Posted 16 марта 2012,, 11:25

Published 16 марта 2012,, 11:25

Modified 1 апреля, 02:14

Updated 1 апреля, 02:14

«Музеон»: скульптурам предстоит аттестация

16 марта 2012, 11:25
Идея благоустройства парка «Музеон» выглядит несколько «позитивно и пресно» на фоне политических и даже иных архитектурных баталий. В известном смысле, речь идет «о борьбе хорошего с еще лучшим».

Идея благоустройства парка «Музеон» выглядит несколько «позитивно и пресно» на фоне политических и даже иных архитектурных баталий. В известном смысле, речь идет «о борьбе хорошего с еще лучшим».

Район этот хорошо знаком всей культурной Москве. Вокруг Центрального дома художников (ЦДХ) расположена приличной площади территория, ограниченная Крымским валом, Крымской набережной, долгим Мароновским переулком и коротким 3-м Голутвинским переулком. Общая площадь – 19 га, и по большей части это – зелень, что для центра Москвы уже само по себе очень приятно.

Перемежается зелень со скульптурами самого разного вида. Вскоре после августа 1991 года свезли сюда «Железного Феликса» - памятник Дзержинскому с Лубянки, также Калинина, еще, помнится, розового гранитного Сталина с отбитым носом, невесть откуда взятого. Тут же появилась и большая композиция памяти узников ГУЛАГа – солидных размеров стена-клетка, набитая гранитными камнями, на которых кое-где двумя-тремя ударами высечены черты человеческой физиономии.

Вообще, у стороннего человека возникает впечатление какого-то «стихийного освоения» данного уголка. Кому-то это все нравится - особенно по контрасту с заорганизованностью столичного центра. Уж точно, было бы крайне жаль, если бы эту территорию застроили, пусть даже и «объектами культуры», какими-нибудь аттракционами и т.п.

На самом деле, парк «Музеон» - городское учреждение культуры. И проектом его дальнейшего окультуривания занимается человек, который разрабатывал еще самый первый проект «Музеона» в 1992 году, возвращался к этой территории еще много раз и, наконец, получил прямой заказ правительства Москвы – профессор МАРХИ Евгений Асс.

«Замысел начала 1990-х предполагал некий парк скульптуры, - рассказал Евгений Викторович «Росбалту». - Где собирались бы уличная и парковая скульптуры без особого кураторского и искусствоведческого контроля, хотя там есть и выдающиеся вещи. Туда, например, были свезены памятники советской эпохи, убранные с площадей Москвы – Дзержинский, Калинин и т.п. Такой некрополь советской политической скульптуры».

«Постепенно парк стал засоряться лишними функциями, - продолжал собеседник агентства. - В нем нашло приют огромное количество уличных художников – в смысле, продающих свои работы на улице, заполняющих набережную и часть парка. Потом появились там не особенно высококачественные учреждения питания, а также просто какой-то мусор».

Не так уж плохо, на невзыскательный отечественный вкус, получилось. Тем не менее, профессор Асс обратил внимание корреспондента «Росбалта» на ряд обстоятельств.

«Сейчас Крымская набережная - это довольно странное место, - отметил архитектор. - Где, с одной стороны, торгуют художники, а с другой – никто не гуляет. Хотя прямая связь между парком и рекой прекрасно работает в соседнем парке Горького и совершенно не работает здесь».

Вот эту связь Евгений Асс с коллегами и хотят установить. Дать Крымской набережной заработать на полную мощность потому особенно важно, что она как бы «разрывает» пешеходный маршрут, который проходит в центр с самых Воробьевых гор.

«А дальше, еще одна мечта наша – сделать пешеходную связь между набережной и островом – вывести на «Красный октябрь» и связать «Музеон» с культурным кластером, который там сложился», - рассказал профессор.

Если, конечно, «культурный кластер» - выставочный уголок на стрелке Москвы-реки – сохранится. Но сейчас на это надежды есть. А дальше пешеходный маршрут планируется продлить аж до того, будущего парка, который, по замыслу мэрии, появится на месте бывшей гостиницы «Россия». Конечно, профессор Асс сожалением признает, что снять движение автотранспорта с Кремлевской набережной вряд ли возможно, - но, тем не менее, пешие путешественники будут довольны.

С Крымской же набережной авторы проекта хотели бы движение снять. Если уж не совсем, то, скажем, на выходные дни и активную часть вечера (трудно сказать, насколько это удастся). Дабы предназначенная для отдыха территория задышала полной грудью. Вплоть до задействования прибрежной части акватории – плавучая площадка на понтонах.

«Моя мечта – создать на набережной второй уровень, - поделился планами автор. - Прототипом чего могут служить парижские набережные, где есть верхний уровень с автомобилями, а нижний уровень на понтонах, с перепадом высот от трех метров, целиком пешеходный, и там можно загорать летом. Это пока какие-то наброски, с которыми мы будем обращаться к городским властям».

Другая часть проекта касается судьбы скульптур. «Появился новый куратор скульптурной коллекции – известный культуролог Сергей Никитин, - и сейчас мы вместе работаем над концепцией размещения скульптуры в парке, - рассказал Евгений Асс. – Там много выдающихся произведений, но много и второстепенных, и второсортных работ. Со всем этим надо серьезно разбираться. Чтобы не просто «рассыпать по газонам кое-как», - а воплотить действительно художественный замысел».

Что касается «Железного Феликса» и других свергнутых советских памятников, то они-то как раз останутся. Само по себе качество этих скульптур, работу орденоносных мастеров кураторы оценивают весьма высоко. Экспонировать монументы станут, «не выпячивая их политического смысла». Он, впрочем, и сейчас «не выпячивается» - политически это было «свежо» в момент, когда их только привезли туда, вывороченными из пьедесталов, а на памяти еще были августовские баррикады и вся советская жизнь до того…

Те же скульптуры, что будут признаны второсортными (а их действительно пруд пруди), выбрасывать или же обзванивать авторов и предлагать забрать домой – не будут. Все состоит на балансе парка и сохранится в запасниках.

Леонид Смирнов