Posted 4 июня 2012,, 14:01

Published 4 июня 2012,, 14:01

Modified 1 апреля, 01:01

Updated 1 апреля, 01:01

«Бабушкин прикол»: кич или национальная идея

4 июня 2012, 14:01
Триумф «Бурановских бабушек» на «Евровидении» повлек предсказуемое продолжение. Уже заявлен гастрольный тур артисток, а новый министр культуры предложил организовать ежегодный фестиваль народного творчества на их родине.

Триумф «Бурановских бабушек» на «Евровидении» повлек за собой вполне предсказуемое продолжение. В Интернете без труда можно найти перечисление городов и местечек, куда «Бабушки» приглашены на гастроли. А самое главное – новый министр культуры уже предложил организовать новый ежегодный фестиваль народного творчества на родине серебряных призерок.

Инициативу Владимира Мединского, как сообщается, естественно, тут же поддержали глава Удмуртской Республики Александр Волков, и лидер всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» Николай Мусалимов. Ожидается, что фестиваль, по предсказанию министра, «станет местом межэтнического общения, пропаганды национальной культуры, обучения исконным занятиям предков, воссоздания энергетики и обаяния культурной среды». А в недалеком будущем его можно будет «проводить в федеральных округах на условиях долевого софинансирования федерального и регионального бюджетов».

Собственно говоря, ничего другого ожидать было и нельзя. А вот насколько таким перспективам можно и нужно радоваться – вопрос не столь очевидный. И дело здесь, конечно, не в персоне министра культуры РФ.

Вопросов несколько. Хорошо ли для самих «Бабушек» в почтенном возрасте – и с далеко не эстрадным жизненным опытом – пускаться в постоянные гастроли? Смогут ли они сами отказать антрепренерам, когда сочтут приглашения излишними (наверняка не смогут)? Не обернется ли «серебряный билет» на мировую сцену бессовестной эксплуатацией пожилых женщин?

Это с одной стороны. Есть еще другая: а насколько новый поворот власти лицом к народному творчеству будет действительно полезен для российского общества? Оно что, «фольклор заказывало»? Где, в какой форме этот «социальный заказ» выражен? Интерес к бабушкам – это разве к фольклору как таковому интерес? И кто станет главным выгодоприобретателем нового минкультовского начинания? В том числе и в финансовом выражении.

Все эти вопросы возникают помимо вопросов о том, как относиться к самому успеху «Бурановских бабушек». А здесь тоже отношение не у всех однозначное.

Для начала обратимся к мнению общепризнанного музыковеда-фольклориста в лице профессора Московской консерватории Вячеслава Щурова. Вердикт профессионала как раз оказался нелицеприятным до чрезвычайности.

«Посмотрел выступление Бурановских бабушек на «Евровидении» - и очень сильно рассержен. Увиденное, а точнее услышанное, не имеет никакого отношения к фольклорной традиции, - пишет профессор Щуров в «Православии и мире». - Да, они поют среди прочего, совсем чужеродного, и удмуртские народные песни. Но традиция удмуртского народного пения – красивое многоголосие. Представляющие же Россию на конкурсе «бабушки» поют примитивно, в унисон и к тому же ужасно фальшиво».

«Фольклор – это высокое искусство, – подчеркивает профессионал. - В селах встречаются замечательные певцы, которые прекрасно интонируют. А это – какой-то бессмысленный ор, окруженный к тому же компьютерными звучаниями, которые к такому ору абсолютно не подходят. А уж когда они начинают петь нечто совсем пошлое на исковерканном английском, – это просто срам! «Бурановские бабушки» поют народные песни, совершенно не подходящие ни к их характерам, ни к их лицам, ни к их возрасту. Это, на мой взгляд, полная профанация, карикатура. Просто стыдно посылать такую группу представлять Россию».

Меньше всего хотелось бы огорчать самих «Бабушек». В конце концов, в их оценке положительные мнения явно преобладают. К слову сказать, один из главных аргументов в защиту «Бабушек» - они не хуже Димы Билана! На этом, не сговариваясь, настаивали опрошенные корреспондентом «Росбалта» эксперты.

«Те, кто ругает «Бурановских бабушек», наверно, никогда не слышали, как поют без микрофона Дима Билан и другие короли нашего шоу-бизнеса. Есть основания полагать, что они в этом отношении, во всяком случае, не хуже всех других, кто выступал, в частности, в этом году вместе с ними на «Евровидении». Выглядели они точно не хуже, были чрезвычайно обаятельны, номер поставлен был неплохо», - отметил культурный обозреватель Григорий Заславский.

«Бурановские бабушки» умеют петь: свой репертуар они поют нормально, - подчеркнула музыкальный критик Марина Гайкович. - Но именно на «Евровидении» у них была другая песня, специально для этого сочиненная и им навязанная, – и вот там, мне кажется, их успех лишь в том, что это очень экзотический коллектив для тех, кто голосовал. Это самобытный фольклорный коллектив, который заметили и вывели, можно сказать, в лидеры эстрады. Я к «Евровидению» очень снисходительно отношусь – не считаю, что это какое-то отношение к искусству имеет. А сам коллектив, пожалуй, даже поинтереснее тех же Димы Билана или «Блестящих».

«Это лучше, чем Билан, чем молодые девушки с длинными ногами – это просто здорово, - констатировал киновед и культуролог Даниил Дондурей. – Какое тут качество пения? У них оно, как и у Билана! И это не имеет никакого значения. В супер-попсовых коммерческих попаданиях качество продукта не имеет значение. Это выдающееся потребительское попадание. А уж про музыку – это вы идите в консерваторию».

Оставив в покое Диму Билана и отталкиваясь от позиции Вячеслава Щурова, есть смысл задаться вопросом: в каком ключе пойдет организация фестивального дела? Если «образцом, от которого станут танцевать», окажется их номер на «Евровидении», о котором, собственно, все критики говорят, что уж это-то точно никакой не фольклор. Судьи-то будут кто? Главы республик с губернаторами?

В конце концов, мы и в более ранние времена вдоволь нагляделись псевдонародных халтурщиков – в СССР их было очень много, потому что фольклор поощрялся государством, а, скажем, «рок» находился в загоне. Сколько тогда было на эстраде причудливых гибридов, когда на полуголых танцовщиц надевали богатырские шлемы, а под инструментарий ВИА труднопонятного происхождения певцы гнусавили о любви к родным осинам. Потом многие из них с удовольствием сбросили фольклорную «нагрузку» вместе с «комсомольской». Но теперь ведь снова «деньги дают».

И потом, хорошо, в СССР было много очень даже профессиональных народных коллективов. Но – завоевал ли фольклор сердца позднего советского мира? Очевидно, нет. Завоевали совсем другие – те, кто как раз у государства ходил в пасынках. Так что, мы снова ту же пластинку запускаем?

Что на самом деле так порадовало и европейскую, и российскую публику в «бабушках»? На этот счет имеются мнения тоже вполне аргументированные.

«Это стечение обстоятельств невероятное, - подчеркнул в беседе с корреспондентом «Росбалта» киновед и культуролог Даниил Дондурей. - Когда все три-четыре противостоящих культурных лагеря или культурных тренда сошлись по отношению к одному и тому же продукту. Это народная, гламурная и официальная культура. И молодежная, кстати. И культура среднего класса, и народ, который ненавидит средний класс. И официальная власть с ее патриотизмом. И вот, для них для всех это невероятно здорово и стебно, точнее, круто! Это круто и для людей, едущих в Volvo и Lexus. И для сидящих в пивнушках, и в кремлевских кабинетах, и на молодежных тусовках в ночных клубах».

В таком же добродушном тоне «Бабушки» оказались поддержаны со стороны бардовского мира. «В самом начале, когда они где-то на каком-то концерте в Москве выступили, - это было прикольно, – рассказал председатель совета учредителей Московского центра авторской песни Игорь Каримов. - Бабки поют так, как они поют в своей деревне – без всяких знаний сольфеджио. Любое неиспорченное дело всегда интересно. Умеют они петь или не умеют – а черт их знает? Вместе им так хорошо, и это видно на лицах».

Устал, значит, народ во всем мире от густопсового информационного и музыкального потока. Что верно, то верно – здесь «эмпирический взгляд» вполне подтверждает выводы культурологов. Значит ли это, что общество готово серьезно погрузиться в фольклор? Это совершенно ниоткуда не следует.

Прежде всего как раз собеседники агентства призывают к тому, чтобы – признавая успех «Бурановских бабушек» позитивным и заслуженным – ни в коем случае не пытаться его тиражировать. А уметь ценить то, что состоялось – и для общества, и для самих «Бабушек».

«Это не есть то, что может быть размножено. Это экспромт, и он может быть ценен только здесь и сейчас. Это стреляет только один раз. А вот, если кто-то «Ивановских бабушек» выставит, вот тогда уже начнут судить, умеют они петь или нет».

Так же считает Даниил Дондурей: «Я только предупреждаю, что повторить это можно еще один, максимум два раза. Нельзя сегодня в каждой деревне устраивать бабушкинские или дедушкинские слушания. Это не тиражируемый продукт».

Увы! Как шоу-бизнес, так и политика крайне нечувствительны к предупреждениям насчет «нетиражируемых экспромтов». «К сожалению, этих бабушек сейчас вырвут из привычной нормальной жизни, - предсказывает Григорий Заславский. - Министерство культуры вполне уже официально готовит их гастрольный тур от Москвы до Владивостока, и над этим совершенно серьезно работают чиновники одного из департаментов – поддержки современного искусства. И вот это самое печальное. Потому что у нас даже самое хорошее мгновенно превращается в бизнес-проект. В ту самую «национальную идею», из которой содержание мгновенно улетучивается, а вся эта пошлятина пиаровская выходит на первый план».

Леонид Смирнов