Posted 5 мая 2012,, 17:00

Published 5 мая 2012,, 17:00

Modified 1 апреля, 01:28

Updated 1 апреля, 01:28

Марш имени миллионов

5 мая 2012, 17:00
Российская оппозиция имеет естественное желание испортить Владимиру Путину инаугурацию. Ближайшие выходные покажут, будет ли торжество власти действительно омрачено, или же, напротив, глава государства получит дополнительный подарок.

Российская оппозиция имеет естественное желание испортить Владимиру Путину инаугурацию. Ближайшие выходные покажут, будет ли торжество власти действительно омрачено, или же, напротив, глава государства получит дополнительный подарок.

Большое оппозиционное шествие было загодя опрометчиво названо «Маршем миллионов». Опрометчиво, потому что уже сразу было понятно: никаких миллионов не будет. Автором названия или лозунга выступил лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов – прирожденный оппозиционер, большого риска человек. От протестной линии не отступал, голодовки держал, в стяжательстве замечен не был. Но вот эмоции временами захлестывают. В ходе последних митингов Удальцов постоянно порывался «не уходить с площади, пока Путин не уйдет от власти». Но в итоге на площади, аки святой Симеон Столпник, не находится. Что в очередной раз доказывает: публичные заявления – штука опасная.

И когда под конец новоарбатского митинга 10 марта Удальцов торжественно провозгласил задачу – вывести на первомайскую демонстрацию миллион москвичей, более здравомыслящей части демонстрантов стало несколько неловко.

Наиболее емко и лаконично выразился лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. «На «Марш миллионов» пойти невозможно, потому что никаких миллионов там не будет, - подчеркнул он. - Я, наверное, схожу - как обычный гражданин».

Действительно, оппозиционные, но легальные политические партии официально не участвуют в марше, который организует внесистемная оппозиция. Но благосклонно относятся к походу своих членов как частных лиц. «Мы будем участвовать не как партия, выйдем без атрибутики, - сообщил «Росбалту» пресс-секретарь партии «Яблоко» Игорь Яковлев. – Но, в общем, акцию поддерживаем и призываем своих сторонников к ней присоединиться. В личном качестве, кто захочет. Вот, Сергей Сергеевич Митрохин придет». О планах Григория Явлинского на завтрашний день у Яковлева информации не было.

«Официального решения мы не принимали о том, что мы организованно участвуем, - отметил руководитель юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев. - Но партийным организациям нашим мы дали разрешение действовать, как они считают нужным. Я думаю, что подавляющее большинство наших сторонников и товарищей завтра будут участвовать в индивидуальном порядке».

Партия «Справедливая Россия» более решительно отмежевалась от марша устами своего лидера Сергея Миронова, который заметил, что надо уважать выбор народа, который избрал Путина.

Сколько же все-таки придет демонстрантов – вопрос, занимающий всю политизированную общественность. Гадать, вероятно, бесполезно.

«Если придет 50 тыс., то это слава, если 10 тыс. – то это ничья, если несколько тысяч – то это поражение, - подчеркнул в беседе с корреспондентом сочувствующий оппозиции политолог, генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин. - 10 тыс. гарантированно придет – не может быть, чтобы не пришли. Насчет 50 тыс. – есть очень сильные сомнения».

Собеседник агентства отметил немало обстоятельств, затрудняющих проведение подлинно массового шествия. «Во-первых, часть оппозиционеров хотела придти на Пушкинскую, а часть – на Болотную. Это создает некие проблемы, - заметил Игорь Бунин. - Во-вторых, майские праздники, очень много людей уехало. В-третьих, так называемые общественники не очень участвовали в этой акции – я не слышал ни о Борисе Акунине, ни о Леониде Парфенове. В основном, это делается руками политиков. Владимир Рыжков болен пока, тоже не участвует. Делают все Борис Немцов, Сергей Удальцов – малыми силами».

Наконец, по мнению эксперта, «не очень понятен сам замысел». «Радикалы хотят идти на Кремль, а карнавал хотят устроить просто умеренные участники, - напомнил Бунин».

Но даже если считать, что «сам-то замысел понятен» - показать Путину, что он не всем отец и не безраздельно правит, все равно, ситуация не очень благоприятствует оппозиции. Подготовка марша шла тяжело. Снять «миллионный лозунг» не захотели (хотя надо бы), а вот от первомайской демонстрации отказались, предоставив это коммунистам, сами же демократы сконцентрировались на дате 6 мая, перед самой инаугурацией. Наиболее горячие оппозиционные головы даже хотели судиться с властью за то, что она майские выходные так сгруппировала, чтобы 6 мая максимальное число москвичей выехало за город и на демонстрацию не пошло! Они, вероятно, плохо представляли, какой гнев массы добропорядочных дачников они готовы были на себя навлечь и как дискредитировали саму демократическую идею.

Согласование маршрута проходило по уже «испытанной модели»: организаторов неудержимо тянуло на Манежную и площадь Революции, власти же отодвигали их подальше от Кремля. И, наконец, когда времени уже было в обрез, согласовали старый испытанный маршрут: от Калужской по Якиманке на Болотную. Сбор с 15:00, начало шествия в 16:00, митинг разрешен до 19:30.

Что особенно интересно: заявленное число участников – 5 тыс. человек. Миллион и пять тысяч –разница в 200 раз. Причем, организаторов особо предупредили, что за превышение будут наказывать. Какой-то «сюр» получается, однако.

Другой особенностью весеннего этапа борьбы можно считать «угасание авторитетов» лидеров. В самом деле, вот кому адресована разрешительная бумага руководителя департамента региональной безопасности Москвы Алексея Майорова: «Бакирову И.В, Давидису С.К., Лукьяновой Е.А., Митюшкиной Н.Л., Удальцову С.С.» Конечно, ответ дан заявителям, а заявители – не обязательно лидеры. Но видно, что «грандиозная плеяда» политиков и деятелей культуры, овеянная снегом зимних митингов, чуть ли не «растаяла» весной. И на первый план выдвинулись действительно два Сергея: Удальцов и немногим пока известный Давидис.

«У всех общественников – у Парфенова, Акунина – свои дела, – объяснил ситуацию Игорь Бунин. - Они не политики, Акунин роман заканчивает. У них общественный протест достаточно силен, но они не хотят становиться политиками, это невозможно. А Удальцов и Навальный – политики, они этим живут и хотят стать премьерами-президентами»

«Борис Немцов – в силе целиком и полностью, - напомнил Бунин. - Владимир Рыжков – так сложились обстоятельства, заболел. Я думаю, что разница между левыми и правыми в данном случае незначительна, потому что главное для них протест против власти. Пока еще расколы политически вторичны. Единственные, кого они не приемлют – это националисты, но их практически и нет. А между Удальцовым, Навальным, Рыжковым – пока границы стираются».

Со стороны власти лаконичней всех высказался известный публицист охранительного направления Виталий Третьяков. «На мою страницу в Твиттере пришло сообщение от Бориса Немцова: дескать, мэрия все разрешила. И приглашение принять участие в марше, - заметил он в своем блоге. - Я ему написал, что обязательно приду миллионным участником, если он мне пообещает (и поклянется), что без меня будет 999 999 человек. Ответа я пока не получил».

По мнению политолога и депутата Государственной думы Вячеслава Никонова, правящий класс более не боится оппозиции, но президенты, как уходящий, так и вновь избранный, не могут допустить, чтобы агрессивные демонстранты сорвали им торжественную процедуру передачи власти.

«Я не думаю, что сейчас оппозиция переживает лучшие времена, - заметил Никонов «Росбалту». - Владимир Путин достаточно убедительно победил на выборах. И как было написано на одном из транспарантов, «наступила весна, болото высохло».

«Единственное, чего власть не может допустить – это серьезных беспорядков, которые могут стать негативным фоном для инаугурации, - подчеркнул Никонов. - Хотя негативный фон в любом случае будет: очевидно, все западные СМИ, ведущие телеканалы передадут картинку протестующих, и это будет главным событием для них. Естественно, президент не может допустить каких-то срывов в процессе инаугурации. Ни Путину, ни Медведеву абсолютно не нужно, чтобы единственной новостью в ближайшие дни были картинки из Москвы с разбитыми физиономиями».

Помимо разрешенного марша, планируются акции неразрешенные. И если, скажем, Эдуард Лимонов просто бойкотирует легальную акцию, красноречиво объясняя «соглашателям», кто они такие, то некто Марк Гальперин, пожелал во что бы то ни стало митинговать на Манежной и даже подал заявку на 25 тыс. участников. Получив естественный отказ, Гальперин заявил, что пойдет самовольно.

Среди организаторов легального марша есть от души сочувствующие нелегальным коллегам. Тот же Сергей Давидис в своем блоге пишет: «Организаторы шествия и митинга планируют завершить митинг не позднее 18:30, чтобы те его участники, которые захотят, смогли принять участие в мирном протесте на Манежной площади, который начнется в 19:00».

Так что, по всей видимости, какое-то противостояние будет. Однако, как показали те же зимние события, нелегальная массовка бывает весьма невелика. «Настоящих буйных» повяжут и развезут по околоткам.

«Протест начнет переходить в социальную сферу и становиться более дробным, но гораздо более широким, - считает Павел Кудюкин. - Толчок социальному протесту даст сама власть, когда уже вновь сформированное правительство начнет реализовывать свои планы. Тут-то и окажется, что те ожидания, которые были порождены во время избирательной кампании, не оправдываются. А вот крайне неприятные для большинства жителей России идеи реализованы, хотя бы частично, будут. Насчет пенсионного возраста – это будет не в первую очередь. С этим постараются потянуть. А вот что касается роста тарифов на ЖКХ, реализации в полном объеме ФЗ-83 и соответственный скачок платности социальных услуг - это будет».

Леонид Смирнов