Posted 22 февраля 2012,, 12:00

Published 22 февраля 2012,, 12:00

Modified 1 апреля, 02:35

Updated 1 апреля, 02:35

Бизнес отмахнулся от беременных

22 февраля 2012, 12:00
Будущие мамы снова вышли на улицу с пикетом. На этот раз – к Фонду социального страхования РФ. Женщины потребовали денег для детей, а для себя - пособий и вовремя. Проблема невыплат «декретных», по словам экспертов, в России давно стала массовой.

Будущие мамы снова вышли на улицу с пикетом. На этот раз – к Фонду социального страхования РФ. Женщины потребовали денег для детей, а для себя - пособий и вовремя. Проблема невыплат «декретных», по словам экспертов, в России давно стала массовой.

Молодые мамы и беременные, выстроившись в яркую линейку у здания Фонда соцстрахования (ФСС), пускают в лицо полицейским мыльные пузыри – чтобы показать, как лопаются обещания чиновников. Женщины и один сочувствующий им мужчина требуют денег и «простую систему выплат пособий».

Суть претензий неполучательниц в следующем: есть застрахованное лицо, есть работодатель и есть страховщик, но нет между ними согласованности. По идее, работодатель должен выплатить подчиненной пособие, а ФСС эту сумму затем должен компенсировать за счет страховых взносов. Но, увы, по факту система все чаще сбоит, и женщина либо вовсе остается без денег, либо получает пособие частично.

Почему? Вариантов может быть несколько. Самый распространенный – исчезновение работодателя. Так, например, пропал босс 29-летней Ольги Чикиной – аккурат когда пришло время платить ей за материнство. Оля проработала в ООО «Квадротелеком» два года. Работала не одна, а с сотней коллег, которые в один прекрасный день попросту испарились. «Ни по фактическому, ни по юридическому адресу этой фирмы нет, - рассказывает пикетчица. - Обращались и в прокуратуру, и в правительство. Уже и судимся. Уже и исполнительные листы на руках, а денег все нет. ФСС отписывается: если компания у вас исчезла, то мы ничем помочь не можем».

Второй путь к бегству от материальной ответственности перед беременными сотрудницами – пустой лицевой счет. Работодатель на месте, принимает корреспонденцию, но кроме этого ничем не занимается и потому денег на счете не имеет. В такой ситуации закон №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предлагает незадачливому коммерсанту обратиться за спонсорством к страховщику. Однако коммерсанты этот пункт расценивают вовсе не как обязанность, а как некое абстрактное право, которым можно не пользоваться. Женщинам же прямой путь в ФСС закрыт. Вернее, затруднен бюрократическими преградами: принеси заявление от работодателя, докажи, что он кому-то еще что-то должен. А как доказать, если он ей одной, горемычной, и должен?

Да почти никак. По словам директора Центра социально-трудовых прав Елены Герасимовой, только 20% женщин удается после суда восстановиться на работе или вернуть свои законные пособия. Причем у некоторых за время разбирательств дети успевают вырасти. Средняя задолженность перед обманутой российской родительницей - 50-60 тыс. рублей. Ежегодно пособия не получают тысячи.

Еще одна причина их не платить – наличие у работодателя задолженностей по обязательным платежам в бюджет. На грани сюра: шеф беременной, умалчивая о каких бы то ни было задолженностях, просит денег у территориального органа ФСС. Ему, не ведая подвоха, их дают. Но как только средства капают на пустой счет фирмы-должника, согласно распоряжению налоговой инспекции, их принудительно с него списывают - в счет уплаты задолженности. Круг замыкается, и будущая мама оказывается за его пределами: ФСС все выплатил, а работодатель-де и сам которые сутки на хлебе да воде.

«Учитывая, что у нас 30% женщин в стране рожают в одиночку, можно представить размеры ямы бедности, в которую их толкают вместе с детьми, - возмущается одна из организаторов протестной акции, представитель консорциума женских неправительственных организаций Татьяна Саблина. - И тут все будет зависеть исключительно от того, поддержит ли эту маму семья, отдадут ли ей родственники последние крохи или она все-таки вынуждена будет отдать ребенка в детдом».

Эта ситуация, по мнению пикетчиц, только выглядит тупиковой. Если исключить работодателя из цепочки выплат пособий, все ее звенья встанут на места, а механизм перестанет давать сбои и начнет выдавать рубли. Собственно, к такому же выводу пришли накануне участники заседания в Общественной палате РФ. Более того, присутствовавший на заседании председатель Фонда социального страхования Сергей Афанасьев рассказал об экспериментальных площадках в Нижнем Новгороде и Карачаево-Черкессии, где еще в прошлом году стали налаживать прямые контакты с роженицами. Судя по отчетам местных чиновников, проблему задолженностей там сегодня полностью разрешили.

Афанасьев сообщил, что в 2012-м в стране запустят еще шесть таких «пилотных» точек. В том числе – в Новосибирске, Хабаровске, Великом Новгороде, Тамбове. А к 2014 году новая система начнет действовать повсеместно. Правда, как опасается эксперт комитета ОП РФ по правам семьи и детей, президент общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер, эффект может получиться обратный: если сейчас работодатели мало-мальски мотивированы на выплату взносов в Фонд социального страхования (неизвестность в образе беременной и требовательной сотрудницы – чем не стимул?), то переход на усеченную схему сдвинет хату бизнеса на край. И поступления в ФСС могут заметно оскудеть.

Кроме того, Альтшулер обратил внимание на то, что по-прежнему остаются нерешенными вопросы назначения пособий не работавшим мамам, женщинам, работавшим, но мало, и тем, которые бы предпочли не работать, посвятив все свободное время воспитанию малыша, но не могут из-за едва ощутимых в быту детских пособий.

Дарья Миронова