Posted 21 сентября 2012,, 16:47

Published 21 сентября 2012,, 16:47

Modified 31 марта, 23:18

Updated 31 марта, 23:18

Мечети без места

21 сентября 2012, 16:47
После масштабных протестов жителей власти столицы отказались от планов строительства мечети в Митине. Но все понимают, что митинцам лишь удалось «отвести стрелку от себя». Проблема же осталась – и проблема эта очень велика.

После масштабных протестов жителей власти столицы отказались от планов строительства мечети в Митине. Это известие, очевидно, доставит облегчение многим жителям этого северо-западного окраинного района города. Но все понимают, что в лучшем случае митинцам удалось «отвести стрелку от себя». Проблема же осталась – и проблема эта очень велика.

Потому что, как отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» известный религиовед, директор программы «Религия и общество. Безопасность» Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, «пять мечетей на всю Москву – это несерьезно». Столичная умма тоже ведь действует логично: она ищет места для храмов своей веры. А русское население везде, куда ни сунься, восстает. Ну, хорошо, в Митине – не будет, в Текстильщиках (как пытались ранее) – тоже не будет. А где будет?

Все опрошенные корреспондентом «Росбалта» эксперты, представляющие разные взгляды, в общем-то, сходятся в одном: надо искать. Надо лучше искать, а не руками размахивать и не пытаться игнорировать общественное мнение.

«Культовые сооружения должны строиться там, где люди не препятствуют их строительству, - подчеркнул ответственный секретарь общественного совета при управлении Федеральной миграционной службы по Москве Юрий Московский. - Это относится не только к мечетям, но и к другим зданиям культа. Да, проблема есть. Но накалять страсти и ставить ультиматумы тоже неверно».

По мнению Юрия Московского, органы власти должны найти в Москве территории, подходящие для строительства мечетей, как и других культовых сооружений, которые нужны людям, и где местные жители с этим согласны. Московский также высказал пожелание, чтобы средства массовой информации аккуратно подходили к межнациональным вопросам, не торопясь озвучивать оценки численности жителей разных национальностей и религий, которые часто не соответствуют действительности.

Как напомнил собеседник, по данным переписи населения, в Москве 92% жителей считают себя русскими. Численность иностранных рабочих также не дотягивает до миллиона, как это принято считать у московских обывателей. По имеющимся сведениям, которые привел Юрий Московский, в Москве постоянно находится до 600 тыс. иностранных граждан, в том числе до 400 тыс. мужчин трудоспособного возраста.

Ну, как бы там ни было, для миллионов или для 600 тысяч – пять мечетей, это, конечно же, нонсенс. Но ведь и коренные жители всех районов как раз того самого и боятся: что к ним ломанется несчитанная орда «иностранных граждан, к тому же в большинстве своем трудоспособного возраста» - а где трудоспособный, там и боеспособный. И, коль скоро мечетей мало – значит, в тот прогрессивный и толерантный район, который первым согласится новую мечеть принять, весь бурный поток и устремится. Естественно, что этого никто для себя не хочет. И свое нежелание, кроме прочего, объясняют непониманием необходимости строить культовые сооружения для гастарбайтеров, которые находятся здесь на работе и рассматривают Москву лишь как территорию временного пребывания.

Как заметил по данному вопросу известный демограф, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров, люди боятся не здания мечети и даже не религии как таковой. Основная причина протестов против строительства мечетей – страх местных жителей перед наплывом «представителей иного этноса, иной культуры и религии, которые могут оказаться врагами». В сегодняшней Москве, как признает эксперт, отсутствует тот «интернациональный дух», которой по идее необходим в таком крупном и сложном мегаполисе.

При этом сам Елизаров против строительства мечетей не возражает, напоминая, что вряд ли можно считать терпимым такое положение дел, которое сложилось сейчас. «Мы знаем, как в религиозные праздники перегружены главные мечети Москвы – все этим возмущаются, там запружены улицы, - отметил эксперт. - Так что все равно надо искать какие-то варианты».

Алексей Малашенко сам живет в Митине. «Лично я за мечеть, – подчеркнул он. - Разговор о необходимости мечети был еще давно – я помню, мы общались как-то с муфтием Равилем Гайнутдином на тот предмет, что было бы неплохо там построить мечеть. Хотя те полторы тысячи человек, которые вышли – это сила, и их удовлетворили, мечети не будет. По-моему, это плохо. На самом деле, в Митине мечеть никому бы не помешала. А толпы на праздник бывают и у нас на Пасху».

Эксперт высказал убеждение, что гораздо лучше и безопаснее иметь в городе некоторое количество полноценных и красивых мусульманских храмов, чем неустановленное число полуподпольных молельных домов, где неизвестно что проповедуют – а именно так обстоит дело в сегодняшней Москве. «Если бы я знал, как убедить людей, я баллотировался бы в депутаты», - заметил Малашенко.

Гораздо более категорично высказывается известный публицист и политолог Максим Шевченко. "Учтено мнение части жителей микрорайона, а мнение другой части жителей не учтено, – сказал Шевченко в эфире "Эха Москвы". – Ситуация доведена до маразма в таком большом городе, как Москва, если мы не можем обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на свободу вероисповедания. Если выделен участок земли, православные могут строить православный храм, мусульмане – мечеть, иудеи – синагогу, а буддисты – дацан, если согласованны все данные".

Если же идет планомерное разжигание ненависти, то власти должны организовать разъяснительную работу, полагает журналист: "На фоне разжигания и исламофобии, и ненависти, которая продуцируется в медиапространстве, надо просто вести контропропаганду… Надо уметь разъяснять людям правовые аспекты бытия в Российской Федерации, что даже не любя людей другого цвета кожи, другого вероисповедания, ты не можешь запрещать им на законном основании осуществлять свои конституционные права. Надо разъяснять, что в данном случае будут соблюдены определенные нормы. Это вам не будет угрожать"..

«Мечеть на 100% нужна», - убежден известный правозащитник, исполнительный директор общественного движения «За права человека» Лев Пономарев. Как отметил собеседник агентства, движение занималось изучением конфликтных ситуаций в Москве – например, по поводу проектов строительства хордовых автодорог или сооружения катка в районе Строгино.

Из Митина официально никто к правозащитникам пока не обращался. Правда, Лев Пономарев рассказал, что к нему приходил для беседы один митинский житель, который признал, что мечеть все-таки нужна, но сейчас общественное мнение против. «Надо уметь говорить с людьми, так чтобы и мечеть построить, но, тем не менее, каким-то образом согласовать это с гражданами», - подчеркнул Пономарев.

Более осторожен – но именно осторожен, не категоричен – представитель просвещенного русского национализма, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. «Позиция протестующих против мечети жителей Митина абсолютно понятна, - отметил он. - Присутствие культовых объектов сильно осложняет жизнь горожан: по праздникам перекрывается движение, возникают опасения по поводу криминогенной обстановки – в целом, много чужих, незнакомых, непонятных людей появляется в округе. Конфликты с местными жителями неизбежны, и, на мой взгляд, приоритет все-таки должен принадлежать местному населению».

В целом, по мнению Михаила Ремизова, конфликты из-за строительства мечетей - лишь следствие массовой нерегулируемой миграции из мусульманских регионов. «Гораздо больше усилий надо прилагать к решению этой проблемы, – подчеркнул эксперт. - Если она будет решена, то и религиозная жизнь мусульман в Москве будет куда спокойнее и гармоничнее. Потому что коренные московские мусульмане оказываются страдающей стороной в этом большом религиозном наплыве».

Прислушиваться к мнению местных жителей, как признает Ремизов, необходимо и тогда, когда они возражают против строительства новых православных храмов – это тоже бывает. «Если для храма, допустим, ломают парк или вырубают редкие зеленые насаждения, - отметил эксперт, - это может создать проблемы, сходные со строительством мечети. Хотя, надо признать, для населения все-таки эти проблемы - меньшие. Связанные с меньшими социальными издержками».

В общем, все убеждены в необходимости найти общий язык с местным населением. И никто не знает, как быть, если этот язык найти не удастся.

В такой ситуации, по мнению Валерия Елизарова, возможным выходом мог бы стать поиск менее заселенных территорий для строительства храмов тех религий, что не исповедуются в Москве большинством. «Москва сейчас расширяется, ее территория увеличивается в три раза – я думаю, что можно найти возможность дать религиозным общинам построить свои храмы», - предположил демограф.

Валерий Елизаров также поделился впечатлениями от поездок в столь разные страны, как США и Туркмения. Он рассказал, что крупнейшая в Туркмении мечеть построена в 10 км от Ашхабада, из города туда ходит автобус. При путешествии по США, в штате Нью-Джерси российский путешественник обратил внимание на мечеть, построенную «вне жилых районов, в чистом поле, на краю леса».

В самом деле, неосвоенных территорий у нас пока еще хватает. Хотя ближнее Подмосковье к «диким степям» тоже не относится.

Леонид Смирнов