Posted 10 ноября 2011,, 10:30

Published 10 ноября 2011,, 10:30

Modified 1 февраля, 09:42

Updated 1 февраля, 09:42

Школьников могут кормить качественно, но не хотят

10 ноября 2011, 10:30
Конкурсы на поставки питания в школы выигрывают фирмы без холодильников. Свежие продукты обменивают на залежалые, готовят из них как умеют, рассказал президент СРО поставщиков товаров и услуг в соцсферу «Оптима» Валерий Степанов.

Конкурсы на поставки питания в школы выигрывают фирмы без холодильников и складов. Свежие продукты по дороге к детям выменивают на залежалые. А повара готовят из них как хотят и умеют. О тонкостях социального общепита «Росбалту» рассказал президент межрегионального объединения поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд СРО НП «Оптима» Валерий Степанов.

- Валерий Николаевич, год назад, когда ваша организация только появилась, она объединяла 50 компаний. Сегодня – 30. Где остальные? Побоялись дополнительного контроля?

- Часть компаний отсеялась в процессе предоставления документов, сбора информации и проверок контрольной комиссии. Особенность саморегулируемых организаций (СРО) в том, что помимо действующих законов и нормативных актов в области продовольственного рынка, обязательных для всех, они принимают стандарты, которые обязательны для выполнения только членами этой организации. Так что в составе СРО НП «Оптима» остались надежные поставщики продуктов, которые согласны с требованиями и готовы их выполнять. К тому же ответственность каждого из них застрахована коллективным договором страхования.

Сейчас, имея определенный опыт как внутренней организационной работы с нашими членами, так и работы с органами исполнительной власти, отвечающими за поставки продуктов питания в социальной сфере, мы готовы приступить к расширению членства в нашей организации. Но конкретно в данный момент все решают более важные задачи – участвуют в конкурсах. Они продлятся до декабря. И не исключено, что мы опять повторим печальный опыт 2010 года, когда аукционы закончились 30-31 числа, а контракты на исполнение с победителями подписывались только 10-13 января. В результате 24-го многие организаторы питания заявили, что денег у них нет, продуктов, соответственно, тоже. Или взять более свежий пример – от 1 сентября. В нескольких округах детей начали кормить только третьего числа.

- Т.е. по сути поставщики тоже стали заложниками обстоятельств?

- Отчасти. Пример с конкурсами говорит о том, что у нас нет системы управления этим процессом – раз, и два – совершенно отсутствует система контроля качества. Вообще можно обозначить несколько критических точек. Все начинается с этапа планирования - его как такового нет. Мы, например, много раз предлагали проводить конкурсы в октябре-ноябре, чтобы до января оставался хоть какой-то резерв. Когда заказчик имеет резерв сил и средств, он может управлять процессом: он может изменять, уточнять, проводить дополнительные мероприятия по повышению качества. А какой резерв сил и средств может иметь департамент образования, если он заканчивает аукционы 31 декабря?

- К вопросу о качестве: насколько четкие требования заказчик предъявляет к участникам конкурса, когда выставляет лот?

- Здесь все обычно высказывают претензии к 94-му закону («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - «Росбалт»). Да, он нуждается в определенных изменениях. Но, в принципе, можно было бы нормально выполнять требования заказчика государственных закупок и в рамках существующей законодательной базы. Другое дело, когда заказчик сам не хочет озвучивать эти требования и, главное, прописывать их в конкурсной документации - работать очень трудно. В таких условиях качество и безопасность уходят на второй план, на первый выступает цена.

Конкурсная документация на поставку питания в школы или детсады обязательно должна содержать перечень необходимых продуктов питания. К нему прилагается техническое задание, в котором закладываются все требования к каждому из продуктов: к его калорийности, к содержанию в нем белков, жиров и т.д. Претендент на выигрыш подтверждает, что может их выполнить.

Однако потом, уже в ходе исполнения контрактов, может выясниться, что победителем стала «фирма-однодневка» или компания, которая занимается поставками «с колес» - через кого-то. Сидит директор такой компании дома, у него есть бухгалтер, счета, печать и все прочее. Он выигрывает конкурс на организацию поставок, не располагая при этом ни складскими помещениями, ни холодильниками – ничем. Затем договаривается с оптовиками. Получает деньги и рассчитывается с теми, кто по факту привозит заказчику продукты.

Казалось бы, департамент образования должен, исходя из того опыта, который он имеет, включить в конкурсную документацию конкретные требования - создать барьеры для «однодневок» и тех, кто торгует «с колес». Но нет: изменилось руководство, изменились принципы проведения аукционов, а все ошибки из года в год переписываются под копирку. В контрактах игнорируются определенные действующим законодательством требования к ресурсоемкости, энергоэффективности и экологичности, которые должны учитываться госзаказчиком при сопоставлении заявок.

Никаких новых требований никто не предъявляет. Каждый заказчик разрабатывает конкурсную документацию, привлекая различные специализированные организации. А эти специализированные организации забивают в шаблон дату и время – все, на этом их работа заканчивается. В системе же самих департаментов – образования, социальной защиты, здравоохранения – нет профессиональной структуры, которая могла бы этим заниматься. У них другие функции: учить, защищать, лечить…

- Мы пропустили сам аукцион. Как он проходит?

- Аукцион идет на понижение. И понижение это не ограничено: любой участник может сбивать цену лота до нуля. Кто-то опускается на 30-40%. А что входит в изначальную стоимость? В соответствии с ТЗ, московский департамент финансов берет цену продукта, которая существует сейчас, закладывает 5-10% на инфляцию - и так по каждому пункту: мясо, хлеб, лук, чеснок, картошка, молоко, курица... Сюда же включаются расходы, связанные с хранением, упаковкой, маркировкой, транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами. Допустим, цена вырастает до ста миллионов. Чистая стоимость продуктов – 90 млн.

Мы считаем, что играть на понижение можно только в рамках 10 оставшихся млн. Необходимо установить порог, ниже которого никто не имеет права опуститься. Я не могу снижать цены на продукты, не могу давать детям замороженное мясо вместо охлажденного, но я могу обойти конкурентов за счет модернизации своих услуг: по логистике, по внедрению специализированной линии подготовки продуктов, которая пакует и маркирует автоматически. Т.е. мне не нужно платить за ручную работу и потому я могу играть с ценой, не понижая при этом требований качества и безопасности продовольствия. Но этого никто не хочет понимать, всех все устраивает.

- Но ведь не может же бизнес работать себе в убыток?

- А это тема для отдельного разговора. Это зависит от совести и творчества каждого поставщика. И формы, и методы при этом постоянно совершенствуются. В процессе исполнения контрактов идет подмена товара, нарушаются требования ТЗ к качеству, меняется цена, количество и объем товара.

Госзаказчик становится заложником заключенного контракта: размытость его условий не позволяет принудить поставщика к исполнению контракта в натуральном выражении (даже в судебном порядке), а его расторжение может занять от двух до десяти месяцев. Но зачастую, зная о нарушениях, госзаказчик не принимает никаких мер: зачем, если вред наносится не близким, а «третьим лицам»?

Чтобы хоть как-то наладить ситуацию в сфере поставок, мы предлагали создать в городе сеть распределительных пунктов, которые бы выполняли логистическую функцию и, главное, контролировали бы качество товаров. Их можно открыть в помещениях, принадлежащих плодоовощным базам или, может, школьно-базовым столовым. Смысл в том, что все поставщики, которые везут продукты в конкретный район, сначала поставляют их в местный распределительный пункт. Здесь осуществляется входной контроль. Здесь есть специалисты, которые видят качество товара, могут проверить его и даже провести биохимический анализ. Эту систему нужно выстраивать по принципу саморегулирования. Если государство не решает этот вопрос – дайте возможность это сделать другим. И будет все качественно. Но не хотят.

Заказчик не заставляет производителей товара выполнять социальный заказ – такой, какой указан в нормативах. Если Институт питания, Детский институт питания, НИИ мясной и молочной продукции определили, что для детских садиков молоко должно быть вот такое, то оно должно выпускаться именно с таким параметрами, в такой посуде и такого качества. У нас же производитель диктует правила заказчику. А ведь по закону каждый директор школы имеет право выбрать себе поставщика. Как на Западе: если у него рядом хлебозавод, то булочки – теплые, горячие, свежие – он может брать оттуда…

- А как на деле?

- Вот социальное учреждение – например, школа. Привозит машина (оборудованная или не оборудованная) продукты питания (в таре или так). Тут и картошка, и хлеб, и морковка. И мясо – охлажденное и замороженное. Булочки - в пакетах и целлофановых сумках. Кто все это принимает? Повар. Повар что может? Как специалист или полуспециалист - увидеть, понюхать, пощупать и сказать, берет или нет. Дальше он готовит все это. А кто проверяет его? Нет такого человека. Повар не подчиняется директору школы. Деньги он получает от школьно-базовых столовых или от того оператора, который выиграл аукцион на организацию питания (ресторан, буфет, кафе). Директор может повара ругать, но он будет делать так, как знает. Рублем его не накажут.

- Правильно я понимаю, что тендер на перевозку продуктов разыгрывается отдельно?

- Да, и это разделение создает дополнительные критические точки. Я выиграл тендер на поставку продуктов. Я их заготовил, сформировал, промаркировал, разложил в коробочки и жду, когда приедет транспортная компания, которая выиграла аукцион на транспортные услуги. Затем я вынужден отдать эти продукты экспедитору. Но мне никто не гарантирует, что в процессе передвижения мои продукты не обменяют на какие-нибудь похуже, как это часто происходит с фруктами и овощами.

Размывается ответственность за качество, ассортимент и сроки поставки: чтобы найти виновного, заказчику надо разбираться в разногласиях между поставщиком и перевозчиком. Поэтому конкурс должен быть один - на поставку продуктов питания. И отвечать за соблюдения условий контракта должен только поставщик, который сам определит для себя надежного перевозчика.

- Как еще можно улучшить ситуацию со школьным питанием?

- Первое - добросовестная и квалифицированная работа госзаказчика на всех этапах госзакупок: от планирования до исполнения контракта. Кроме того, необходим общественный контроль. Без действенной обратной связи со стороны потребителей (родителей детей) никакая система качественно работать не будет. Мы со своей стороны готовы тесно сотрудничать с общественностью.

В-третьих, в условиях, когда отменены сертификаты качества, когда надзорные органы правомочны контролировать поставщиков только раз в три года, а наказания за нарушения по сравнению с потенциальной прибылью поставщиков ничтожны, совершенствование системы обеспечения качества и безопасности питания только административными методами не может быть эффективным. Поэтому наряду с существующей системой госконтроля и надзора мы предлагаем внедрить предупредительный механизм, который бы исключил поставки и оборот некачественных продовольственных товаров. И здесь нужно повышать роль саморегулируемых организаций.

- А чем они могут помочь? Скажем, какие конкретно требования «Оптима» предъявляет к фирмам-участницам?

- Во-первых, мы определяем зону возможностей для каждого поставщика. Продукты делятся на шесть больших групп: мясо и мясомолочные, молоко и молочные, овощи, фрукты, бакалея и так далее. Допустим, организация хочет поставлять только овощи. Мы рассматриваем ее заявление и выдаем свидетельство на право поставки продуктов питания этой группы – но только ее.

Второе – мы разработали систему критериев для поставщика. По ряду параметров мы определяем категорию поставщика: «надежный», «новый», «запрещенный». Что касается нарушений, то мы гарантируем исполнение госзаказа, а со своим товарищем разбираемся по полной программе. Дисциплинарная комиссия в зависимости от нарушения определяет дисциплинарное воздействие и порядок его применения.

Один из возможных вариантов - ограничить фирму в допустимом спектре поставки продуктов. У компании нет условий для хранения охлажденного мяса - мы ее лишаем возможности поставлять эту категорию продуктов до тех пор, пока она не наведет порядок. Еще одна мера – штрафные санкции. Третий вариант – предупреждение об исключении. И если ничего из этого не действует – решение общего собрания об исключении. Причем мы можем предложить через Роспотребнадзор, прокуратуру и Минэкономразвития внести нарушителя в реестр недобросовестных предпринимателей.

- И все-таки: кто виноват, что дети едят так, как едят: бизнес или система?

- Виноваты поставщики, виноваты производители, виновата повар и уборщица, которая грязными руками полезла к еде, виноваты родители, которые не воспитывают своих детей, школа и учителя, которые получают копейки. Виноваты, на первый взгляд, все. Но в первую очередь виноват заказчик: он не выставляет требования, он не может их сформулировать из-за отсутствия специалистов, он не может проконтролировать исполнение тех контрактов, которые он подписал.

Беседовала Дарья Миронова