Posted 28 ноября 2011,, 11:32

Published 28 ноября 2011,, 11:32

Modified 1 апреля, 03:50

Updated 1 апреля, 03:50

Ваххабит завалил Москву поддельными деньгами

28 ноября 2011, 11:32
Вынесен приговор участникам группировки, вбросившей в оборот десятки миллионов фальшивых рублей. Один из ее лидеров, русский ваххабит Игорь Тонконогов, был ликвидирован во время спецоперации в Махачкале.

Мосгорсуд вынес приговор участникам группировки, вбросившей в легальный оборот несколько десятков миллионов фальшивых рублей. Один из ее лидеров, русский ваххабит Игорь Тонконогов, был ликвидирован во время спецоперации в Махачкале. Два его подельника получили 13 и 15 лет заключения.

Как рассказали «Росбалту» в правоохранительных органах, еще в 2007 году вся семья Тонконогова, проживавшая в Махачкале, приняла ислам. Сам 22-летний Игорь получил новое имя Идрис и сошелся с участниками местного джамаата, возглавляемого Арсеном Мусаевым (Халид абу Усама). Мусаев являлся шариатским судьей так называемого вилаята Дагестан. На сайтах участников бандподполья можно найти много видеообращений, в которых он копирует манеру выступлений другого идеолога боевиков Александра Тихомирова (Саид Бурятский, уничтожен в марте 2010 года). Оперативники не исключают, что именно с подачи Тихомирова к бандитам примкнул и Тонконогов.

Сестра Игоря Оксана стала супругой другого члена бандподполья Махача Магомедова (ликвидирован в феврале 2009 года). Уже в августе 2008 года Идрис был задержан контрразведчиками по подозрению в убийстве начальника межрайонного ОБОП по Махачкале подполковника Магомедхабиба Абдулкадирова. Доказать его причастность к этому преступлению не удалось, молодой человек был осужден только за хранение гранаты. Тонконогов получил незначительный срок, вышел на свободу и вновь примкнул к джамаату Мусаева.

Сотрудники ГУ МВД РФ по ЦФО, выяснили, что в джамаате Идрис, среди прочего, отвечал за пополнение казны боевиков. Для этого в коттедже на улице Сергея Лазо в Махачкале он организовал производство фальшивых денег. Преступник закупил специальную бумагу, изготовил оригинал-макет1000-рублевой купюры. В подпольном цехе на листах вначале делали водяные знаки и металлическую полосу. Потом при помощи специального оборудования, имитирующего эффект глубокой печати, наносились необходимые изображения. Под конец Тонконогов уже вручную производил перфорацию купюр и добавлял на герб блестящие частицы. Фальшивки получались такого качества, что ни на ощупь, ни визуально распознать их было нельзя. Подделку мог выявить даже далеко не всякий детектор.

Для сбыта рублей джамаат отправил в Москву Абдуллу Омарова и Карима Тагирова. В 2009 году они сняли квартиру и стали подыскивать покупателей, преимущественно среди земляков, уже давно обосновавшихся в столице. Зачастую переговоры шли прямо в мечети, расположенной на Большой Татарской улице. За короткое время у Омарова и Тагирова образовалась весьма обширная клиентура. За каждую поддельную 1000-рублевую купюру, учитывая ее качество, продавцы просили 300-450 рублей, в зависимости от объема партии фальшивок. Если покупатель был готов выехать в Махачкалу и забрать деньги сам, ему делали серьезную скидку. Впрочем, таких желающих были единицы. Обычно, как только поступал «заказ», Омаров передавал его в Махачкалу Тонконогову. Тот включал печатный станок. А потом Абдулла приезжал в Дагестан, откуда на рейсовом автобусе в большой сумке вез в Москву стопки поддельных купюр.

Карим Тагиров

На момент ликвидации группировки оперативники нашли список из двадцати только постоянных клиентов, приобретавших у боевиков от 100 тыс. до несколько миллионов рублей. Еще больше было разовых покупателей. Деньги пускались в оборот разными способами. Так, Эдмонд Барсегян работал барменом в одном из столичных ночных клубов в центре Москвы. Фальшивые деньги он обменивал на настоящие прямо в кассе родного заведения, либо давал в виде сдачи посетителям, когда они расплачивались пятитысячными купюрами. Ранее судимый Владимир Солоповов сбывал подделки в родной Тульской области, расплачиваясь ими на рынках, в магазинах и т.д. Большинство других покупателей установить не удалось - в бухгалтерии фальшивомонетчиков были указаны только их имена. Всего, по подсчетам оперативников, немногим более чем за год в оборот поступили фальшивки на несколько десятков миллионов рублей.

Часть выручки Омаров и Тагиров пускали на личные нужды – аренду жилья, покупку дорогих иномарок. Определенные суммы откладывались в специальный «общак», который создавался для вложений в развитие бизнеса. Основные же доходы уходили назад в Махачкалу, на финансирование деятельности джамаата.

В начале 2010 года сотрудникам ГУ МВД по ЦФО удалось выйти на след фальшивомонетчиков. Один из оперативников под видом клиента купил у Омарова и Тагирова пробную партию в 300 тыс. рублей. Оставшись довольным качеством товара, «клиент» заказал еще 1,2 млн рублей. В тот момент, когда в феврале 2010 года дагестанцы привезли сумку с подделками в условленное место, их задержали. Омарову и Тагирову ГСУ ГУ МВД по Москве предъявило обвинения по статьям УК РФ 210 (организация преступного сообщества) и 186 (изготовление или сбыт поддельных денег). Только осенью 2010 года сыщики выяснили, где находится подпольная типография. Оперативники ГУ МВД по ЦФО 12 сентября вылетели в Махачкалу, но их опередили местные коллеги.

Правоохранительные органы Дагестана установили, что джамаат Мусаева причастен к целой серии громких преступлений на территории региона. В частности, его участники расправились с бывшим помощником муфтия Духовного управления мусульман Дагестана Мухаммадвакилием Султанмагомедовым, мировым судьей Абдурахманом Гамзатовым, председателем Унцкульского райсуда Магомедрасулом Хасбулатовым и начальником отдела по борьбе с экстремизмом ГУ МВД РФ по СКФО Гапалом Гаджиевым. Всего на счету бандитов около 20 тяжких преступлений.

Когда12 сентября большинство лидеров джамаата находились в коттедже на улице Лазо, он был оцеплен, начался штурм. Боевики начали отстреливаться и бросать гранаты. Бой длился почти сутки, в ходе него использовалась тяжелая техника, по зданию велась стрельба зажигательными снарядами. В результате операции были уничтожены десять бандитов, в том числе Игорь Тонконогов и Арсен Мусаев. На развалинах здания обнаружили части подпольной типографии и обгоревшие поддельные купюры.

Уголовное дело в отношении Тонконогова было прекращено в связи со смертью обвиняемого. Владимир Солопов скрылся от следствия и объявлен в розыск. На закончившихся недавно слушания в Мосорсуде Омаров был приговорен к 15 годам заключения, Тагиров получил 13 лет колонии. Учитывая незначительную роль в группировке бармена Барсегяна, суд назначил ему наказание в виде 1,5 лет лишения свободы.

Юрий Вершов