Posted 11 ноября 2011,, 12:05

Published 11 ноября 2011,, 12:05

Modified 1 апреля, 04:09

Updated 1 апреля, 04:09

Столица может стать безопасной и с мигрантами

11 ноября 2011, 12:05
О госпрограмме столицы «Безопасный город» на 2012-2016 годы и новой тактике борьбы с миграционными преступлениями «Росбалту» рассказал глава департамента региональной безопасности Валерий Кадацкий.

Москва не будет препятствовать иностранцам в карьерном росте. Не будет перекрывать гостям источники заработка. Но взамен попросит вести себя прилично - как минимум, сообразно с действующим законодательством. О госпрограмме столицы «Безопасный город» на 2012-2016 годы и новой тактике борьбы с миграционными преступлениями «Росбалту» рассказал глава департамента региональной безопасности Валерий Кадацкий.

- Валерий Леонидович, программа «Безопасный город» была принята в Москве впервые. И впервые же город столько внимания уделяет проблеме миграции. Чем оно объясняется?

- Москва - крупный мегаполис, в котором сосредоточен огромный финансово-экономический, включая банковский, промышленный и строительный потенциал. Не удивительно поэтому, что она стала центром притяжения миграционных потоков. Число прибывающих мигрантов постоянно растет. Если, скажем, в 2007 году в столице на миграционный учет было поставлено 1 млн 276 тыс. 966 иностранных граждан и лиц без гражданства, то за девять месяцев 2011 года – 1 млн 298 тыс. 180. При этом в городе остается достаточно много нелегальных мигрантов.

Учитывая непростую ситуацию в этой сфере, по указанию мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина мы включили в программу «Безопасный город» подпрограмму «Предупреждение и пресечение нарушений в сфере миграционного законодательства». Она предусматривает реализацию целого комплекса мероприятий по устранению социально-экономических основ незаконной миграции, по совершенствованию правовой нормативной базы в области миграции, по созданию и актуализации регионального банка данных по учету иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в городе, по возвращению на родину незаконно пребывающих мигрантов.

В частности, мы будем наращивать усилия по пресечению противоправной деятельности организаций, которые оказывают посреднические услуги в трудоустройстве, документировании и легализации иностранцев. Это, кстати, коснется агентств и организаций, которые приглашают иностранных граждан в РФ, заманивая их заведомо недостоверными сведениями о будущем жилье и условиях работы. На практике, вы знаете, они часто оказываются хуже некуда.

Вообще же наша программа предусматривает ежегодное сокращение числа незаконно прибывающих в Москву иностранцев на 10-12%.

- Насколько неспокойно мигранты (иногородние и иностранные) ведут себя сегодня в столице?

- Просто приведу цифры: удельный вес преступлений, совершенных иногородними, составляет 48,5% от числа всех расследованных. Т.е. почти половину преступлений в городе совершают приезжие - это статистика по уголовным делам, направленным в суд или прекращенным по нереабилитирующим основаниям.

Иностранные граждане и лица без гражданства за девять месяцев текущего года совершили 7 тыс. 17 преступлений - это 18,3% от общего числа. И это снижение на 29,7% числа окончательно расследованных преступлений по сравнению с прошлым годом (в 2010-м было расследовано 9 тыс. 978 таких преступлений). Причем количество преступлений, совершенных гражданами ближнего зарубежья, снизилось на 27%, а дальнего - на 51,6%. Кроме того, стало меньше преступлений в отношении самих иностранных граждан и лиц без гражданства - на 29,4%.

Всего за указанный период на территории города не жителями Москвы совершено 18 тыс. 599 преступлений. Но это на 4 тыс. 931 преступление (а это 21%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А подпрограмма предполагает ежегодное снижение уровня преступности среди иностранцев и приезжих на 1,5-2%.

- Как этого достичь? И о каких правонарушениях идет речь – в сфере миграционного законодательства или об уголовных?

- Программа направлена, прежде всего, на обеспечение комплексной безопасности столицы и должна скоординировать усилия органов власти города, федеральных органов и общественности в этой сфере. Задачи вывода миграции из тени, нормализации сбора налогов, создания легального рынка труда с равными условиями для всех его участников сегодня поставлены перед руководителями всех правоохранительных органов и органов исполнительной власти Москвы.

Поэтому в первую очередь речь идет об административных правонарушениях. В этом году столичные правоохранительные органы проверили 97 тыс. 883 объекта экономической и социальной инфраструктуры. Выявили и пресекли 111 тыс. 438 административных правонарушений миграционного законодательства РФ.

Есть ли у нас эффективные инструменты для борьбы с ними? Есть. Это, прежде всего правоохранительные, правовые, социально-экономические меры. Например, одна из конкретных правоохранительных мер - выдворение из страны. Соответствующее наказание за совершение административных правонарушений получили 4 тыс. 690 иностранных граждан. Для осуществления процедуры административного выдворения правительством Москвы создан и финансируется из бюджета центр на 450 мест для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению.

А снижению уровня правонарушений будет способствовать дальнейшее усиление правоохранительными органами контрольно-надзорных функций за соблюдением норм миграционного законодательства.

- Как изменится система учета иностранцев, прибывающих в Москву и уже пребывающих здесь?

- В 2012 году в московских подразделениях УФМС России планируется внедрить государственную информационную систему миграционного учета (ГИСМУ). Она позволит более эффективно использовать уже имеющиеся данные и упорядочивать новые. По сути, в городе появится единая технологическая база для информационных систем территориального уровня ФМС.

Кроме того, ГИСМУ обеспечит централизованное развитие программно-прикладного обеспечения столичного управления миграционной службы, расширит спектр «электронных» услуг, позволит повысить качество обслуживания москвичей (в том числе, юридических лиц) и эффективность ежедневной работы сотрудников УФМС.

- Хорошо. В приоритетах программы есть такой пункт: «обеспечение противодействия коррупции при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций в сфере миграции». Как именно предполагается обеспечить это противодействие? Не секрет, что проблема очень масштабна: система квотирования, судя по свидетельствам практиков, во многом держится на посредниках. Или это преувеличение?

- Чтобы максимально избавиться от коррупции, нужно максимальный процент госуслуг перевести в электронный вид. На данном этапе это - приоритетное направление. Вы знаете, что создан единый портал государственных и муниципальных услуг. Так вот, по информации московского управления ФМС, в 2011 году на этот портал поступило 66 тыс. 409 заявлений, по которым было оформлено 34 тыс. 308 документов.

При этом наибольшим спросом пользуются услуги по оформлению заграничных паспортов - как нового поколения, так и старого образца (более 90% заявлений), и регистрационному учету граждан РФ по месту жительства и пребывания.

По остальным госуслугам, которые представлены на портале, с первого апреля 2010-го поступило более 96 тыс. заявлений. И по сравнению с 2010 годом, документооборот вырос в два раза. Это говорит о повышении интереса граждан к предоставленной возможности подачи заявлений в электронном виде.

- Одна из заявленных целей программы – увеличение доли объектов миграционной инфраструктуры, оборудованных современными средствами ИКТ. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Этот процесс будет проходить в рамках реализации распоряжения правительства Москвы от 3 июня этого года № 439-РП «О дальнейшем развитии системы многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы». Ряд структурных подразделений столичного УФМС сейчас перемещаются в районные многофункциональные центры (МФЦ) предоставления госуслуг. Они уже работают в МФЦ Зеленограда, Центрального, Юго-Восточного и Восточного округов (в Замоскворечье, Матушкино, Лефортово, Печатниках). По планам, до конца года этот список пополнят САО и СВАО (речь идет о Восточном Дегунине, Свиблове и Южном Медведкове).

- Подпрограмма учитывает два сценария выполнения: реалистический и пессимистический. Реалистический подразумевает «относительно низкую социальную напряженность в городе». Она в Москве действительно невысока?

- Правительство Москвы уделяет пристальное внимание социальному сектору, надежности столичной системы защиты москвичей во всех сферах жизни. Регистрируемая безработица в городе не превышает 1% от экономически активного населения. Некоторые положительные результаты достигнуты в области обеспечения безопасности и поддержания правопорядка. Повторюсь, мы наблюдаем тенденцию снижения тяжких преступлений, нарушений общественного порядка, экстремистских проявлений.

Москва развивается стабильно и поступательно. В нашем городе сосредоточены большие экономические, политические, социальные и культурные ресурсы. На мой взгляд, все это создает условия к тому, чтобы социальная напряженность в столице не росла, и программа «Безопасный город» была реализована по реалистическому сценарию.

Беседовала Дарья Миронова