Posted 21 октября 2012,, 04:07

Published 21 октября 2012,, 04:07

Modified 31 марта, 22:51

Updated 31 марта, 22:51

24 месяца мэра

21 октября 2012, 04:07
Исполняется два года с того момента, как Сергей Собянин был президентским указом назначен исполнять обязанности мэра столицы. Какие выводы можно сделать, и какие плоды пожать, рассуждают эксперты.

Исполняется два года с того момента, когда Сергей Собянин был назначен исполнять обязанности мэра столицы. Какие выводы можно сделать, и какие плоды пожать, рассуждают эксперты.

Если попытаться услышать глас народа, то есть два социологических исследования, подкрепленных авторитетными именами. Согласно опросу Центра мониторинга общественного мнения (ЦМОМ), деятельностью мэра в целом довольны 66% горожан, недовольны – 22%, затруднились ответить – 12%. По данным того же исследования, усилия мэрии в сфере ЖКХ отмечают более 80% опрошенных, в сфере образования – более 60%, в сфере здравоохранения и социальной поддержки – больше половины.

Есть и другой опрос, проведенный «Левада-центром». По его данным, 65% москвичей желают Собянину успешно доработать до конца срока.

Совпадение двух цифр: 66% довольных мэром у ЦМОМ и 65% желающих Собянину доработать срок в опросе «Левады» - а также 22% недовольных в опросе ЦМОМ и 23% сторонников досрочных выборов у «Левады» показывает, пожалуй, совпадение в главном. Московское большинство – при полном отсутствии какого-либо культа личности и восторгов перед большими начальниками – неплохо живет, ценит то, что имеет, и готово «с этой мэрией работать». А большее – вообще встречается редко.

Те сферы городской жизни, где после смены Лужкова на Собянина произошла и смена курса, вполне «на виду». Прежде всего, это транспорт, которому стало уделяться заслуженное им внимание.

«Оценивать деятельность Сергея Семеновича надо в контексте того груза проблем, который он взял на себя и на свою команду, - заметил корреспонденту «Росбалта» депутат Государственной Думы и один из лидеров общественных объединений российских автомобилистов Вячеслав Лысаков. - Ожидать за два года фантастических результатов в контексте решения дорожно-транспортных проблем было бы наивно, потому что груз оставленного колоссален. Он накапливался в течение последних 20 лет, когда Москва развивалась не так, как развиваются все мировые мегаполисы – по определенным правилам, которые описаны в ряде учебников, учитывающих прежде всего интересы экологии и транспорта».

«В Москве, к сожалению, правил бал его величество строительный комплекс, – считает Лысаков. - Он диктовал и подминал под себя все остальное, включая экологию, и транспортную структуру, и транспортную логистику, и, вообще, здравый смысл. Зарезервированные еще советскими проектировщиками площади под развязки, дороги, бульвары, стоянки и т.д. – они все были съедены точечным уплотнительным строительством. Потому что это приносило деньги в бюджет и в карманы чиновникам – на первое место я бы их карманы поставил, а потом уже бюджет. Каждая подпись стоила абсолютно сумасшедших денег, поэтому стоимость недвижимости в Москве побивает все города мира, даже без учета покупательной способности, средней зарплаты и т.д».

По мнению Вячеслава Лысакова, потребуются «как минимум еще два-три года, чтобы мы увидели первые проблески в решении дорожно-транспортных проблем». Все же те шаги, что сделаны, внушают доверие. Это и размах метростроя – к 2020 году московское метро должно увеличиться в полтора раза. В ближайших планах – «третий пересадочный контур», а затем и пассажирское движение по Малому кольцу МЖД, линии метро на Некрасовку и Солнцево. Гигантское дорожное строительство, включая массу многоуровневых развязок, активизация идеи «хорд и рокад», а также возрождение трамвая в новой ипостаси. В мэрии стали прислушиваться к голосам независимых и общепризнанных экспертов: блестящие примеры – Михаил Блинкин и молодые борцы с пробками из команды Александра Шумского.

Не все принятые меры нашли безоговорочное одобрение. По поводу выделенных полос для общественного транспорта, мнения разделились. Ломаются копья вокруг начавшейся платной парковки в центре. Вообще, взятый курс на строительство дорог и одновременно на ограничение езды на частных автомобилях и пересадку всех, кого возможно, в общественный транспорт, конечно, вызывает немалое сопротивление автомобильного сообщества. Но это было бы неизбежно при любой мэрии – это «стихийное бедствие» и виток исторического развития.

В мире недвижимости, новая властная команда затронула несколько сфер. Сразу бросилось в глаза изменение отношения к историческому центру Москвы и ко всему историческому наследию. Эпоха «сноса Военторга», кажется, все-таки отошла в прошлое.

«Был сделан целый ряд очень важных политических заявлений, которые были призваны положить конец тем злоупотреблениям, что сложились в лужковские времена, - заметила корреспонденту «Росбалта» представитель самых неравнодушных защитников старой Москвы, координатор движения «Архнадзор» Наталья Самовер. - Мы это приветствовали – и надо сказать, что в этом отношении сделаны большие шаги. В прозрачном режиме стала работать «сносная комиссия». Был остановлен целый ряд пока не начатых строительных проектов, которые могли бы нанести большой ущерб облику города».

Сегодня главная опасность, по мнению Натальи Самовер, состоит в том, что «Собянин существенно ограничил произвол частных застройщиков, но при этом выяснилось, что городу сложно что-то поделать с федеральными структурами». «Когда банк ВТБ пожелал уничтожить Детский мир и стадион «Динамо», он сделал это. Когда РЖД пожелали уничтожить веерное депо на городской территории, они это сделали, - отмечает координатор «Архнадзора». - В общем, выяснилось, что накопленная за лужковские десятилетия инерция пожирания выгодных участков в центре города и создания на них коммерческих объектов – продолжается. И переломить ее очень сложно».

В собственно-строительной сфере, новая команда провозгласила отказ от сверхдорогих и сверхамбициозных проектов, которыми так гордилась лужковская мэрия – во имя более скромного и реалистичного общего блага. Собянин, наконец, дал почувствовать, что есть вещи поважнее интересов застройщиков. Так, аннулирован самоубийственный проект грандиозного торгового центра на площади Тверской Заставы, и все подземное царство там возвращено в городскую собственность. Неповоротливым застройщикам площади Павелецкого вокзала дано понять, что и с ними могут разорвать контракт. На днях же мэр заявил о возможности расширения Ленинградского шоссе за счет сокращения мебельного центра «Гранд» в Химках – еще недавно такое казалось просто немыслимым.

Новые веяния весьма ощутимо проявились в реконструкции и реорганизации городских парков. Здесь налицо создание некоей гуманной среды. У всех на виду Парк Горького, из которого даже сумели убрать его гигантские пирамидоподобные аттракционы ради более тихих и ласковых вещей. Повсюду в городе благоустраиваются дворы и детские площадки, кое-где даже появились велосипедные дорожки, хотя для велосипеда климат в Москве резко неблагоприятный.

В сфере собственно жилья и ЖКХ, пока основные процессы продолжают «вызревать». Москвичи по-прежнему беспокоятся насчет того, какие будут тарифы и как станет производиться капитальный ремонт. Многих, вероятно, не обрадовал взятый курс на выявление владельцев сдаваемых квартир и принуждение их к уплате подоходного налога. Впрочем, сейчас вся страна мучительно ищет пути решения застарелых жилищных вопросов.

По поводу собянинской социальной политики, с одобрением высказался такой общепризнанный эксперт, как заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. «Уровень менеджмента с точки зрения стратегического планирования в городе существенно вырос, - отметил он в «Комсомольской правде». - Не зря Собянин пригласил в свою команду Андрея Шаронова, одного из лучших госуправленцев России. Благодаря новой команде бюджет стал более эффективным, а уровень коррупции серьезно снизился. Собянин пытается выстроить город в качестве современного образования и отойти от советского колхоза с элементами рыночной экономики, который был раньше».

Существенно новым веянием по сравнению с лужковским курсом стало расширение прав муниципальных собраний – вообще, придание им хоть какого-то значения. Все прежние годы москвичи о муниципалах не слыхали практически ничего.

Один из новых молодых муниципалов призыва нынешнего года – депутат собрания района Печатники Виталий Третьюхин оценивает деятельность мэра Сергея Собянина на «четверку». «Во всех властных структурах должна быть ротация. После Юрия Михайловича, который достаточно долгое время у нас властвовал, появляются новые люди, как-то обновляется команда, – заметил Третьюхин корреспонденту «Росбалта». - Это, в частности, сказалось и в том, что у нас поменяли главу управы Печатники, который лет 15 сидел. Появился новый человек, который совсем иначе стал работать: вопросы, которые лежали на месте, стали двигаться».

Московские дела, впрочем, никак не могут ограничиться «малой политикой». Сергей Собянин волей-неволей стал мэром, при котором случилось великое расширение московской территории на юго-запад. Это, безусловно, «федеральный проект». И какими темпами пойдет освоение «Новой Москвы» дальше, сейчас предсказать трудно. Однако в любом случае, столичный регион больше не является полем молчаливого противостояния двух царств – великого Лужкова и чуть менее великого Громова, упирающихся лбами друг в друга. Он воспринимается как «московская агломерация», и этого, будем надеяться, уже не отнять. Главное – не амбиции губернаторов, у которых перераспределяют кв. километры территорий, а все-таки жизнь обычных людей.

Среди политических шагов собянинской команды, можно отметить поворот к национальным и религиозным вопросам – в частности, осторожно и жестко заявленная мысль мэра о том, что Москве, может быть, и не нужно много мечетей, но необходимо человеческое обращение с мигрантами.

«Насколько я знаю, в московской администрации некоторые чиновники выходят с вполне здравыми инициативами, касающимися ограничения миграции и изменения ее характера, которые не получают поддержки на уровне ФМС и в целом на федеральном уровне, - заметил корреспонденту «Росбалта» представитель просвещенного русского национализма, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. - На мой взгляд, заявление Собянина по мечетям абсолютно здравое, потому что он сделал акцент на том, что, вообще говоря, интересы московских мусульман нужно отделять от интересов огромного числа приезжих, большая часть которых находится в Москве незаконно».

И, конечно, в разговоре о двух последних годах никак нельзя избежать упоминания парламентско-президентских выборов и массовы акций. В общем-то, все остались не совсем довольны. Но с другой стороны, по крайней мере, все остались живы. При немалом числе арестованных и даже ныне еще судимых, все-таки единственной, в полном смысле человеческой жертвой пал молодой фотограф Кирилл Семенов, который хотел заснять демонстрацию 6 мая и сорвался с большой высоты.

А это, между прочим, не само собою разумеется. История знает и немножко иные времена. Возможно, не к месту здесь напоминать о «Кровавом воскресенье» 9 января 1905 года – тоже, так сказать, «федеральное мероприятие». Но была еще и Ходынская катастрофа. По мнению многих историков, главную ответственность за тысячную давиловку несет генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович, который ничего не сделал для предвидения и предотвращения бедствия, и никакому тогда наказанию не подвергся. Вот, Сергея Александровича Сергей Семенович, по крайней мере, не повторил.

Кто-то скажет, что собянинский курс – в чем-то авторитарный. Быть может. Но это не лужковский авторитаризм с претензиями на культ личности, а уравновешенный авторитаризм ради тишины и спокойствия.

Многие общественные деятели хотели бы от Собянина большей открытости. «Я с ним не знакома, - отметила Галина Хованская. - Меня это несколько удивляет. Лужков всех депутатов Госудмы, избранных от Москвы, собирал». «Видя, как трудно приходится мэру преодолевать сопротивление, было бы правильно, если бы он опирался при этом на общественность, - полагает Наталья Самовер. - Советы по культурному наследию есть во многих городах – Новгороде, Пскове, даже в Великих Луках. Такой совет способен остановить проект в такой стадии, когда в него еще не вложены деньги. Это было бы в его, Собянина, интересах».

Но обо всем этом можно спорить – и, в конце концов, невозможного здесь нет.

Леонид Смирнов