Волонтеры «в законе»

Рабочая группа Комитета Совета Федерации по социальной политике приступила к разработке концепции законопроекта о волонтерстве. Сенаторы и практики добровольческого движения намерены выработать инструменты законодательного регулирования этой сферы.


Рабочая группа Комитета Совета Федерации по социальной политике приступила к разработке концепции законопроекта о волонтерстве. Сенаторы и практики добровольческого движения намерены выработать инструменты законодательного регулирования этой сферы. 

Как сообщила «Росбалту» руководитель юридической службы НП «Юристы за гражданское общество» Ольга Свириденкова, за основу сенаторы взяли разработанную ими концепцию закона. По словам юриста, документ предполагает единое системное регулирование привлечения физических лиц к безвозмездной деятельности.

Свириденкова объяснила, что сейчас подобная деятельность определяется двумя понятиями: «волонтерство» или «добровольчество». По действующему законодательству волонтеров вправе привлекать только оргкомитет «Сочи-2014», а к помощи добровольцев могут прибегать лишь благотворительные организации или организации, осуществляющие благотворительную деятельность.

Таким образом, действующее законодательство сдерживает развитие добровольческого движения в РФ. Поэтому условия привлечения волонтеров должны быть едиными для всех, считает юрист.

При этом, по словам собеседницы агентства, их концепция также предполагает наличие определенной ответственности - как для волонтеров, так и для организаций, их привлекающих.

«Добровольцы зачастую получают какое-то оборудование для осуществления своей деятельности и должны нести ответственность за его сохранность. Но и организаторы должны понимать, насколько рискованной может быть деятельность волонтеров в тех или иных условиях», - объяснила Свириденкова.

По мнению юриста, в идеале все должно обговариваться в договоре между организатором и волонтером. «Но для того, чтобы стороны пошли на это, необходимость заключения договора должна быть прописана законодательно», - считает юрист.

Если к помощи добровольцев могут прибегать только государственные или некоммерческие организации, имеющие на то законодательные основания, как быть со студентами, которые, не создавая никаких официально зарегистрированных структур, ездят в дома престарелых, привозят им гостинцы, нужные вещи, устраивают концерты? Или с поисковыми отрядами, которые и численности то своей не знают толком, но в нужный момент (даже в ночи) собираются по первому зову, хватают рюкзаки с обмундированием и отправляются на поиски пропавших стариков, детей?

По мнению Свириденковой, проблема состоит в том, что такие инициативные группы фактически действуют вне рамок закона: нигде не прописана возможность осуществления подобной деятельности. А нужно ли ее прописывать? По мнению собеседницы агентства, - да!

«Можно рассмотреть ситуацию, когда некие молодые люди под видом волонтеров приходят к бабушке, а потом у нее из квартиры пропадают ценные вещи. Во избежание подобных историй и необходимо законодательное регулирование», - отмечает эксперт.

По ее словам, в законе непременно должно быть установлено не только право инициативной группы на ту или иную деятельность, но и указываться в каком правовом поле они должны ее осуществлять.

Желание юристов прописать как можно больше тонкостей понятно. Но станут ли молодые люди возлагать на себя «ответственность», которую планируется закрепить за ними в законе, чтобы в свое свободное (а порой и не очень) время помогать людям? Не лучше ли в таком случае просто отсидеться дома, чем соблюдать кучу ненужных формальностей. Ведь желание творить добро – штука хрупкая, она легко разбивается о бюрократические препоны.

По словам Свириденковой, этот вопрос также не останется без внимания. Она подчеркнула, что все нормы будут серьезным образом прорабатываться, в том числе с учетом мнения практиков, которые давно «в теме» и могут с практической точки зрения сказать, в каком случае та или иная формулировка сможет стать препятствием для работы волонтеров.

В том, что все эти вопросы будут тщательнейшим образом прорабатываться и согласовываться с практиками добровольческого движения, заверил корреспондента «Росбалта» и руководитель рабочей группы, член комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Борисов.

«В рабочей группе задействовано множество практиков, которые имеют прямое отношение к волонтерству. На первой встрече мы обсуждали вопрос необходимости создания отдельного закона в этой области. Вопрос оказался спорным: одни соглашались с необходимостью разработать проект федерального закона, другие высказывались о том, что в этой области достаточно и регионального законодательства, третьи настаивали, чтобы ограничиться внесением изменений в действующие положения. К примеру, представители Оргкомитета «Сочи-2014» предложили решить вопросы, связанные с оформлением отношений с волонтерами, не дожидаясь появления отдельного документа», - рассказал Борисов.

По его словам, поиск «золотой середины» и будет основной задачей рабочей группы.

«Государство должно продемонстрировать свое отношение к волонтерам, причем, сделать это по принципу «не навреди». Нельзя забюрократизировать эту сферу, чтобы не отбить у людей желание что-либо делать», - считает собеседник агентства.

Он согласился: чтобы заниматься добрыми делами, закон не нужен. Но государство должно поддержать добровольческое движение. Будут ли это какие-то преференции, госгарантии, социальное страхование людей, которые этим занимаются? Может быть. Пока все это является предметом обсуждения, отметил сенатор.

«Но основная цель создания законопроекта – не контролировать, а поддержать волонтеров», - подчеркнул он. Собеседник агентства также добавил, что окончательно концепция НП «Юристы за гражданское общество» в качестве основной еще не утверждена и сейчас рабочая группа продолжает собирать предложения по совершенствованию законодательства, в том числе и от представителей добровольческого движения.

По словам Борисова, волонтеры занимаются благородным делом и по отношению к ним должна применяться позитивная дискриминация: при прочих равных они должны пользоваться преимуществами при приеме в вузы, на работу.

Правда, несмотря на благие намерения, сами представители добровольческого движения особого доверия инициативе властей не выказывают. Более того, они считают, что волонтерство в дополнительном законодательном регулировании не нуждается.

«Опыт работы крупнейших московских волонтерских сообществ показывает, что существующей законодательной базы вполне достаточно для нормальной деятельности и развития добровольческого движения», - заявил «Росбалту» директор Союза волонтерских организаций и движений Владимир Хромов.

По его словам, сейчас волонтерские сообщества, действительно, фактически бесправны перед лицом администраций тех учреждений, в которые они приходят: больницы, детдома, пансионаты, интернаты. Но закон о волонтерстве вряд ли поможет решить эту проблему.

«И сейчас любое юридическое лицо может заключить с администрацией учреждения гражданско-правовой договор или рамочное соглашение о взаимодействии. Для этого в Гражданском кодексе достаточно оснований. Но также администрация может в любой момент расторгнуть такой договор или просто не пустить волонтеров под любым предлогом, например, объявив карантин или сославшись на незначительное нарушение правил. И это уже вопрос культуры взаимодействия всех сторон, а не законодательного регулирования», - считает эксперт.

По его мнению, такие ситуации решаются либо путем договоренностей, либо не решаются вообще. «Сложно, практически невозможно с помощью закона описать все случаи, которые могут возникнуть в жизни. А если и описать – это ничего не гарантирует: в России много разных законов, и столь же успешно они нарушаются», - заметил эксперт.

При этом, добавил Хромов, существует реальная опасность, что новый закон может установить рамки, которые будут мешать развитию волонтерства. Или негативные изменения будут внесены позднее.

«В России есть концепция развития добровольчества, которой предусмотрены волонтерские книжки. Многие волонтеры, особенно сообществ и НКО, не связанных с государством, не хотят их получать. В законе же, например, можно прописать, что если волонтер хочет приходить в больницу, он должен иметь такой документ. Крупные сообщества будут вынуждены эти книжки навязывать своим добровольцам. Но во многие медицинские и социальные учреждения  волонтеры могут прийти как частные лица, и отсутствие документа им не сможет помешать. Таким образом, часть организованного волонтерства уйдет «в тень». Аналогичные процессы мы много раз наблюдали в экономике – попытки усилить контроль приводят к обратным результатам. У незарегистрированных же сообществ вовсе нет юридического лица, они под действие закона не попадут», - объяснил собеседник агентства нецелесообразность разработки законопроекта.

Он также добавил, что все стабильно действующие НКО прописывают внутренние правила для волонтеров, и если администрации учреждений предъявляют требование, чтобы у волонтеров была сменная обувь – они ходят в сменке. Для этого также не нужно отдельного закона.  

«Многие НКО всерьез опасаются, что пользуясь благовидным предлогом, государство или отдельные ведомства попытаются включить в закон нормы, которые впоследствии позволят им ограничивать права волонтерских сообществ или поставить их под контроль», - предостерег Хромов.

Он опасается, что благодаря нововведению добровольческое движение смогут обязать, например, участвовать в крупных государственных акциях, чего сейчас сделать нельзя.

Какой будет новая концепция законопроекта о волонтерства – пока не ясно. Но как рассказал «Росбалту» руководитель рабочей группы, документ планируется подготовить уже к осенней сессии в Госдуме.

Анна Семенец

 

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.