Posted 6 февраля 2012,, 11:10

Published 6 февраля 2012,, 11:10

Modified 30 января, 07:14

Updated 30 января, 07:14

Лоси бросаются под колеса от голода

6 февраля 2012, 11:10
Каждую зиму в Москве разыгрываются одни и те же трагедии: на Лосиноостровской случаются аварии с участием обитателей национального парка «Лосиный остров». Почему сохатых с таким упрямым постоянством тянет под колеса городских авто?

Каждую зиму в Москве разыгрываются одни и те же трагедии: на Лосиноостровской случаются аварии с участием обитателей национального парка «Лосиный остров». Почему сохатых с таким упрямым постоянством тянет под колеса городских авто?

В результате последнего столкновения лося с иномаркой погиб только рогатый виновник ДТП. Водитель Hyundai Sonatа отделался испугом, разбитым лобовым стеклом и вмятиной на корпусе машины. Такую относительно благополучную развязку дорожные коллизии с 700-килограммовыми «пешеходами» получают далеко не всегда. Почему они вообще происходят?

Одна из версий связана с гастрономическими пристрастиями лосей. Они обожают соль. И зимой балуют себя тем, что слизывают ее с тропинок парка. Увлеченные трапезой, потихоньку добираются до проезжей части… Никаких препятствий по пути гурманы не встречают: за много лет в Минприроды так и не нашли свободных средств на возведение забора вокруг «Лосиного острова».

Вот только, как замечают в парке культуры и отдыха «Сокольники», куда рогатые соседи забредают не реже, чем на Лосиноостровскую, преград для вылазок в город у животных и раньше не было, а активно мигрировать они начали всего лет шесть-семь назад. Там участившиеся побеги сохатых объясняют недостатком кормовой базы.

Отметим, МКАД делит территорию «Лосиного острова» на две неравные части. В московской, которая занимает 3 тыс. га из 12 тыс., обитает всего 12-15 особей (в областной – порядка 30). Проблема в том, что эти тысячи столичных гектар, в основном, засажены березами, а лоси едят осины, ивы и ели. Каждому нужно примерно по 20 кг коры и веток в день. Об этом рассказывает сотрудник «Сокольников», некогда работавший в отделе лесного хозяйства и благоустройства «Лосиного острова». «Когда нечего есть, - вздыхает, - едят, что найдут. В 2010 году был глубокий снежный покров, так дошло до того, что они стали повреждать кору рябины и остролистного клена. То, что дефицит кормовой базы есть, - это однозначно».

Он чреват не только для автовладельцев. Слоняясь по окрестностям, сохатые уже наведывались и в детский садик, и во дворы жилых домов, побывали даже в местном отделении полиции. А ведь некоторые довольно смутно представляют, чем отличается дикий лось от зебры в зоопарке. Взрослый самец, к примеру, одним копытом в легкую перешибает березу диаметром в 20 сантиметров. И бьет он, кстати, не задними ногами, а передними. Это на заметку тем сообразительным фотографам, которые, по аналогии с лошадью, боятся подходить к лосю с тыла, предпочитая светить вспышкой прямо в глаза.

«Так делать ни при каких условиях нельзя! – предупреждают в администрации «Сокольников». - Это крайне опасно! Речь идет о диком животном, которое, почувствовав малейшую угрозу, проявляет агрессию». Причем лесного жителя абсолютно не интересует, какие габариты и намерения у этой угрозы. Так, на взгляд мамы-лосихи, даже пятилетний человеческий детеныш представляет для ее отпрыска смертельную опасность.

«Наши – спокойные и неконфликтные», - отвечает на критику главный инженер «Лосиного острова» Алексей Сухоруков, имея в виду обитателей московской части парка. По его утверждению, лось, выросший в черте мегаполиса, разительно отличается от диких сородичей. «Он лояльнее относится к машинам, людям и стрессовым ситуациям», - успокаивает Сухоруков, добавляя, что на случай ЧП в парке «дежурит егерская служба, располагающая специализированным оборудованием для обездвиживания животных». Перенервничавшего «москвича» отвозят в область, чтобы тот смог отдохнуть от городской суматохи на просторе.

И все-таки водителям, пострадавшим по недогляду егерей, от этого знания не легче. Сухоруков парирует, что «работа ведется». Так, в 2011 году Министерство природы, в подчинение которого, напомним, и входит «Лосиный остров», заключило соглашение с Москвой о совместной опеке над парком. В том же 2011-м столичный департамент природопользования ссудил из бюджета 300 млн рублей на благоустройство территории федерального заповедника. Часть денег, как заверили «Росбалт», потратили на ограждения.

В самое ближайшее время, по данным Сухорукова, вдоль дорог, граничащих с парком, планируется возвести пять километров забора. Он уже изготовлен - осталось только установить. Одно «но»: специалисты предупреждают, что двухметровая преграда для лося никогда не была и не станет помехой. «Конечно, в стрессовой ситуации он может перепрыгнуть двухметровый забор, - соглашается Сухоруков, - но для наших это скорее исключение, чем повседневная практика».

Ясно, однако, что проблему недобора калорий ограда не решит. Лоси не начнут есть зерно, которым егерская служба подкармливает других обитателей парка, и, как и раньше, не побегут по подземным зверопроходам в областные леса (ими - темными, сырыми и шумными - пользуются исключительно дикие собаки). Деликатесные осины в «Лосинке» высаживать не собираются (не презентабельная порода). Это значит, что рогатым чревоугодникам останется либо окончательно переключить внимание на рябины, либо бросить силы на поиски новых подступов к людям.

Дарья Миронова