Posted 31 августа 2012,, 14:02

Published 31 августа 2012,, 14:02

Modified 30 января, 11:24

Updated 30 января, 11:24

18 плюс: Винни Пух и все, все, все?

31 августа 2012, 14:02
Россия начинает защищать детей от вредной информации. Так, с завтрашнего дня на всех телеканалах должны появиться метки, обозначающие, для какого возраста предназначена та или иная передача. Нововведение вызвало ряд вопросов у СМИ и экспертов.

С 1 сентября начнет действовать закон, призванный защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В первую очередь он затронет телевизионные СМИ. Согласно документу уже с завтрашнего дня на всех телеканалах должны появиться специальные метки, обозначающие, для какого возраста предназначена та или иная передача. Чем будут руководствоваться СМИ, расставляя возрастные метки? Каким образом власти намерены контролировать этот процесс? И насколько эффективным окажется нововведение?

Согласно закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вся информация на ТВ теперь должна сопровождаться специальными графическими метками, указывающими на то, с какого возраста можно смотреть ту или иную передачу. Эти метки должны присутствовать как непосредственно во время показа передач, так и в телеанонсах и даже в программе передач, опубликованной в прессе.

К разряду информации, которая может вредить здоровью и развитию детей, законодатели отнесли информационные продукты, в которых содержаться сцены жестокости и насилия, нецензурная брань, реклама наркотиков, алкоголя, азартных игр, оправдание противоправных действий, проституция, бродяжничество, информация порнографического характера, а также присутствует тема отрицания семейных ценностей, формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи.

Выглядеть возрастной ценз будет следующим образом: если программа подходит для просмотра детьми до шести лет, она будет сопровождаться маркировкой «0+», информация, рекомендуемая детям от шести лет – «6+», детям от 12 лет – «12+», для детей старше 16 лет подойдут программы со значком «16+», а применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей - "18+" или текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей". При этом размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана. Если телекомпания нарушит закон, ей грозит штраф от 10 тыс. до 200 тыс. рублей, затем следуют вынесения предупреждений и, наконец, - аннулирование лицензии на вещание.

Правда, метания вещателей в отношении того, показывать детям такие мультфильмы, как «Ну, погоди!» или отнести его в разряд контента для взрослых, свидетельствуют о том, что телекомпании и рады бы следовать букве закона, только пока не знают как.

«Сама идея с маркировкой телепрограмм по возрасту абсолютно правильная, правда, у журналистского сообщества представление о том, как расставлять маркировку и следовать закону еще не сформировалось», - заявил «Росбалту» телеведущий, член Общественной палаты РФ Максим Шевченко. А между тем, закон вступит в силу уже завтра, и видимо, телевизионщикам придется действовать методом проб и ошибок, нарываясь на штрафы и санкции.

Хотя, как заявил «Росбалту» представитель пресс-службы Роскомнадзора Владимир Пиков, в течение первого месяца телеканалы не будут особенно карать за несоблюдение порядка, прописанного в документе. «Закон – это нововведение, поэтому у нас возникает настроение некой неопределенности. В связи с этим Роскомнадзор сообщает, что в течение первого месяца применения закона контрольный режим будет носить корректирующий характер. Мы не станем очень жестко рассматривать нарушения. Будет учитываться и то, злонамеренно ли оно совершено или это просто ошибка, заблуждение. Если это все же заблуждение, тогда мы попытаемся вместе ситуацию корректировать», - отметил собеседник агентства.

При этом он заявил, что если у вещателей возникнут какие-то проблемы, требующие вмешательства законодателей, ведомство готово пойти им навстречу и выступить с соответствующими инициативами.

«Мы отправили предложение законодателям поучаствовать в совещании по вопросу применения закона, которое намечается на первую декаду октября. За это время мы соберем информацию по прецедентам, проанализируем, подведем итоги и будем готовы предметно говорить о том, что нужно, что не нужно», - отметил Пиков.

Но, несмотря на лояльность ведомства по отношению к профессиональному сообществу и готовность в любой момент дать необходимые консультации, у вещателей уже появились сомнения по вопросу маркировки целого ряда программ, и дальше их будет, несомненно, больше. В конце концов, представление об информации порнографического характера, как впрочем, о программах, содержащих в себе отрицание семейных ценностей, у каждой конкретной телекомпании может быть разным. Разрешать подобного рода споры призвана Федеральная экспертная комиссия по спорным вопросам, создаваемая при Роскомнадзоре.

Как рассказал собеседник агентства в ведомстве, профессиональное сообщество уже предоставило им список кандидатов на вхождение в Федеральную экспертную комиссию по спорным вопросам. Новая структура будет заниматься аккредитацией экспертов, призванных оценивать информационные продукты на дружественность детям.

«Экспертами должны быть аккредитованные люди, которые будут реализовывать заявления по экспертизе конкретных информационных продуктов. А решать, каких экспертов допускать к этой деятельности, а каких нет, будем мы совместно с экспертной комиссией», - пояснил Пиков. Он также добавил, что члены комиссии и сами получат возможность аккредитоваться в качестве экспертов.

В списке, предложенном профессиональным сообществом, значится 15 фамилий. Это представители из сферы культуры, образования, науки, неправительственных организаций и уполномоченный по правам ребенка, решениям которых готовы доверять российские СМИ. Пресс-служба ведомства отмечает, что в настоящий момент Роскомнадзор и представители профессионального сообщества ожидают решений перечисленных в списке экспертов. По мере получения согласия от кандидатов Комиссия начнет свою работу. Правда, в основном решением вопросов возрастной маркировки будут заниматься все же юристы телекомпаний, а комиссия будет подключаться, если возникнут споры.

Как рассказал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, при чьем непосредственном участии и разработан 436-ФЗ, с введением этого закона в действие у органов государственной власти и институтов гражданского общества, в частности, родительских объединений, появятся эффективные правовые рычаги реагирования на любые попытки нравственно-психологического растления детей посредством СМИ.

«Подобные прецеденты случались и ранее, например, когда родительская общественность в судебном порядке требовала закрытия реалити-шоу. Но тогда из-за недостатка правой базы, попытки не увенчались успехом», - отметил омбудсмен.

Говоря о необходимости введения подобного закона Астахов отсылает нас к европейскому опыту, напоминая, что в Германии закон о распространении материалов, вредных для молодежи действует с 1953 года, а в соответствии с законами Великобритании о видеозаписи 1984 года и о кинематографии 1985 года Британским комитетом классификации фильмов осуществляется возрастная классификация кино- и видеофильмов, которая учитывается при их демонстрации на телеканалах, в кинотеатрах, при распространении путем продажи или почтовой рассылки. Там запрещено распространение среди детей информации, демонстрирующей преступное поведение, использование наркотиков, жестокое поведение или происшествие, сексуальные действия людей, поведение или происшествие, наводящие ужас.

Во многом новый закон повторяет запреты, введенные в других странах с целью защитить детей и подростков от вредной для них информации. Но если уж мы опираемся на опыт других стран в этом вопросе, то, по словам члена ОП РФ, директора Центра образования "Царицыно", члена Комиссии при президенте РФ по совершенствованию ЕГЭ Ефима Рачевского, не стоит забывать, что на английском телевидении, например, все то, что находится за пределами разрешенного для детей, показывают только на платных каналах. В России же, по его мнению, если начать запрещать какой-то контент, не соответствующий требованиям к показу для детей, то придется закрывать целые телеканалы.

«Конечно, пометки о том, с какого возраста детям можно смотреть те или иные телепередачи, существенно упростят родителям процесс контроля. Пришел родитель домой, уставший после трехчасовой пробки, и ему некогда разбираться, что смотрит ребенок по ТВ. Но когда на каждом телеканале появятся отметки о возрастном цензе, сделать вывод о том, стоит чаду смотреть программу или нет, родители смогут, лишь взглянув на экран», - отметил собеседник агентства.

Целесообразным считает нововведение и главный детский психиатр столицы Анна Портнова. Она пояснила: родители не всегда сами понимают, что некоторые передачи могут нанести непоправимый вред психике ребенка. «То, что я как психиатр не рекомендую детям к просмотру – это сцены жестокости, физического насилия, убийства, расчленения, натуралистично представленные. Это достаточно вредно для психологического развития», - рассказала врач. При этом она заметила, что не только взрослые передачи, но и некоторые мультфильмы содержат информацию, которая детям не нужна. Собеседница агентства называть конкретные мультфильмы не стала, но добавила, что «Ну, погоди!» не относится к их числу.

Правда, к подобным ограничениям, по мнению специалиста, нужно подходить очень осторожно. «У ребенка непременно должны быть ограничения на просмотр определенных ТВ-программ, но при этом нужно помнить, что для подростков они могут иметь обратный эффект. Так, антинаркотическая пропаганда, вопреки своему предназначению, возбуждала у подростков интерес попробовать наркотики», - пояснила собеседница агентства. По ее словам, в отношении маленьких детей ограничения на просмотр ТВ безусловно нужны, а вот в подростковом возрасте метод прямых запретов как правило не действует.

При этом она заметила, что если родители и запрещают своему чаду смотреть определенные программы или играть в компьютерные игры, то непременно должны предложить ему что-то взамен: общение, игры, прогулки. В противном случае могут возникнуть конфликты. Портнова также заметила, что нельзя добиться эффекта, рассчитывая лишь на сознательность родителей. Они, безусловно, могут установить для детей определенные запреты и просить их придерживаться меток о возрастных ограничениях.

Но, если разобраться, то раз уж «Ну, погоди!» - этот излюбленный многими поколениями мультсериал, впал в немилость, что ждет остальные программы? В современных сериалах, рассчитанных на подростковую аудиторию, главные герои курят, употребляют спиртное, неуважительно относятся к родителям, новостные выпуски пестрят сценами насилия, ток-шоу смакуют подробности историй о педофилии и изнасилованиях… Получается, что детям и подросткам остается смотреть только программы о природе и животных?

«Я бы запретил сказку Корнея Чуковского про Муху Цокотуху. Она явная «путана» и у детей может сложиться неверное впечатление о нормальном поведении. А «Стрекоза и муравей» – это вообще кошмар. Чему их история научит подрастающее поколение?», - иронизирует Ефим Рачевский.

«А если серьезно – нет ничего хуже запретов. Они лишь спровоцируют наших детей, создадут еще больший соблазн посмотреть то, что нельзя», - считает собеседник агентства.

Бесспорно, большого вреда возрастные метки не принесут. Во многом они даже могли бы быть полезны. Но, если уж мы взялись устанавливать подобные ограничения, естественно, думая лишь о здоровье и развитии подрастающего поколения, не мешало бы создать контент, который можно и нужно было бы показывать детям.

Анна Семенец