Posted 5 августа 2011,, 12:59

Published 5 августа 2011,, 12:59

Modified 1 апреля, 06:06

Updated 1 апреля, 06:06

Вузы выбирают «котов в мешке»

5 августа 2011, 12:59
В столице подводят неофициальные итоги кампании по приему в вузы. Выясняется, что инженерные специальности в глазах вчерашних школьников реабилитировать пока не удалось. Между тем, общий уровень их подготовки продолжает снижаться.

В столице подводят предварительные итоги кампании по приему в вузы. Инженерные специальности, несмотря на призывы президента Медведева и близость к инновационной стройке в Сколково, в глазах вчерашних школьников реабилитировать не удалось: спрос на них по-прежнему невысок. При этом общий уровень подготовки как технарей, так и гуманитариев продолжает снижаться.

В десятку самых популярных вузов Москвы, как следует из сводной конкурсной статистики, которую подготовили в Российском государственном гуманитарном университете, в этом году вошли ГУУ (здесь на одно место в среднем претендовали 29,1 человека), сам РГГУ (25,8), РУДН (24,8), РЭА имени Г. В. Плеханова (21,6), МГИМО (12,1), ГУ-ВШЭ (11,3), МГТУ имени Н. Э. Баумана (8,7), РХТУ имени Д. И. Менделеева (8,7), МГУ имени М. В. Ломоносова (8,3) и МАДИ (6,2).

Интересно, что рейтинги некоторых ведущих вузов, по сравнению с показателями прошлого года, снизились (и это при условии, что абитуриент-2011 в общей сложности мог отправить 15 заявлений - в пять вузов по трем направлениям). Так, в 2010-м на одно место в Институт международных отношений претендовали 16 человек, а в «Вышку» - 12,6.

Впрочем, в остальном пристрастия молодежи не претерпели изменений. В РГГУ, по словам главы управления университета по связям с общественностью и СМИ Дмитрия Соколова, наибольшим спросом пользуются такие направления подготовки как гостиничное дело (136 человек на место), реклама (93), перевод (83), зарубежное регионоведение (56), юриспруденция (46), экономика (42) и журналистика (30).

Схожая ситуация сложилась в другом столичном вузе, но уже технического профиля: самые высокие конкурсы приемная комиссия Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского зафиксировала на гуманитарные факультеты. Более того, ректор университета, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова отмечает снижение уровня подготовки абитуриентов по техническим дисциплинам. И этим же объясняет негативную динамику спроса на инженерные знания.

«Мало сдают ребята физику. Мало сдают химию. Сегодня нам эту тенденцию переломить не удалось, - сожалеет Иванова. - Между тем, вот ситуация: урожай зерна в этом году прогнозируют обильный, а элеваторы Зернового союза у нас на 20% все еще заняты зерном прошлого года. Некому работать и не на чем. В таких обстоятельствах трудно сагитировать абитуриента отказаться от менеджмента. Где элеваторы? Где реклама этой профессии? Где современного европейского уровня предприятия?»

Хотя оборудованием проблема, конечно, не ограничивается. «Преподавание физики, химии, биологии, стимулирование и актуализация ЕГЭ по этим предметам – вопросы, которые требуют серьезного решения», - подчеркивает Иванова. «Хорошо, - добавляет, - когда вуз выстраивает систему профильных школ. Но надо идти в обычные школы и там показывать преимущества специальностей инженерного, конструкторского, технического профиля».

Но пока там, по ее словам, «зачастую агитируют ребят сдавать обществознание вместо физики». «Почему? Да потому, - полагает эксперт, - что по уровню сдачи ЕГЭ оценивают результаты работы школы, результаты работы учителей, коллектива. Налицо – противоречие интересов: стране нужны инженеры, а школы ориентируют на обществознание».

Причем инженеры-то стране нужны не только в Москве. А ЕГЭ, как отметил во время одной из пресс-конференций, посвященных приемной кампании, ректор Московского государственного университета путей и сообщений (МИИТ) профессор Борис Левин, стимулирует отток специалистов из регионов. В качестве иллюстрации он напомнил, что в результате перехода на всероссийское тестирование «на 20% выросла нагрузка на московские общежития». «Ребята из отдаленных регионов стараются приехать в центр – Москву и Санкт-Петербург. И, как правило, неохотно возвращаются», - констатировал ректор МИИТа.

Тема острая, поэтому и на «круглом столе» в московском пресс-центре «Росбалта» ее не могли не затронуть. «Ситуация с общежитиями обостряется, - согласилась Валентина Иванова. - У нас около 25% студентов – представители регионов. При этом у нас довольно большая региональная сеть: 31 филиал по всей России, так что к нам не обязательно ехать. А вот, например, в Санкт-Петербургском университете, насколько мне известно, доля учащихся из регионов составляет 50%».

К тому же (здесь мы вместе с экспертами сделаем круг и вернемся к главной, по их общему мнению, проблеме ЕГЭ) «уровень подготовки абитуриентов год от года меняется не в лучшую сторону». Об этом говорил Борис Левин, отмечая, что теперь вуз «вынужден идти на предварительное тестирование уже зачисленных студентов»: «в современных условиях, поскольку еще не отработан механизм единых требований государственного экзамена, мы порой получаем абитуриентов, которые не могут учиться в одной аудитории». «Одни действительно готовы к освоению материала, - рассказал он, - для других требуются дополнительные часы подготовки».

Аналогичная практика – в «Плешке». В университете технологий в обход утвержденных учебных планов первый месяц первого семестра выделяют исключительно под повторение школьной программы. А, к примеру, ректор РГГУ Ефим Пивовар, как напомнил пресс-секретарь университета, настаивает на повсеместном введении дополнительных испытаний для абитуриентов.

«Вузы по сути исключены из процесса приема, - поясняет Дмитрий Соколов. – И в этом – одна из фундаментальных проблем системы образования. Наш ректор предлагает обязать абитуриентов вместе со свидетельствами ЕГЭ подавать при поступлении еще несколько документов: справку об оценках за пять лет, рекомендацию от преподавателей, как это делается в США, сертификаты об участии в конкурсах и олимпиадах, эссе о себе: чем увлекается, какие у него, скажем, спортивные достижения. Так мы хотя бы будем знать, с кем имеем дело. Сейчас мы имеем дело только с цифрами».

Настороженная позиция вузов, учитывая ЕГЭ-скандалы (о них «Росбалт» писал неоднократно), кажется оправданной. Другое дело, казаться нам может все, что угодно. Но пока очередной серебряный медалист не прикладывает к результатам теста заявление с ошибкой в слове «серебряный», абитуриент остается для вуза «котом в мешке».

Дарья Миронова