Posted 25 октября 2011,, 19:30

Published 25 октября 2011,, 19:30

Modified 1 апреля, 04:27

Updated 1 апреля, 04:27

Перепланировка: москвичи смогут выйти из тени

25 октября 2011, 19:30
Постановление «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах» способно избавить столичный социум от старого «скелета в шкафу», многолетнего и тягостного лицемерия.

Постановление «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах», при условии его надлежащего исполнения, способно избавить столичный социум от старого «скелета в шкафу», многолетнего и тягостного лицемерия.

Ведь все знают, что в квартирах Москвы (а в провинции, надо полагать, то же самое, разница только в масштабах) делается масса всяческих перепланировок. Впервые этот вопрос вышел на публичное обсуждение в поздние советские годы, в связи с массовым остеклением лоджий. Тогда это заклеймили, как варварское обращение с фасадом: поставить же вопрос об изначальных внешних данных типовой бетонной коробки – много ли там вообще было того, что портить, - официальные публицисты, естественно, забыли.

Но остекление – лишь «верхушка айсберга», которую не скроешь. Точно так же внутри квартир хозяева меняют обстановку, переделывая свой бетонный уголок в соответствии с собственными представлениями об уюте. Ломают перегородки и стенные шкафы, соединяют туалет с ванной или, напротив, делят совмещенный санузел, меняют малогабаритную ванну на плексигласовую душевую кабину.

И все прекрасно знают, что абсолютное большинство жильцов делает перепланировку нелегально – попросту, не сообщая ничего в жилищную инспекцию и прочие государственные органы. Потому, что, как говорят все знающие люди, проще повеситься, чем обойти все чиновные круги, по которым тебя погонят. Да и по деньгам: сделать все по закону обойдется дороже (причем, несопоставимо дороже), чем потом, если вдруг придется продавать квартиру или как-то еще выносить сор из избы, – уплатить все штрафы и узаконить давнишнюю перепланировку.

Но все равно, многие из нас жили с определенным ощущением внутреннего напряжения. Кто-то вспоминал о «скелете в шкафу» чаще, кто-то реже, это зависело от характера жильца, а возможно, и от масштаба проведенных преобразований. Все-таки неприятно: вдруг да придется вступать в этом плане в отношения с внешним миром, впускать в квартиру того или иного инспектора, и власть тебе с удовольствием надает по шее, с теми или иными последствиями.

Впрочем, какая-то часть граждан умудрялась все-таки пройти по кругам ада. Теперь известно, какая именно. На сайте Мосжилинспекции, на открывшемся там форуме «модератор» - то есть, представитель самого ведомства – прямо замечает, что законным образом произведена только одна перепланировка из 20. То есть, 5%.

И вот, наконец, по осени лед тронулся. Сначала мэр Собянин с высокой трибуны заявил о решимости рассечь этот гордиев узел, а потом и постановление приняли. После заседания правительства Москвы журналистам разъясняли суть дела сразу четыре начальника – глава Мосжилинспекции Олег Кичиков, председатель комитета государственных услуг г. Москвы Алексей Степанов, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Владимир Ефимов и глава столичного Департамента культурного наследия Александр Кибовский. Разговор все равно не простой, и всех деталей в одной беседе не предусмотришь.

Тем не менее, главная мысль ясна. Столичные власти решили отделить «овец от козлищ» - тех, кто просто делает свое гнездо поуютней, от тех, кто «бесится с жиру», ломая капитальные стены и подвергая весь дом опасности. А заодно, по словам мэра, «ликвидировать сотни кормушек для чиновников», ибо без подношений такую полосу препятствий не одолеть.

Как отметил Алексей Степанов, есть 13 видов наиболее простых и необременительных для здания работ, которые составляют от 50 до 70% всего объема перепланировок. Как в данном случае вычисляется «объем», не очень, правда, понятно – по числу квартир ли, или может быть, по стоимости работ? Но главное – эти виды работ отныне не требуют никакого согласования, и готовый ограничиться ими жилец от походов в Мосжилинспекцию избавлен. Среди этих работ - перестановка сантехнических приборов в пределах санузла, установка теплых полов, кондиционеров и антенн, остекление лоджий и балконов, а также разборка ненесущих перегородок, кроме, разумеется, межквартирных.

Мосжилинспекция, со своей стороны, уже приготовила горожанам подарок, о котором поведал Олег Кичиков. Оказывается, около 80% москвичей проживают в типовых домах, спроектированным Московским научно-исследовательским институтом типологии и экспериментального проектирования (МНИИТЭП). Это около 70% всех жилых зданий в столице.

Институт добросовестно хранит всю документацию по зданиям. И теперь на сайте Мосжилинспекции можно будет найти большой альбом с описанием вариантов перепланировок в квартирах домов, построенных по проектам МНИИТЭП. Там строго указано, какие из перепланировочных работ затрагивают так или иначе безопасность дома, а какие – не затрагивают и не требуют более согласования. Всего, по словам Кичикова, в альбоме 127 проектов перепланировок, из которых 57 не потребуют визита в Мосжилинспекцию.

Корреспондент «Росбалта» скрупулезно посмотрел этот альбом и с глубоким облегчением убедился, что при ремонте у него была произведена самая типичная и простая перепланировка, отныне вполне законная.

Понятна и логика большинства жильцов – тоже вполне незатейливая. Скажем, советские архитекторы понатыкали в квартирах стенных шкафов. Вообще-то, кладовка тоже нужна, но как-то с течением времени верх брало стремление к простору. Много было внутренних дверей, в том числе, в кухню, – их переставали закрывать, а затем и снимали с петель. Или тот же санузел: конечно, лучше раздельный, да только сидеть на унитазе в узеньком боксе, упираясь в его стены локтями, тоже не всем нравилось.

А Мосжилинспекция тем временем начинает розыск авторов остальных жилых проектов. Дабы они могли оказать такую же услугу горожанам.

Естественным исключением являются старые дома исторического центра. Однако и их жильцов особо мучить не будут. Как рассказал Александр Кибовский, в настоящее время в Москве насчитывается 519 жилых домов – памятников истории и культуры, которые реально заселены жильцами. В их составе имеется, скажем, 46 мемориальных квартир выдающихся людей, - но эти квартиры закреплены за музеями, жильцов там нет, и вопрос об их перепланировке не стоит. 290 жилых домов являются памятниками внешнего вида. Внутри у них все давно и неоднократно перепланировано, сначала при нарезке буржуйских квартир на коммуналки, а потом, глядишь, и при расселении этих коммуналок и создании хором для новой буржуазии, - так что нынешние жильцы могут пользоваться общегородскими правилами.

И лишь 183 исторических жилых дома налагают на своих жильцов определенные обременения по перепланировке. Работы требуют согласования с Мосжилинспекцией и с Москомнаследием, но и в этих случаях, как подчеркнул Кибовский, инспекторы постараются стеснять жильцов минимально. Необходимо определить предмет охраны в квартире, -это может быть, например, исторический камин, отметил Кибовский. Списки таких исторических объектов будут опубликованы на сайтах Мосжилинспекции и Москомнаследия с необходимыми пояснениями.

Что касается тех видов работ, которые затрагивают так или иначе безопасность дома, с такими запросами надо идти в Мосжилинспекцию. Как отметил Олег Кичиков, и здесь все, что можно, максимально облегчат. Действует режим «одного окна» - все, что нужно, включая обращение к автору проекта, органы Мосжилинспекции сделают сами, бесплатно. Срок – 35 суток, а на работу собственно Мосжилинспекции – 20 дней.

Ну, а если уж что запрещено, то запрещено. И здесь, как водится, будут выявлять и наказывать. Правда, все равно, штрафы не очень большие: для физических лиц 3-5 тыс. рублей, но будут штрафовать снова и снова, если хозяин не выполняет предписание о восстановлении исходного вида. Юридических лиц смогут штрафовать и по миллиону рублей.

Все равно, в реальной жизни все это будет непросто. Когда будет опубликован полный текст постановления, его надо тщательно изучить. И не столько само постановление, где в основном говорится об отмене прошлых параграфов, сколько приложения к нему. Там может оказаться немало подводных камней – что значит, например «демонтаж перегородок, ограждающих газифицированные помещения»? Не милое ли сердцу некоторых желание устроить «квартирку-студию» и соединить кухню с комнатой?

Кстати, вполне достаточно будет и страхов, и жалоб лояльных жильцов на варварские перепланировки, произведенные их удалыми соседями. Вот, с форума Мосжилинспекции: «У соседей надо мной оказался уложен паркет и плитка вместо штатного линолеума прямо на плиту перекрытия. В итоге звуки ударной природы - шаги, двигание стульев, идут по плитам перекрытия, и моя звукоизоляция бессильна. Приходится жить в «берушах». Объяснял соседу, что у него полы неправильные, предлагал хотя бы ковер постелить, носить тапки на мягкой подошве, - но ему это не нужно, он паркетом хочет любоваться. Но я-то почему должен быть невинной жертвой!?»

И так далее. В общем, эпопея будет богатая событиями. Но теперь она хотя бы приобретает какие-то человеческие правила. Документ вступает в законную силу с 1 декабря. И с этого момента можно идти в Мосжилинпсекцию узаконивать преобразования прошлых лет.

Леонид Смирнов