Posted 17 июля 2012,, 12:13

Published 17 июля 2012,, 12:13

Modified 1 апреля, 00:22

Updated 1 апреля, 00:22

Зампреду ВЭБ вернули обвинения

17 июля 2012, 12:13
Следственный департамент МВД РФ отменил собственное решение снять обвинения с первого зампредседателя "Внешэкономбанка" Анатолия Балло. Он и двое других фигурантов дела вновь стали обвиняемыми в мошенничестве.

Следственный департамент МВД РФ отменил собственное решение снять обвинения с первого зампредседателя "Внешэкономбанка" Анатолия Балло. Он и двое других фигурантов дела вновь стали обвиняемыми в мошенничестве.

Как сообщили "Росбалту" адвокаты одного из фигурантов расследования, на 17 июля следователь СД МВД РФ Дмитрий Полищук вызвал к себе Анатолия Балло, бывшего гендиректора инвестиционного фонда "Евразийский" Александра Лагутина и учредителя "Евразийского" Станислава Светлицкого. Защитники предполагали, что их ознакомят либо с постановлением об отмене меры пресечения, либо вообще с постановлением о закрытии дела. Ведь еще 3 июля начальник управления СД МВД РФ Павел Лапшов подписал документ, которым отменил постановления о привлечении Балло, Лагутина и Светлицкого в качестве обвиняемых. В деле они остались фигурировать только в качестве подозреваемых.

Однако сегодня Дмитрий Полищук предъявил им новый документ за подписью уже замначальника СД при МВД РФ Сергея Бородулина, которым постановление Лапшова было отменено. Таким образом, Балло, Лагутин и Светлицкий вновь стали обвиняемыми. Меру пресечения им оставили прежнею: Балло – залог, Лагутину и Светлицкому – подписку о невыезде. В постановлении Бородулина сказано, что обвинения были сняты преждевременно, поскольку не выявлено движение по счетам денег, якобы похищенных путем мошенничества, не установлена рыночная стоимость компании «Югводоканал», не проведены другие следственные действия. Примечательно, что документ датируется 10 июля. А в этот день Балло, Лагутина и Светлицкого следователь как раз ознакомил с постановлением, благодаря которому с них были сняты обвинения.

Одновременно Дмитрий Полищук предъявил обвиняемым постановление о проведении подчерковедческой экспертизы договора займа, подписанного Балло и Лагутиным. «Зачем она нужна? - удивились защитники. - Оба и не отрицают, что подписывали этот документ». Так же в СД сообщили, что ожидают ответа на запрос в Швейцарию, куда, по версии следствия, и ушли деньги, вырученные в ходе мошенничества.

Напомним, еще в августе 2011 года ГСУ ГУ МВД РФ по Москве возбудило уголовное дело в отношении "неустановленных лиц", которые совершили мошенничество в особо крупном размере со средствами Внешэкономбанка, выделенными в качестве кредитов инвестфонду "Евразийский" (20% принадлежат ВЭБ). В декабре 2011 года следователь Павел Крылов прислал председателю ВЭБ Владимиру Дмитриеву запрос о том, что у него возникли подозрения, будто речь может идти о неоднократных случаях хищения средств, выделенных банком "Евразийскому" в качестве кредитов. Владимир Дмитриев написал ответ начальнику ГСУ ГУ МВД РФ по Москве Ивану Глухову, в котором указал, что дело касается исключительно конфликта учредителей "Евразийского" и не должно "нанести ущерб государственным интересам в лице «Внешэкономбанка".

Первого марта 2011 года Главное следственное управление ГУ МВД по Москве выделило из общего расследования в отдельное производство материалы по "Югводоканалу" и возбудило отдельное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

События, которые привлекли внимание следователей, касаются весны-осени 2008 года. Тогда в "Евразийском" происходила очередная реорганизация, на время которой Лагутин был назначен гендиректором инвестфонда. По версии следствия, в апреле 2008 года "Евразийский" попросил ВЭБ выделить кредит в размере $75 млн на покупку "Югводоконала", обеспечивающего водой 80% Большого Сочи. Одновременно "Евразийский" через подконтрольную Светлицкому офшорную фирму "Лоана инвестментс Лимитед" (Кипр) приобрел "Югводоканал" у другой офшорной структуры всего за $61 млн. Вскоре Анатолий Балло (как представитель ВЭБ) одобрил выделение "Евразийскому" $75 млн на сделку по "Югводоналу", и так уже находившемуся под контролем инвестфонда.

Чтобы прикрыть аферу, "Евразийский" формально расторг договор купли-продажи с фирмой "Лоана", она вернула инвестфонду $61 млн (на самом деле, как считает следствие, "Югводоканал" остался под контролем "Евразийского"). Взамен был заключен новый договор купли-продажи с офшорной фирмой "Амодо Акциен Гинзельшафт" (Лихтенштейн), которой и поступили $ 75 млн, выделенные ВЭБ. Как считают в ГСУ, реальная цена сделки составила $61 млн, а остальные $14 млн были похищены.

Второго марта в Москве были задержаны основные фигуранты расследования – совладелец "Евразийского" Станислав Светлицкий, бывший гендиректор инвестфонда Александр Лагутин и Анатолий Балло. Позже всем им избрали меры пресечения, не связанные с лишением свободы.

Перед тем, как дело было передано в СД МВД РФ, следователь Павел Крылов отправил запрос в Швейцарию. $14 млн, в хищении которых подозреваются Балло, Светлицкий и Лагутин, были обнаружены на счетах одной из офшорных фирм в швейцарском отделение банка Credit Agricole. Однако на них, как оказалось, еще в 2009 году был наложен арест по решению местных властей. Средства заморожены по весьма громкому делу.

Деньги, выделенные ВЭБ в качестве кредита, вначале поступили "Евразийскому", потом офшорной фирме "Амодо Акциенгинзельшафт" (Лихтенштейн), а оттуда $14 млн пошли "гулять" по разным офшорам, подконтрольным инвестфонду. Двумя такими структурами, на счетах которых в итоге и осели $14 млн, управляли швейцарские адвокаты Урс Мастерхаймс и Энрико Мафейс.

В 2009-2010 годах Мастерхаймс и Маффейс попали под подозрение швейцарских властей. Тогда местные правоохранительные органы совместно с коллегами из Болгарии выяснили, что деньги, вырученные от сделок с наркотиками в Европе, поступают в офшоры, которыми управляет Мастерхаймс. А помогает ему легализовывать крупные суммы и прятать их на счетах в Швейцарии Маффейс.

Мастерхаймса и Маффейса вначале арестовали в Цюрихе, но потом отпустили под крупные залоги. На счета всех офшоров, к которым имели отношение эти два адвоката, был наложен арест. "Среди арестованных средств $150 млн, как установила Генпрокуратура Швейцарии, принадлежит россиянам", — отметил источник "Росбалта" в правоохранительных органах.

Александр Шварев