Posted 4 марта 2012,, 16:22

Published 4 марта 2012,, 16:22

Modified 1 апреля, 02:26

Updated 1 апреля, 02:26

"Карусель" полного цикла?

4 марта 2012, 16:22
Удостоверения, корпоративные сим-карты, справочники наблюдателей, выдержки из закона «Об основных гарантиях избирательных прав», инструкции «что делать, если...» - этим утром многие собирались в УИКи, как на войну. И оказалось, приготовления были не напрасными.

Удостоверения, корпоративные сим-карты, справочники наблюдателей, выдержки из закона «Об основных гарантиях избирательных прав», инструкции «что делать, если...» - этим утром многие собирались в УИКи, как на войну. И оказалось, приготовления были не напрасными.

«Началось», - вздыхает координатор штаба общественной организации «Гражданин наблюдатель» Юлия Дрогова, вешая трубку. Только что она приняла очередную жалобу: на Арбате закончились все 1350 открепительных. До выборов еще два дня. Пытаясь перекричать сотовые коллег и одновременно пробегаясь глазами по полкам в поисках нужных брошюр для краткосрочных помощников, Юля продолжает: «Нарушения? Самые разные». «Это и невыдача открепительных удостоверений, которые просто закончились, - тут она кивает на потухший мобильный. - Это значит, что их выдали в диких совершенно количествах, в которых никогда раньше не выдавали. Кроме того, сейчас уже известны попытки покупки открепительных удостоверений. Случаи подкупа избирателей - повсеместны. Требования администрации брать открепительные и голосовать на определенном участке по месту работы...»

"Вы верите, что наблюдатели могут что-то изменить?" "А я не верующая, - просто говорит Юля. - Я на факты полагаюсь. А факты пока повторяют декабрьский сценарий. Но делай, что должен, и будь, что будет. Вы поймите одно: если на выборах в Госдуму было пятьсот наблюдателей, то сейчас их уже три тысячи. И это только от нашей организации".

...Семь утра. Воскресенье. Но город и не думает досыпать законную ночь. Оживает. В нашем четырехколесном наблюдательном пункте - трое. Корреспондент "Росбалта", преуспевающий 32-летний строитель Владимир (рулевой "мобильной группы") и совсем молоденький Виталий - ему 19, он учится на юрфаке МГУ, от зубов знает избирательное право и на дух не переносит "карусельщиков". Вместе с нами на улицы выехали уже 60 экипажей с "Гражданами наблюдателями".

Первый сигнал - на участке №908. Сюда пришли пять студентов Московского государственного медуниверситета имени И.М. Сеченова и требуют внести их в дополнительный список на основании временной регистрации в общежитии. Заявления на включение в такой список молодые люди не писали, тем более не слышали, что делать это нужно минимум за три дня до голосования, но все же жаждут "исполнить гражданский долг". Председатель УИК Галина Маркелова - категорически за. Не жалея себя, она бегает с этажа на этаж, призывая полицейских разобраться с обезумевшими наблюдателями, которые "грубо нарушают конституционные права российских граждан".

Поясним. Согласно п. 17 ст. 17 закона "Об основных гарантиях " №67 ФЗ, те, кто временно оказался на территории избирательного участка и желает проголосовать по дополнительному списку, могут это сделать только в трех случаях: при наличии временной регистрации по месту пребывания, при прохождении военной службы, и если работать приходится на предприятии с непрерывным производственным циклом. Реализовать это право закон позволяет единственным способом - не позднее, чем за три дня до начала процедуры голосования, написав заявление в УИК.

В этом месте дискуссии, когда победа, казалось бы, уверенно закрепилась за наблюдателями, госпожа Маркелова ходит конем: есть у нее заявления, причем все - с нужными датами. "Так ведь еще вчера не было!" - не выдерживает Ксения Дашина, член комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ. А в ответ слышит "не спрашивали, значит". Ксения возвращается к студентам: писали? Мотают головами испуганно. "У председателя УИК заявления с вашими подписями". Четверо продолжают отрицать свое авторство, а пятый неожиданно бросает "нафиг этого Путина" и уходит.

"А ведь еще только утро, - комментирует наблюдатель Никита. - У меня папа работает на соседнем участке. Там (только вот звонил) тоже какие-то проблемы с дополнительными списками".

Едем. И действительно: на участке №1033, который курировал отец Никиты Александр, по дополнительным спискам прошли 17 сотрудников местного продовольственного магазина "Снежинка". Мы же помним, что такое право имеют исключительно предприятия непрерывного цикла? В "Снежинке" персонал продает продукты и зубную пасту с 9 утра до 11 вечера, но, как рассудил УИК, по степени ответственности стоит в одном ряду с работниками АЭС.

Александр рассказывает, что на участке №1034, который находится в том же здании этажом ниже, в дополнительных списках оказались еще 120 фамилий. Здесь нас окрикивают - представительница правоохранительных органов и председатель комиссии. Никаких интервью. Все разговоры на территории УИК и за 50 метров от нее трактуются как агитация. Нас просят на выход. А Москва на глазах делится на два по какой-то причине непримиримых лагеря - наблюдателей и официальных членов избиркомов.

Официальные лица, нервно улыбаясь, рапортуют: "Нарушений нет". И незаметно провожают к выходу. Наблюдатели, улучая минутку наедине, шепчут, что "отношения напряженные", что жалобы подписывают не сразу, а некоторые вообще не подписывают, что пугают полицией и нехотя показывают протоколы. "Что здесь было... Вначале внесли урны, при нас их опечатали и куда-то унесли, - рассказывает один из членов УИК №1022 с правом совещательного голоса. - Мы попросили снова их при нас распечатать и запечатать. Все решили устно. Но ситуация достаточно сложная ".

Еще сложнее пришлось наблюдателям на 908-м участке - том самом, откуда поступил первый тревожный вызов и куда теперь, по словам операторов мобильного call-центра, набежало целое полчище иногородних студентов с активной гражданской позицией, но без заявлений. На этот раз постояльцы "Сеченовского" общежития настроены по-боевому.

"Вы понимаете, что вы в настоящее время совершаете преступление?" - отчаявшись достучаться до председателя комиссии Маркеловой, наблюдатели взывают непосредственно к нарушителям. Тем не менее к столику "дополнительный список" тянется очередь человек в 30. При этом хвост ее постоянно обновляется.

У каждого избирателя - паспорт и рукописное заявление: "Прошу вписать меня в дополнительный список УИК №908 и разрешить голосовать" (образец, как заведено во всех бюджетных учреждениях, лежит на парте, рядом с чистыми листами бумаги). Члены избиркома покорно внимают просьбам студентов.

"Это наше конституционное право - голосовать", - отрезает девушка по имени Екатерина. "А закон?" - спрашивают у нее. "А мне до него нет дела".

Как выяснилось, заявление, о котором в утреннем споре вспомнила госпожа Маркелова, действительно было - общее для всех студентов. Его составила директор общежития Надежда Порохова, грубейшим образом нарушив тем самым законодательство РФ. "Точно по такой же схеме эти студенты могут прийти в любой другой участок и проголосовать еще и там, - предостерегает юрист "Гражданина наблюдателя" Виталий Белобородов. - Закон не зря вводит трехдневный минимум - чтобы исключить возможность "карусели".

Но вот не исключили. По данным главы Корпуса наблюдателей "За чистые выборы" Дениса Паньшина, в ситуационный центр "Выборы 2012" поступило более тысячи жалоб на нарушения при голосовании, еще 1325 выявили сами наблюдатели. Из 75 тыс. избирательных участков, на которых работают участники корпуса, отчиталось более 25 тыс. Согласно их информации, голосование началось не вовремя на 287 участках, наблюдатели не были допущены на 104 участка, секретность голосования была не соблюдена на 512 участках, веб-камеры отсутствовали или некорректно работали на 400 участках, ящики для голосования перед опечатыванием оказались не пусты на 22 участках.

Обстановка в УИКах во многом схожа с тем, что творилось там в декабре. Такое мнение высказал руководитель отдела мониторинга выборов ассоциации "Голос" Андрей Бузин. Он указал на то, как меняется структура нарушений. "Если на думских выборах было много сообщений о вбросах и "каруселях", то сейчас больше о принуждении к голосованию, о подвозе людей к участкам, которые голосуют, но не имеют прописки в Москве", – отметил эксперт.

Впрочем, официальная позиция с такой постановкой проблемы, понятно, не совпадает. Глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, например, тоже сообщил о некоторых подозрениях в честности процедуры голосования на отдельных участках, но сам же их и развеял. В частности, по его словам, не подтвердилась информация о якобы замеченной "карусели" на участке № 691. При этом на участке № 1129 действительно был организован подвоз граждан на автобусе, однако "карусели" также не было зафиксировано. С участка № 1556, как сообщил Горбунов, поступила информация, что сотни людей голосуют по открепительным удостоверениям, в то время как таких граждан там насчитывалось только 25. Кроме того, с участка № 3086 пришла информация о массовой доставке избирателей, тогда как они на самом деле находились в списках избирателей от предприятий непрерывного цикла.

Дарья Миронова