Posted 14 февраля 2012,, 10:31

Published 14 февраля 2012,, 10:31

Modified 30 января, 07:27

Updated 30 января, 07:27

Трагедия «112»: Москву отрезали от спасателей

14 февраля 2012, 10:31
Московская служба спасения расформирована. Операторы «112» формально перешли в МЧС, но пока никому не помогают. В машинах молчит 19-й радиоканал. Бывшие эмэсэсовцы думают, как спасти 16 лет работы.

Московская служба спасения расформирована. Операторы «112» формально перешли в МЧС, но пока никому не помогают. В машинах корреспондентов молчит 19-й радиоканал. Но в маленькой чайной на Каширке, как всегда, шумно: бывшие эмэсэсовцы думают, как спасти 16 лет работы.

«А что мы им можем предложить?» – строго гремит поверх остальных голосов статный бас. Говорящий имеет в виду ресурс Яндекс-пробки, на почтовый ящик которого накануне упало письмо от активистов закрытого МСС.

«Таймыр, ну а структура-то – армия автомобилистов-радиолюбителей, которые готовы оперативно подавать информацию по дорожной обстановке. Она есть, - это Паша-Минивэн, председатель координационного совета корреспондентов МСС. – Вот Планета ездил в Питер. Что там сказали?»

«Планета» - тоже Павел, юрист средних лет, худощав, дипломатичен, немного педант: «Мне удалось раздобыть телефон руководителя аварийно-диспетчерской службы «Питер», которая работает в первом канале сетки С. Эта служба аналогична МСС, но с некоторыми изъятиями: там нет методического центра. Она существует за счет взносов корреспондентов: в радиоканале, условно, заинтересованы 150 человек, они платят по 450 рублей в месяц. «Питер» покрывает весь город, контролирует дорожную обстановку, принимает информацию о ЧП и передает дальше. Она работает параллельно местным ГУВД, МЧС и пожарной охране, но никому на хвост не наступает. То есть в этом формате такая служба и в Москве может не вызывать аллергических реакций».

«Это все тупо до безобразия, - не выдерживает Таймыр. - Если человек заплатит членские взносы – значит, получит полный набор услуг. Если не заплатит – получит информацию о дорожной обстановке, не более того».

Московские корреспонденты привыкли работать по-другому. Без бюрократии. Есть радиостанция – слушаешь аварийную частоту. Можешь помочь – помогаешь.

«У нас нет никакого ранжирования, - объясняет Паша-Минивэн. - У нас есть… были до недавнего времени… резервисты (это обычные бухгалтера-строители-менеджеры, которые за свои деньги учатся спасать людей, а потом аттестуются на полигонах МЧС) и корреспонденты – добровольные помощники, которые оборудуют свой автомобиль радиостанцией для экстренной связи с оператором 19 канала на CB-диапазоне. Цель – безопасность на дорогах. И вообще в городе.

Каждый корреспондент обучен. Он знает, что нужно передавать, в какой последовательности. Например, ДТП. Случилось на глазах. Сначала корреспондент должен обеспечить собственную безопасность, потом собрать информацию о случившемся: требуется ли помощь, сколько пострадавших, есть ли разлитие бензина - чтобы не бегать от радиостанции к месту аварии и обратно. Собрал – выходит в канал. Если есть пострадавшие - кричит «брейк!»: все молчат, слушают. Мало того, если корреспондент проходит неуверенно, другие корреспонденты обязаны ему помочь с ретрансляцией».

Операторы call-центра еще в момент приема сигнала, начинали работать: один набирал «скорую», другой – «02» или МЧС. Жертва еще не повесила трубку, а в дверь уже звонят: помощь. Операторов в смене – 25. Сообщений в день – до 20 тыс.

«Еще пример, - вставляет молоденькая Лена, четыре последних года спасавшая людей по телефону. - Звонит женщина: только что разговаривала с мужем, он едет с севера к Москве по трассе, телефон не выключился, но муж перестал говорить – просто перестал. Как помочь?»

«Как-как! Звонишь автоответчику, набираешь кнопочку 1…», - все смеются. Хотя никому не смешно.

«Это вот сейчас так будет, а тогда оператор позвонил мужу этой женщины и предложил: «я сейчас буду перечислять вам трассы, когда назову ту, по которой вы едете, постучите по телефону». Перестукиваясь, выяснили примерное нахождение, дали в канал объявление: разыскивается такой-то автомобиль на такой-то трассе. Пять часов. Снег. Корреспонденты останавливались, протирали окна, протирали номера, искали эту машину. Нашли – инсульт».

«Другой пример, - поддерживает водитель минивэна, - «Служба спасения, я упал в колодец». Человек вышел из гостей. Вы где находитесь? «А я не знаю…» Голос пьяный».

«Паш, а что далеко ходить? – перебивает юный, краснощекий, пышущий здоровьем и силой Вася-Агасфер. - Года два назад. На волне прошло, что человек попал в подвал. В какой именно, никто не знает. Поехали искать».

Лена: «И нашли. Узнали, от кого вышел. Связались, спросили, где живет, в каком районе - круг уже сузился. Человек упал на стройке. Какая там стройка - ищем».

«Не всегда нам звонят: улица, дом, подъезд такой-то, - прибавляет Минивэн. - Это бывает крайне редко. Чаще адрес описательный. Что вы видите? Дом, знак. Магазин. Вывеска такого-то цвета… Что делает оператор? Звонит в пожарную. Или в такси. Они знают город лучше всего».

«А теперь попробуй объясни это автоответчику», - ядовито итожит Василий.

В службе спасения на момент закрытия было зарегистрировано две с половиной тысячи корреспондентов. И столько же – сочувствующих, неофициальных волонтеров с радиостанциями. Минивэн работает менеджером в компании по продаже шоу-оборудования. Таймыр – системный администратор Андрей. Василий-Агасфер никогда не признавался, кто он. А Планета, как уже сообщалось, разумеет законы. Еще за сдвинутыми столами в ароматной тесноте чайной сидят Максим, известный под позывным «Владимир 393», и его жена «Отличница». Вика почти восемь лет подряд умудрялась совмещать статусы корреспондента, резервиста и оператора экстренного пульта.

«Чуть-чуть не дотянула до восьми, - вздыхает «номер 190». - Много чего бывало за эти годы. Но всегда была установка: принять и помочь. Грабеж это, пожар, избиение либо просто потребность поговорить. У нас не так много психологических служб, и люди зачастую не запоминают их семизначные номера. Они знают кнопу экстренного вызова. Плохо – нажимают ее.

Дети звонят. Были случаи, когда дети вызывали своим мамам или пожилым родственникам «скорую» через нас. Мне мальчик лет 12 звонил, чтобы друга спасти, который решил сброситься с крыши. С детьми очень сложно. Нельзя им не верить. Они могут просто бросить трубку. У нас установка всегда была такая: мы абонентов не воспитываем, мы их выслушиваем и адекватно реагируем на их призывы о помощи. Иногда они, конечно, просто балуются: мы четко знаем расписание уроков в школе. Ложных звонков было много. Но в случае того мальчика информация подтвердилась. Ребенка спасли».

«Была еще маленькая девочка, - вспоминает Виктория. - Лет пяти-шести. Среди ночи звонила и плакала: мама куда-то делась, а им в отпуск улетать… В процессе разговора выяснилось, что мама - врач-гинеколог. И маму, видимо, срочно вызвали к роженице. Держали девочку, созванивались с ней в течение всей ночи, пока мама не пришла…».

«Не давали ребенку спать, в общем», - шутит Андрей.

Операторов «112», несмотря на их опасения, все же перевели в штат МЧС. Правда, договоры заключили срочные – на полгода. Что будет после? Вика пожимает плечами. Сейчас они заняты методической работой. Перспективы туманные. К 2017 году планируется создать единую российскую систему приема экстренных вызовов от абонентов всех сотовых сетей и МГТС. Но кто будет отвечать на звонки в ближайшую пятилетку?

«Понятно, что «01», «02» и «03» продолжают существовать, но до них и так дозвониться сложно, а что начнется теперь - когда все наши звонки перешли на них? – спрашивает «190». – Какую кнопку нажимать, если у тебя ночью трубу с горячей водой прорвало или ты в колодец на стройке провалился? Люди однозначно понимают, что к пожарным и к «скорой» с этими вопросами никак. Значит, остается «02». Там за голову хватаются».

По прогнозу Павла-Минивэна, «самое пекло» начнется летом – ближе к дачно-купальному сезону. А если еще учесть запланированное на июль расширение Москвы… Суть проблемы пересказывает Павел-юрист: «служба «скорой» не может принять адрес области. Она не может его принять не из вредности, а физически: у нее в компьютере диспетчерском есть только московские адреса». «То же, - продолжает, - с телефоном. У московской «скорой» нет выхода на восьмерку. Она может передать информацию только тем подстанциям Подмосковья, у которых номера семизначные - в Люберцы, в Балашиху, Красногорск и Одинцово. Вот вам бюджетная организация».

Дров подкидывает тезка Планеты: «Если москвич попадет в ДТП в Подмосковье, велика вероятность, что помощь к нему не приедет. Он будет звонить в Москву, потому что не знает областных номеров, а вызовы из московской области пультом «02» не обрабатываются».

А это для сравнения из практики МСС. Звонок: «Меня несет на рифы!» В процессе общения выясняется, что помощь нужна яхтсмену. Не раздумывая над географией, ведомственной принадлежностью и прочими тонкостями, мужчина просто набрал на мобильном три цифры. Тоже спасли: «связались с местными властями, нашли людей, которые знают, кто занимается этим делом. Вышли на какую-то часть, нашли его в этом море, связали и отбуксировали в порт».

«А мы вот с Василием не раз ездили на пожары – как добровольцы. На пожары, на поиски, - делится Максим, который Владимир. - Знаменитый ледяной дождь – и тогда посильно помогали. Видное. Город парализован – транспорт не ходит, электричества нет. Приехали с бензопилами и элементарно начали спиливать деревья, которые угрожали обрыву ЛЭП. Очищали, убирали – все на полном энтузиазме. Наши машины, наше пропитание, наши инструменты. Мы ничего не просим. Только одного, может: не мешайте. Но нас почему-то воспринимают как помеху, которая не дает спокойно жить. Гораздо проще, кончено, закрыть глаза и не знать о мелких проблемках других людей».

Операторы МСС оказались, как они сами говорят, «оторванными от корреспондентов» – источника информации. Но команда не распалась. И задача номер один для этой команды – сохранить оперативные 9-й и 19-й радиоканалы, чтобы все-таки принимать и, по возможности, передавать данные о состоянии московских дорог. А еще добровольцы надеются, что те опыт и знания, которые за 16 лет наработали операторы службы, не затеряются под кипой согласовательных бумажек и методик.

Со временем, хочется верить, расформированная служба в точности повторится в государственном уже центре «112». Или даже, как обещано, станет лучше, могущественнее, шире. Но только трагедия в том, что у кого-то может элементарно не быть этого времени…

Дарья Миронова