Posted 28 февраля 2012,, 11:50

Published 28 февраля 2012,, 11:50

Modified 30 января, 07:51

Updated 30 января, 07:51

Как убивали Политковскую

28 февраля 2012, 11:50
Показания бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова позволили практически полностью восстановить картину убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Кроме того, экс-милиционер дал показания по «делу Хлебникова».

Следственный комитет РФ закончил основные следственные действия в отношении бывшего сотрудника ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, который обвиняется в соучастии в убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. В ближайшее время материалы в отношении него будут выделены из общего уголовного дела в отдельное производство и переданы в суд.

Генпрокуратура признала, что Павлюченков выполнил все условия сделки с правосудием, в том числе дал исчерпывающие показания о подготовке преступления. Из них следует, что «заказчиками» убийства могли быть Борис Березовский и Ахмед Закаев, а в обсуждениях нападения принимали участие бывший чеченский чиновник Шамиль Бураев и сотрудник ФСБ РФ Павел Рягузов.

Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, СК РФ выполнил основные следственные действия в отношении Дмитрия Павлюченкова. В частности, на днях была закончена психиатрическая экспертиза, признавшая его вменяемым. Всю прошлую неделю бывший милиционер под видеозапись давал показания в присутствии сотрудника Генпрокуратуры РФ (именно с этим ведомством Павлюченков заключил сделку с правосудием). В результате в надзорном ведомстве признали, что обвиняемый выполнил условия соглашения – дал полные и исчерпывающие показания об обстоятельствах преступления и роли в нем остальных фигурантов расследования. Более того, Павлюченков добровольно изъявил желание помочь СК РФ в раскрытии другого резонансного убийства – расстрела главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова - и сообщил подробности подготовки этого нападения.

В ближайшее время материалы в отношении Павлюченкова выделят в отдельное производство, и он получит возможность начать с ними знакомиться. Предполагается, что уже в мае дело передадут на рассмотрение в суд. Бывший милиционер заявил, что хотел бы, чтобы слушания прошли в особом порядке, то есть без судебного следствия.

«Показания Павлюченкова позволили восстановить практически всю картину убийства Анны Политковской», - отметил источник агентства в правоохранительных органах. Как следует из показаний, в июне 2006 года из-за рубежа в Москву прилетел чеченский "авторитет" Лом-Али Гайтукаев. В столице он сразу встретился со своим знакомым, начальником 4-го отдела Оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы Дмитрием Павлюченковым. Гайтукаев сообщил, что ему поступил крайне выгодный «заказ» от бывшего лидера чеченских боевиков Ахмеда Закаева, который, в свою очередь, действует в интересах опального олигарха Бориса Березовского. «Заказ» состоял в необходимости организовать наблюдение за некой журналисткой «Новой газеты». Ее фамилию Гайтукаев называть не стал, передав Павлюченкову только адрес редакции, адрес прописки журналистки и номер ее машины. Стоит отметить, что ранее Павлюченков уже неоднократно выполнял подобные поручения Гайтукаева.

Милиционер выставил наблюдение у редакции «Новой газеты», но автомобиль «объекта» там не появлялся несколько дней. Начальник отдела ОПУ связался с Гайтукаевым и высказал свое удивление. Тот пообещал прояснить ситуацию. Вскоре "авторитет" сообщил, что Политковская находится в Лондоне, но скоро оттуда вернется. По версии следствия, в Англии в этот момент журналистка встречалась с Закаевым, Березовским и экс-сотрудником ФСБ Александром Литвиненко. Причем свидетели утверждают, что между ними произошел конфликт.

Как только Политковская вернулась в Москву, Гайтукаев вновь встретился с Павлюченковым. Он передал ему аванс за работу в размере $150 тыс., при этом попросив «не жалеть» денег на операцию. Во время беседы присутствовал бывший глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев. Гайтукаев отметил, что у «заказчика» есть особое пожелание: всю «работу по журналисту» желательно закончить к началу октября (7 октября день рождения Владимира Путина). В этом случае участники операции будут отдельно премированы по $10 тыс. каждый.

Из полученных денег Павлюченков передал родственнику Гайтукаева Наилю (под этим именем скрывался исполнитель убийства Рустам Махмудов) $13 тыс. Этому же человеку сотрудник милиции, по просьбе «авторитета», вручил пистолет с глушителем. Оружие он получил от своего знакомого, работника одной из логистических компаний Москвы. «Заявления некоторых адвокатов о том, что на пистолете обнаружено женское ДНК, а значит, Махмудов непричастен к убийству, являются полной чушью, - отметил источник агентства в правоохранительных органах. - Это оружие прошло через множество рук, и там могли остаться чьи угодно следы ДНК. Существует масса доказательств и показаний свидетелей, четко указывающих, что пистолет Павлюченков передал Махмудову, а тот из него совершил убийство».

За Политковской было установлено постоянное наблюдение, которое осуществляли подчиненные Павлюченкова – Олег Шошин, Дмитрий Лебедев, Кирсанов – и его знакомый Червоне Оглы. В случае, если у Политковской происходила какая-либо важная встреча, начальник отдела ОПУ тут же докладывал об этом Гайтукаеву. В какой-то момент Павлюченков понял, что оказался втянут в совсем «нехорошую» историю и предложил другим сотрудникам ОПУ устранить «авторитета». Таким образом, можно было бы прекратить слежку за журналистом, а аванс не возвращать. Однако подчиненные Павлюченкова рассказали о его планах Гайткаеву - возник конфликт.

Вскоре «авторитет» был арестован по обвинению в организации покушения на бизнесмена на Украине, а Павлюченков снял наблюдение с Политковской. После этого к нему приехал знакомый сотрудник ФСБ РФ Павел Рягузов (он также дружил с Лом-Али) и передал распоряжение Гайтукаева возобновить слежку. Потом из СИЗО по телефону стал звонить с аналогичными требованиями и сам «авторитет». В какой-то момент он сообщил, что все руководство операцией переходит к только что освободившемуся из мест лишения свободы бывшему сотруднику РУБОП Москвы Сергею Хаджикурбанову. Последний потребовал от Павлюченкова прекратить общение с Рягузовым, о результатах слежки докладывать лично ему, а также вернуть аванс за вычетом уже потраченной суммы.

Согласно версии Павлюченкова, после этого его участие в наблюдении за Политковской было чисто номинальным. Он «прикрывал» на работе своих подчиненных, которые следили за журналисткой. О результатах работы Хаджикурбанову докладывали Лебедев и Шошин.

3 октября 2006 года Хаджикурбанов встретился с Павлюченковым и попросил его передать посты наблюдения за Политковской от сотрудников ОПУ трем братьям Махмудовым – Рустаму, Ибрагиму и Джабраилу. 7 октября, по данным СК РФ, Рустам Махмудов застрелил Анну Политковскую в подъезде дома на Лесной улице из оружия, переданного ему Павлюченковым.

Как уже сообщал «Росбалт», СК РФ через Генпрокуратуру направил запрос о правовой помощи в Англию, где скрываются Березовский и Закаев. Однако ответ на него до сих пор не получен. «Исходя из тех материалов, что сейчас находятся в уголовном деле, главными подозреваемыми на роль «заказчиков» убийства Политковской являются Закаев и Березовский», - отметил источник «Росбалта» в правоохранительных органах. По его словам, «заказчики» были воодушевлены тем, как на Украине развивались события после убийства журналиста Гонгадзе (преступление привело к многочисленным митингам против президента Леонида Кучмы), и хотели, чтобы расстрел Политковской вызвал аналогичные акции протеста в России. Они полагали, что убийство в день рождения Путина население непременно свяжет с ним самим.

Также в ходе допросов Павлюченков дал показания по «делу Хлебникова». По его словам, в 2004 году тот же Гайтукаев попросил организовать силами ОПУ слежку за главным редактором русской версии журнала Forbes. За несколько дней до убийства (оно было совершено 9 июля 2004 года) «авторитет» попросил передать посты наблюдения от милиционеров к нескольким жителям Чечни.

Александр Шварев