Posted 16 августа 2011,, 09:18

Published 16 августа 2011,, 09:18

Modified 1 апреля, 05:53

Updated 1 апреля, 05:53

Дорога за деньги - ухабы бесплатно?

16 августа 2011, 09:18
На днях вновь заговорили о будущем дублере Кутузовского проспекта, а также о том, что эта новая магистраль, вероятно, станет платной. Возможно, первой платной городской дорогой в Москве. Но не в стране в целом.

На днях вновь заговорили о будущем дублере Кутузовского проспекта, а также о том, что эта новая магистраль, вероятно, станет платной. Возможно, первой платной городской дорогой в Москве. Но не в стране в целом.

Тем не менее, для нашей страны платные дороги – предмет долгих обсуждений, но пока не особо распространенная практика. А тем более – здесь, в черте столицы. Так что многие москвичи, вероятно, чесали затылки, читая в недавнем интервью заместителя мэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина «МК»: «Он (дублер) нужен городу для обеспечения работы ММДЦ "Москва-Сити" и с прицелом на развитие присоединяемых территорий, в частности, Рублево-Архангельского, которое расположено по западному направлению… Но для бюджета это все равно дорого. Скорее всего, мы будем предлагать построить северный дублер инвесторам, выставим его на концессию. Поскольку у нас есть спокойно едущий Кутузовский проспект, строительству платного дублера ничто не мешает. Но это как вариант».

Эксперты, к которым обратился корреспондент «Росбалта», высказались о платных дорогах в Москве, да и по стране, в негативном ключе, обращая внимание при этом на разные аспекты.

«Это абсолютно недопустимо, - подчеркнул председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», член координационного совета Общероссийского народного фронта Вячеслав Лысаков. – Мы, автомобилисты, платим достаточные налоги, чтобы нас еще обязывать в черте города платить за проезд – ну, это за гранью всякой критики! Недопустимо даже рассматривать вопрос о внесении платы за проезд в черте города. Какая бы эта трасса ни была, хоть по воздуху. Это попытка создать прецедент, чреватый социальной напряженностью».

«Нельзя делать платную дорогу, - убежден и ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. - Если нашему городу не хватает магистралей в два раза, то делать платные - некорректно. У нас огромный долг перед населением по инфраструктуре, и на этой беде нельзя зарабатывать»

«Эта трасса делает недоступной прилегающую территорию – как же ее можно делать платной! Там же дома стоят, в них люди живут, - напомнил собеседник агентства. - Если магистрали высокого уровня не могут обслуживать прилегающие территории, значит, необходимы дублеры везде! У Садового кольца, у МКАД и радиальных трасс».

Что касается денег на строительство новых дорог, то, по мнению Стрельникова, с городом должны делиться строители коммерческого жилья и прибыльные предприятия, вплоть до бутиков. «Это нормальный приработок города, который создал всю эту инфраструктуру», - подчеркнул эксперт.

По мнению известного транспортного журналиста Сергея Асланяна, абсурднее платного дублера городской улицы может быть только платный лифт в доме. Однако собеседник агентства скрупулезно отметил, что и такая практика кое-где в мире тоже встречается.

Особое мнение высказал директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. У него идея платного дублера его родной улицы - Кутузовского проспекта - тоже восторга не вызывает. Однако собеседник агентства рассматривает ситуацию в достаточно нестандартном ключе.

В отличие от других экспертов, Алексей Безбородов прогнозирует, что желающие платить водители как раз найдутся, и во множестве: Кутузовский проспект – один из престижнейших в столице, и по нему ездят те, кому время дороже денег. Но вот сам Безбородов не считает это обстоятельство достаточным основанием для такого дорожного строительства.

«В Москве все готовы платить, - отметил Безбородов. - Но если все готовы платить, то смысла в такой дороге не станет. Здесь все будут выбирать ехать по платному, – а какой в этом смысл? Это, как с плохими сосудами – после шунтирования одного сосуда, туда устремляется все, и рано или поздно он все равно забьется. Если кровь грязная, и организм болен».

Между тем, есть один, достаточно парадоксальный для Москвы вариант: «если дорога вообще не будет развязываться с МКАД, а пойдет под ним туннелем». По мнению эксперта, это позволит существенно увеличить скорость – ведь развязки с МКАД отнимают время – и сделать дублер Кутузовского действительно «крутой вылетной магистралью»! «Я боюсь, что для наших дорожных строителей отсутствие касания с МКАД – это нонсенс, - отметил директор Infranews. - Хотя на самом деле это было бы логично».

Впрочем, для Алексея Безбородова главная здесь проблема – гораздо важнее всех прочих – это найти место для новой трассы. «Я много прожил рядом с Сити и сейчас живу с видом на район, куда Кутузовский ведет, - рассказал собеседник агентства. - Пытаюсь представить, где там можно проложить дублера Кутузовскому. Не вижу. То есть, можно через Филевский парк. Но тогда не что Евгения Чирикова за Химкинский лес - тут все москвичи по-настоящему восстанут. А больше негде. Можно Большую Филевскую расширить и через Кунцевские холмы трассу выпустить. Но там столько всего надо ломать – ни одной прямой нет».

Что же касается молодой российской практики платных дорог (ЗСД, участок автодороги М4, еще несколько участков регионального значения), то к этому отношение еще отрицательней.

«Их настолько мало, что делать какие-то широко идущие выводы нет смысла, - считает Вячеслав Лысаков. - Во всем мире процент платных дорог очень мал – 1,5-3%. И ни одна страна в мире не ставит своей целью за счет строительства платных дорог финансировать строительство дорог обычных. Нет там такой прибыли». По убеждению Лысакова, «государство должно выполнить свой минимум в рамках партнерских отношений с обществом», и тогда оно может добавить немного платных дорог «для транзитных пассажиров, для повышения комфорта». «Практика пока убогая и необобщаемая», - подтвердил Алексей Безбородов.

«Идея платных дорог глубоко порочна, - подчеркнул Сергей Асланян. - Дорожно-строительный сектор – самый плохо контролируемый, там очень трудно оценить эффективность труда и трудозатрат – и самый «откатный». И количество денег, которое туда уходит, невероятное. Никаких инвестиций государства не хватит, чтобы прокормить такую ораву людей, ворующих столь нагло и неприкрыто. Значит, заплатит «податное население».

По поводу первых платных дорог, Асланян заметил: «Это обычный «гоп-стоп», когда группа сильных, используя крышу, лезет к тебе в карман и говорит: «Ты знаешь, кто мне разрешил! Так что давай быстренько деньги и скажи спасибо, что не ограбили». Красят новую разметку и говорят, что дорога платная, потому что она реконструирована».

«Платные дороги – это конец нашей страны, потому что ослабляется связь между регионами, разрушаются все отношения между ними. Это возврат к феодальной раздробленности», - заключил собеседник агентства.

Леонид Смирнов