Posted 30 января 2012,, 19:10

Published 30 января 2012,, 19:10

Modified 1 апреля, 02:57

Updated 1 апреля, 02:57

Адский отдых

30 января 2012, 19:10
Очередной туроператор в одночасье пал под грузом финансовых проблем, поставив на грань отчаянья тысячи клиентов. Какие выводы должны сделать из этой истории государство и общество, а также конкретный гражданин, надеющийся в отпуске стать туристом?

Тревожная ситуация, возникшая в туристическом мире после пятничного краха туроператора «Ланта-тур вояж», кажется, понемногу разрешается. В понедельник на родину прибывали «борта» с российскими туристами, которых восточные и южные «отельеры» пытались брать в заложники, узнав, что фирма не оплатила их проживание.

Насколько можно считать, что самого худшего удалось избежать, - покажут ближайшие дни. Они же, кстати, и покажут, в какой степени родина помогла своим гражданам, а в какой степени они выкручивались сами, выкладывая собственные деньги, которые за них должна была уплатить «Ланта».

«Главный вывод по этим трем дням: ни один турист, находящийся за рубежом по путевкам «Ланта-тур», не задержался с вылетом обратным, - рассказал корреспонденту «Росбалта» руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму Олег Мосеев. - Проблемы были и остаются, но они решаются. Где-то с помощью консульства, где-то с помощью местных администраций, к которым мы обращаемся, но все-таки туристы вылетают планово. Удается людей вызволять, в хорошем смысле этого слова».

Как отметил Олег Мосеев, проблемы решаются «везде по-разному». Кто-то из туристов действительно доплачивает за проживание. Но все-таки пассажиры «улетают своими рейсами».

По предварительной оценке, приведенной собеседником агентства, за границей остаются порядка 1,5 тыс. российских туристов – клиентов «Ланта-тура», оказавшихся в затруднительном положении. Рассредоточены они по теплым странам (среди которых и европейская Италия). Естественно, рассредоточены весьма неравномерно: больше всего – в Таиланде, где находится с особой миссией заместитель главы Ростуризма Григорий Саришвили. (Всего, по имеющимся данным, от краха «Ланта-тур» пострадало до 8 тыс. туристов, но, видимо, большинство из них – это те, кто не смог выехать на отдых, а не те, кого задержали в отеле ).

Как считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, туристы, вынужденные доплачивать отелям, свои деньги получат на родине. Как получат компенсацию и те, кто остался без поездки. И что тех 100 млн рублей, на которые застрахованы риски «Ланта-тур» в «Ингосстрахе», хватит на всех. Дай Бог, хотя по нынешним временам, сумма в 100 млн рублей РФ астрономической не выглядит.

Ну, а дальше что? Какие выводы должны сделать из этой истории государство и общество, а также конкретный гражданин, надеющийся в отпуске стать туристом?

«Для рынка это еще один колоссальный удар, - первый и естественный прогноз Ирины Тюриной. - Это снизит доверие к турфирмам, и возможно, возрастет количество людей, которые будут самостоятельно бронировать тур. Наверняка снизятся «акции раннего бронирования», когда туроператоры начинают зимой предлагать туры на лето с хорошими скидками. Люди будут бояться платить вперед. И снизится «глубина продаж» – срок между датой покупки и датой отъезда. Люди будут тянуть до последнего момента. И у туроператоров будет еще меньше оборотных средств».

Нельзя исключить и того, что «Ланта-тур» - это начало новой волны туроператорских банкротств. Как заметила корреспонденту «Росбалта» исполнительный директор Ассоциации туристических операторов России (АТОР) Майя Ломидзе, именно такую волну предсказывал АТОР в минувшем августе. Тогда тоже случились неприятности у туроператоров – собеседница агентства привела ряд названий: «Лужники-тур», «Альфа-вояж», «Скай-тур» и иже с ними. Все это – компании, так сказать, «второго эшелона», мелкие и средние.

Кстати, как напомнила Ломидзе, «Ланта-тур», которую некоторые СМИ поспешили зачислить в «линкоры» туристического моря, на самом деле тоже размерами похвастаться не может. Она может похвастаться репутацией – 20 лет в турбизнесе, и именно поэтому крах «Ланты» вызвал шок».

Вообще, вывод собеседницы агентства жесток, но реалистичен: полностью от таких сюрпризов не застрахуешься. Можно, конечно, ездить за границу «дикарем», и есть энтузиасты этого дела, но никакой безопасности оно не обещает. Впрочем, применительно к загранице более актуален другой способ путешествий, который можно условно назвать «благородным дикарем» - когда турист сам бронирует гостиницу, минуя отечественных туроператоров. Как подтвердила Майя Ломидзе, и это его святое право, но и здесь не стоит рассчитывать на полную безопасность и сверхнадежность.

«У потребителя всегда должен быть выбор, - подчеркнула эксперт. - Везде разные риски. Если клиента, который уплатил карточкой за гостиницу, в эту гостиницу не заселили, у него вообще нет шансов деньги вернуть. И если у него возникли проблемы с авиаперевозчиком, он опять-таки один на один пытается их решить. Если он продумал экскурсию, и там что-то оказалось не так – опять же, претензии только к себе. А в случае с туристической компанией, вы хотя бы деньги получите обратно».

Впрочем, один совет и для простого туриста имеется: не гонись за дешевизной. «Невозможна неделя в пятизвездочном отеле за 100 евро, - подчеркнула Майя Ломидзе. - И турист должен понимать, что он может оказаться последним клиентом такой компании и никуда не уехать». Из-за нашей несытой погони за дешевизной, кстати, в значительной мере и заваливается российский турбизнес: кто-то начал демпинговать, это имело гигантский успех, - при том, что общий спрос на путевки в прошлом году упал, у многих денег не хватило. И пришлось всем туроператорам торговать себе в убыток или около того.

Что же должно сделать для своих граждан государство? По мнению Майи Ломидзе, прежде всего следует внести давно назревшие изменения в федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ». Закон сам по себе неплохой. «Существует схема финансовой гарантии, - напомнила Ломидзе. - И эта схема достаточно эффективна: если бы ее не было, представьте себе, какое количество людей осталось бы без отдыха и без денег, и без надежды когда-либо их получить. Но возникает много вопросов по реализации этой схемы».

«Необходимо прописать в законе такие меры, которые в любой ситуации позволили бы туристу минимизировать свои расходы, а лучше их вообще избежать, - убеждена эксперт. – И минимизировать дискомфорт для человек, который не смог воспользоваться купленной путевкой. И в законодательстве должны быть прописаны меры по максимально возможному предотвращению таких резких и внезапных «исчезновений», как это произошло с «Ланта-тур». Пусть уж это происходит как минимум в рабочее время, а не в пятницу в 21:00. Пусть это делается несколько заранее, и не доводится до той критической точки, когда уже вопросы решаются исключительно путем создания штабов и подключения административных ресурсов».

Главный пункт, который должен быть внесен в закон, по мнению Майи Ломидзе – это саморегулирование турбизнеса. «Когда другие участники рынка могли бы, имея предварительную информацию о состоянии дел в компании, совместно выработать решение о смягчении удара, который переживает и сама компания, которой тоже сейчас очень непросто, - отметила исполнительный директор АТОР. -. Это не мошенничество и не злой умысел – руководители «Ланта-тур» не скрылись, они пытаются решить вопросы, но они по сути остаются один на один со своими проблемами. А саморегулирование позволяет эти вопросы решать коллегиально, задолго до наступления краха».

Леонид Смирнов