Школьников «ударили» в религию

С 1 сентября во всех школах страны появится новый предмет - основы религиозных культур и светской этики. Образовательная инициатива властей вызывает много вопросов у экспертов, педагогов и родителей

С 1 сентября во всех школах страны появится новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики». Хорошо это или нет? К чему такая спешка? Кто и как будет преподавать? По поводу новой образовательной инициативы властей возникает много вопросов. На главный из них – нужен ли вообще этот предмет? - эксперты, педагоги и родители отвечают однозначным «нет!».

Окончательное решение о введении в школьную программу новой дисциплины принято правительством РФ в феврале. Утвержден план мероприятий на 2012-2013 годы, разработаны учебники и методички. Но готово ли общество к таким переменам?

По мнению заместителя председателя комитета по образованию Госдумы РФ Олега Смолина, дело не в том, насколько быстро правительство намерено внедрить новый предмет в образовательную систему. Сам факт введения религиозного образования в школьную программу - принципиально неверное решение. «Дело в том, что действующее законодательство и так позволяет давать детям религиозное воспитание не только в конфессиональных школах, например, в православных, но и в государственных муниципальных. Правда, делать это можно только по просьбе родителей, с согласия детей и органов управления образования и, подчеркну, на факультативной основе. Мне кажется, что этого вполне достаточно», - сказал собеседник «Росбалта».

Сейчас предлагается ввести основы религиозной культуры и светской этики с 4 класса, что вызывает немало споров. «Почему именно с четвертого класса, а не с первого, - недоумевает Смолин. - Ведь совершенно ясно, что в таком возрасте ребенок не созрел для этого».

Эксперт делится и другими своими опасениями. Например, не приведет ли разделение детей по разным модулям (в зависимости от конфессии) к росту конфликтов на религиозной почве? «Вместо желаемой толерантности мы можем прийти к противопоставлению детей по религиозным основаниям», - предостерегает он. Не понимает эксперт и еще одного: если власти хотят позаботиться о нравственности подрастающего поколения, то зачем при этом сокращают курс литературы? «Она ведь всегда считалась более мощным средством нравственного воспитания, чем любые проповеди, за счет того, что укладывала ценности на образный ряд», - поясняет Смолин. Пока остается нерешенным вопрос и о том, кто будет преподавать детям новоиспеченную дисциплину. По словам депутата, в верхах говорят, что бремя это падет на учителей истории и литературы. Насколько они будут подготовлены для этого? «Даже будучи профессором философии, я бы за это не взялся», - делится эксперт.

Достаточно ли учителям будет пройти краткосрочные курсы и пролистать только что отпечатанные учебники, чтобы уже в сентябре посвящать малышей в основы мировых религий, приоткрывать перед ними завесы их собственных верований, при этом не ущемив ничьих интересов? Время покажет. Собеседник «Росбалта» же настаивает на том, что факультативов по основам религий, естественно, в более старших классах для школьников было бы вполне достаточно.

Его точку зрения разделает и Сергей Волков, учитель русского языка и литературы столичного центра образования № 57. Он признался, что сама идея изучать в школе основы религий кажется ему неплохой. «Религия – часть культуры, и подобный предмет – отличная возможность для ребят познакомиться с ней, задать интересующие вопросы», - говорит учитель. Плохо другое. По его словам, школьная программа и так перегружена, на введение еще одного предмета физически не хватит времени. Значит, он будет теснить другие? «Уровень успеваемости по основным предметам сейчас и так упал, хотя для их изучения есть и опытные учителя, и выстроенные годами методики. Вместо того, чтобы добавить часов на изучение этих дисциплин, от них еще «откусывают» часть времени, чтобы ввести предмет, для которого нет ни традиций, ни преподавателей, ни методик. Понятно, что педагогические вузы или институты повышения квалификации напишут учебники и отчитаются перед высшим руководством. Но кто будет по ним преподавать?», - задается вопросом педагог. Те же учителя литературы, истории, которые не достаточно сведущи в вопросах религии, чтобы преподносить детям столь тонкую дисциплину.

Сергей Волков также опасается, что кое-где нововведение может стать способом насаждения какой-то одной религии. «Введение дисциплины проходило в тестовом режиме в нескольких регионах. В некоторых из них, как мне известно, детей принуждали посещать предмет (определенный его модуль) вне зависимости от их желания и вероисповедания», - делится собеседник "Росбалта". Он считает, что посещать такие уроки дети должны добровольно. Или не посещать. Ведь в реальности многие школы не в силах сделать так, чтобы каждый ученик мог изучать именно тот из шести модулей, который он выбрал. Для этого просто не хватит учителей.

Педагог рассказал, что уже есть случаи, когда ходить на уроки по основам христианства приходилось детям, представляющим другие конфессии. «В этом нет ничего плохого. Вне зависимости от вероисповедания дети должны знать основы других религий. Главное, чтобы эти уроки не превращались в пропаганду, - считает Волков. - У нас много верующих учителей, которые не так тонки, чтобы отделить просвещение от пропаганды. А дети всегда чувствуют, когда на них оказывается давление, и начинают противодействовать». Эксперт уверен, что не тонкая организация процесса может повредить делу. А все что массово, все не тонко. То, как детям будут преподносить новую дисциплину, будет зависеть от конкретных мест и конкретных людей.

Сам Волков, по его словам, преподавать основы религии точно не стал бы. «Я много работаю и изучать что-то новое не готов, - объясняет он. - Это интересный предмет, но его можно было бы сделать отдельным модулем в рамках истории или литературы». На вопрос о том, много ли в их школе учеников, представляющих разные конфессии, педагог ответить затруднился. «Я не могу опрашивать учеников на эту тему», - пояснил он. Если даже выяснить верования детей учителям сложно, то как вообще можно вводить столь деликатную дисциплину массово?

Отрицательно относятся к инициативе властей и родители. Активистка движения «Московские родители» Галина Шнайдер считает, что вводить основы религии в четвертом классе слишком рано. «В этом возрасте дети еще в куклы играют, они не способны воспринимать такую информацию», - говорит она. Кроме того, в каждой семье свои религиозные взгляды, свои традиции, в которых воспитываются дети. Шнайдер опасается, что дома малышам будут говорить одно, в школе другое, и у них останется полный сумбур в голове. Ее чадо в этом году тоже пойдет в четвертый класс, но вопрос о том, какой модуль выбрать, в их школе пока не поднимался. Для своего ребенка Галина выбрала бы светский курс, для общего ознакомления, но признается, что сама идея изучать такой предмет ей не по душе. «Порой даже старшеклассники, а иногда и взрослые люди, не готовы к обсуждению подобных тем. Зачем забивать голову религиозными вопросами малышам? - не понимает активистка. - И потом, кто будет преподавать, эту дисциплину, какие у него будут взгляды, как он будет преподносить эту информацию ребенку?»

Вопросов пока больше, чем ответов. Все собеседники "Росбалта" сошлись в одном — идея введения нового предмета, возможно, и неплохая, но сырая, недоработанная. Не спросили родителей, не поинтересовались мнением самих детей, да и о том, кто и как будет преподавать основы религии, не очень подумали. Инициатива властей может сказаться на успеваемости ребят, или спровоцировать между ними конфликты. Но решение принято, и с 1 сентября новый предмет появится во всех школах страны. Может, власти просто поторопились?

Анна Семенец