись вместе с ее героиней из ленты "Вокзал для двоих"... А накануне своего 75-летия Людмила Марковна дебютировала еще и как кинорежиссер, сняв картину о слепом пианисте "Пестрые сумерки". Она написала к ней музыку и сыграла главную женскую роль.

Людмила Марковна всегда была достаточно закрытым человеком, но от своих зрителей старалась ничего не скрывать. Недаром актриса написала три автобиографических книги - "Взрослое детство", "Аплодисменты" и "Люся, стоп!". "Я живу и работаю для вас, - признавалась она. - Когда я в кадре, я предощущаю, как вы улыбнетесь или заплачете, глядя на экран. Когда я выхожу на сцену и слышу ваши аплодисменты - это для меня как взлет в небо..."