Posted 17 октября 2011,, 13:34

Published 17 октября 2011,, 13:34

Modified 1 апреля, 04:36

Updated 1 апреля, 04:36

Главного следователя Москвы подкосила коррупция

17 октября 2011, 13:34
Начальник ГСУ ГУ МВД РФ по Москве Иван Глухов подал в отставку. Его подчиненная была задержана за вымогательство взятки в $5 млн. Впрочем, как оказалось, она лишь «винтик» в большом коррупционном механизме.

Начальник Главного следственного управления ГУ МВД РФ по Москве Иван Глухов подал рапорт об отставке. Пока он не подписан, но это может произойти уже в ближайшие дни. Главный следователь столицы стал жертвой крупного скандала в родном ведомстве. Его подчиненная Нелли Дмитриева была задержана за вымогательство взятки в $5 млн. Впрочем, она лишь «винтик» в большом коррупционном механизме, долгие годы действовавшем в системе МВД РФ.

Под плотной опекой отдельных высокопоставленных сотрудников министерства оказались криминальные схемы по выплате зарплат при помощи страхования, по обналичиванию денег, по возмещению НДС и т.д. Оперативники, следователи и их начальники стали долларовыми миллионерами со всеми атрибутами богатой жизни. А их верными союзниками были лидеры «бауманской» преступной группировки. Как это произошло, корреспонденту «Росбалта» рассказал один из активных участников всех этих событий, на глазах которого и выстраивалась коррупционная вертикаль. По понятным причинам он попросил не называть свою фамилию.

Однако сразу стоит оговориться, что уголовные дела возбуждены лишь по части данных фактов, приговор по ним еще не выносился, поэтому приведенные материалы остаются лишь версией собеседника агентства.

«Босяцкий грев»

Главными героями во всей этой истории являются вовсе не генералы и высшие чиновники, а два персонажа, чьи имена долгое время о чем-либо говорили только узкому кругу лиц. Это теперь уже бывший оперативник Максим Каганский и один из «авторитетов» «бауманской» ОПГ по кличке Дима Гольяновский. Последний в 1990-е годы часто общался с олигархом Борисом Березовским (выполнял для него различные поручения, связанные с откровенным криминалом), одновременно промышляя банальным рэкетом. В качестве прикрытия он числился сотрудником всесильного на тот момент ЧОП «Атолл», долгие годы обслуживавшего интересы Березовского, занимавшегося для него «прослушкой», сбором компромата, проведением силовых мероприятиях и т.д.

Как-то в далекие 1990-е сотрудники московского РУБОП, в очередной раз задержав Диму Гольяновского за вымогательство, приехали с обыском по месту его службы – в «Атолл». В результате оперативникам пришлось лично объясняться по данному поводу сразу перед двумя заместителями министра внутренних дел. Понятно, что «авторитет» вышел на свободу. Впрочем, из «Атолла» его позже уволили

После бегства олигарха за границу Дима Гольяновский продолжил заниматься бандитским промыслом. Впрочем, никаких крупных проектов у него долгое время не было. Затем судьба свела его с настоящим гением по придумыванию криминальных схем, позволяющих уходить от уплаты налогов. Именно этот человек разработал механизм, по которому предприятия выплачивали зарплаты подчиненным, практически ничего не перечисляя в казну. Для этого фирмы, заводы, газеты кредитовали работников для заключения договоров долгосрочного страхования жизни с выплатой аннуитетных платежей. Под видом этих платежей и выдавались зарплаты, позволяя избегать выплат государству – страховое возмещение не облагается налогом.

Дима Гольяновский тут же взял «гения» под свою опеку, помог ему выстроить нелегальный бизнес, быстро охвативший всю страну. Подобной схемой в начале 2000-х годов пользовалось огромное количество всевозможных предприятий, в ней были задействованы сотни, если не тысячи страховых агентств, получавших гигантские комиссионные вознаграждения. Несмотря на это, платить зарплату по подобной схеме было выгоднее, чем официально.

Однако стоило только правоохранительным органам затребовать у страховщиков документы, как афера раскрывалась, следовало возбуждение уголовных дел, отзыв у агентств лицензий. Каждая такая проверка оборачивалась для Гольяновского и Ко существенными финансовыми потерями.

Так продолжалось до тех пор, пока «авторитет» не познакомился в расположенном рядом со зданием МВД РФ кафе «Старлайт» с молодым оперативником Максимом Каганским. Тот когда-то работал в ОБЭП САО Москвы, потом перешел в ДЭБ МВД РФ. Своей официальной работе Каганский уделял мало внимания, больше занимаясь решением проблем различных коммерсантов средней руки.

Ему-то Дима Гольяновский и предложил совместное участие в бизнесе, сулившем миллионные прибыли. Собственно от ДЭБ требовалось немного – не трогать страховые агентства, которые задействованы в схемах «авторитета». Скупиться «бауманский» гангстер не стал, сразу предложив платить по $100 тыс. с каждого агентства.

У Каганского, по словам собеседника «Росбалта», были хорошие отношения с первым заместителем начальника ДЭБ Константином Пирцхалавой. Вскоре у бизнеса Гольяновского появилось надежное прикрытие в правоохранительных органах, а отдельные сотрудники ДЭБ за считанные месяцы стали долларовыми миллионерами.

Как рассказал источник агентства, от Гольяновского Каганский перенял исключительно уголовное понятие «босяцкий грев». Когда гангстер легко и без проблем заработал крупную сумму денег, он должен поделиться («подогреть») с другими «братками» - чтобы никто не чувствовал себя обиженным, а все ощущали себя членами одной команды, делающей общее дело.

Вот и Каганский, как только потекли к нему миллионы, стал выдавать пачки долларов «нужным» коллегам, родственникам генералов и т.д. Причем не за какую-то помощь, а просто так. Мол, сейчас я разжился деньгами и делюсь, следующий раз вы для меня чего-нибудь сделаете. От «босяцкого грева» никто не отказывался. Собеседник «Росбалта» стал свидетелем занятного разговора, произошедшего между генералом МВД РФ и его сыном, близким другом Каганского.

«Сынок, я смотрю, у тебя Range Rover появился, часы за $150 тыс., тогда как я себя сумел позволить только за $120 тыс. Откуда это все?», - спросил отец. «Это мне Максим подарил», - ответил сын. «Спите вы, что ли, с этим Максимом, раз он такие подарки тебе делает?», - пошутил генерал. Однако вскоре и сам стал тесно общаться с Каганским.

Благодаря «греву» скромный опер Каганский стал незаменимым и неприкасаемым в МВД РФ человеком. Он на равных общался со многими руководителями, мог повлиять на то или иное расследование.

Так, как-то в Подмосковье милиционеры задержали 30 фур с дорогой контрабандой. В документах было заявлено, что в контейнерах везут китайскую технику, на самом деле там находился эксклюзивный товар. Принадлежал груз олигарху, ныне входящему в десятку самых богатых людей России по версии Forbes. Он попытался решить проблему через двух генералов МВД РФ., однако у одного в тот момент был конфликт с руководством, у другого - с ФСБ РФ. Тогда олигарху посоветовали Каганского. Бизнесмен отнесся скептически к тому, что какой-то опер сумеет все уладить. Но в тот же день весь груз был освобожден, а документы о его задержании уничтожены. После этого «вес» Максима как влиятельного «решальщика» вырос в разы.

В 2003-2004 годах государство объявило войну «зарплатным схемам», впрочем, наших героев это не расстроило. Под их опекой уже находился другой криминальный бизнес - по обналичиванию денег. Каждый банк, занимающийся незаконным обналом, «отстегивал» по $300-400 тыс. Это позволяло кредитному учреждению избегать проблем с ДЭБ, а также устранять конкурентов, которые работали без милицейской «крыши». В 2007 году Пирцхалава был уволен, а место первого замначальника ДЭБ занял Андрей Хорев. И абсолютно ничего не изменилось.

Лучшая «крыша» - ДЭБ МВД РФ

До прихода в МВД РФ Хорев успел поработать на разных должностях в ФСНП и ФСКН России. Коллеги отмечали, что молодой человек достаточно умен, но задатков для успешной самостоятельной карьеры у него недостаточно. Однако тесть Хорева являлся высокопоставленным сотрудником администрации президента. Он и похлопотал, чтобы зятя взяли на работу в ДЭБ.

На новом месте Хорев чувствовал себя неуютно, пока его не взял под свою опеку Каганский. Максим объяснил, по каким правилам он ведет работу, а затем пригласил в «Старлайт» на встречу с Димой Гольяновским. По словам собеседника «Росбалта», Хорев был очень впечатлен рассказами «авторитета» о том, как он сотрудничал с Березовским, как в 1990-е годы участвовал в «разборках», а главное - о баснословных прибылях, которые можно получать от коммерсантов (для этого надо, как оказалось, их просто «не трогать»). Это была последняя встреча, которую новоиспеченные партнеры проводили в недорогом кафе. В дальнейшем они собирались в ресторане гостиницы «Балчуг» - с элитными спиртными напитками, деликатесами, дорогими сигарами и т.д.

«Обнальщикам» вскоре выставили новые условия. Теперь от них требовали не фиксированную сумму, а определенный процент (иногда до 50%) от доходов. Речь шла уже не о $300-400 тыс., а о миллионах долларов. Увеличение ставки объяснялось тем, что Хорев быстро наладил связи в самых разных эшелонах власти, что позволило обеспечить гораздо более широкое прикрытие, чем только от проверок ДЭБ.

Следом за «обнальными площадками» под опеку предприимчивых приятелей попал незаконный бизнес на возврате НДС. На одной из ответственных должностей в системе ФНС работал давний друг Хорева. Он прекрасно знал, сколько денег заработали на незаконном возврате налога на добавленную стоимость (иногда суммы достигали миллиардов рублей) заработали руководители разных налоговых инспекций. Чиновник передавал эту информацию Хореву, после чего из ДЭБ в инспекции поступали запросы с просьбой предоставить конкретные документы, которые могли бы сразу лечь в основу для возбуждения уголовного дела. Перепуганные налоговики тут же несли деньги, чтобы про запрашиваемые документы забыли. Обычная ставка была $200 тыс. за каждый «забытый» запрос из ДЭБ.

По мере того, как Хорев обзаводился все более высокопоставленными связями, менялись и правила игры. В результате руководителей налоговых инспекций тоже заставили выплачивать процент с каждой суммы, заработной на незаконном возмещение НДС.

Ко всем этим крупным проектам первого замначальника ДЭБ и Ко можно добавить разовые - когда тому или иному коммерсанту помогали решать проблемы с оперативниками или следователями. Тут ставки могли быть самыми разными - от пары сотен тысяч долларов до $5-10 млн.

Для обслуживания интересов Хорева, Каганского и всех участников «босяцкого грева», связанных с покупкой недвижимости, в одном из крупнейших агентств России был выделен специальный человек. Им стала бывшая жена Димы Гольяновского, которая постоянно оформляла для милиционеров квартиры и коттеджи в Москве, Сочи, Европе. Так, например, в одном из элитных домов в столице соседствуют квартиры Хорева, Каганского и начальника ГСУ ГУ МВД по Москве Ивана Глухова.

Летом 2010 года Дмитрий Медведев объявил войну коррупции при закупке томографов. Все оперативные мероприятия по выявлению фактов завышения цен на медицинское оборудование были поручены 10-му ОРБ ДЭБ МВД РФ, возглавляемому Денисом Сугробовым. Но и здесь Хорев постоянно пытался «вставлять палки в колеса». Однако вскоре он попался на очередной неприглядной истории (требовал деньги с коммерсанта) и под напором доказательств написал заявление об увольнении. Впрочем, тут же вернулся на работу. По словам собеседника агентства, для этого Хореву пришлось задействовать все свои ресурсы.

Проходившую в 2010-2011 годах переаттестацию сотрудников МВД РФ ни Хореев, ни Каганский уже пережить не смогли. Они все-таки ушли из органов внутренних дел. Созданное на базе ДЭБ МВД РФ Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции возглавил Денис Сугробов.

Впрочем, даже не занимая никаких постов, этот дуэт продолжать решать многие вопросы, связанные с МВД и ФНС: некоторые участники «босяцкого грева» не только остались на своих постах, но и чувствовали себя обязанными. Тем более, что просьбы всегда сопровождались щедрыми подношениями. На очередной такой истории Каганский и попался.

Оперативники в 2011 году зафиксировали, как Хорев попросил Каганского помочь одному из руководителей ООО «Медика» Борису Юдину – фигуранту очередного расследования об аферах при поставках томографов. Уголовное дело находилось в производстве ГСУ при ГУ МВД по Москве, а Каганский оказался близким другом Дениса Глухова - сына начальника этого ведомства Ивана Глухова. Максим заявил бизнесмену, что непривлечение его к уголовной ответственности обойдется в $5 млн.

Каганского и всех участников «грева» оперативники слушали и записывали на видеокамеры почти полгода. 23 сентября при передаче первого транша были задержаны трое посредников. Сам Каганский и Хорев сумели уехать за границу. В СИЗО отправилась только следователь Нелли Дмитриева, в производстве которой находилось «дело ООО «Медика».

Максим Каганский был объявлен в международный розыск. Иван Глухов на днях подал рапорт об отставке. По данным источника «Росбалта» в правоохранительных органах, этому предшествовал допрос генерала в СК РФ, который и расследует дело в отношении Дмитриевой

Впрочем, перспективы этого антикоррупционного расследования пока выглядят крайне туманными. Весной 2011 года сотрудники МВД и ФСБ РФ попытались вплотную заняться выявлением схем по незаконному возмещению НДС. В кабинетах ряда руководителей УФНС по Москве провели обыски. Оперативники не скрывали и свой интерес к бизнесмену Александру Удодову. По их словам, в системе ФНС он играл ту же роль, что и Максим Каганский в системе МВД РФ. Но довольно быстро общее расследование раздробили на множество отдельных, которые фактически сошли на нет.

P.S. С рассказом собеседника «Росбалта» были ознакомлены представители Федерального информационного центра «Аналитика и безопасность», которые долгое время вели свое расследование деятельности Хорева и Каганского. Они полностью подтвердили изложенные данные. «Исходя из той информации, которой располагаем мы, список перечисленных участников, чьи действия могут быть направлены на подрыв экономической и государственной безопасности РФ, далеко не полный, - заявил «Росбалту» руководитель ФИЦ Руслан Мильченко. - Столь длительная работа предполагаемого организованного преступного сообщества не могла осуществляться без молчаливого согласия представителей высоких эшелонов власти - уж слишком огромные и прозрачные потери для бюджета нашей страны. Речь идет об отдельных представителях ФНС, администрации президента и ряда других госорганов. Отсюда простой в расследовании уголовных дел по незаконному возмещению НДС. Отсюда же попытки прокурорского противостояния в деле Каганского и Дмитриевой. Из этой же серии большое "наплевать" на указание президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева о надлежащем, законном рассмотрении дел о закупке томографов».

Александр Шварев