Posted 22 октября 2012,, 16:26

Published 22 октября 2012,, 16:26

Modified 31 марта, 22:50

Updated 31 марта, 22:50

О практической пользе мини

22 октября 2012, 16:26
В Москве планируется повышение двух видов налогов: транспортного и на недвижимое имущество. Грубо говоря, на машины и на квартиры. Приятного в этом, естественно, мало – впрочем, власти сразу же и успокаивают: повысят, но немного.

В Москве планируется повышение двух видов налогов: транспортного и на недвижимое имущество. Грубо говоря, на машины и на квартиры. Приятного в этом, естественно, мало – впрочем, власти сразу же и успокаивают: повысят, но немного.

По имеющейся на сегодняшней день предварительной информации, транспортный налог возрастет на 5-7 рублей с каждой лошадиной силы. А коль скоро этот налог и сейчас дифференцирован в зависимости от мощности мотора, дополнительное финансовое бремя будет для разных автомобилистов тоже неодинаковым.

Например, с «мелкого автовладельца» машины с мотором в сто лошадиных сил налог в наши дни взимается по семь рублей с лошадиной силы в год – 700 рублей. Когда ему набавят по пять рублей с лошадки, он заплатит 1200 рублей. Это существенный рост в относительном выражении, хотя «за лишних в год 500 рублей» никто не удавится. Но дальше – больше: те, у кого под капотом больше ста лошадей, уплачивают по 20-30 рублей с лошадиной силы в год, и у них эти ежегодные расходы возрастут уже на сумму, измеряемую тысячами рублей, но относительный прирост будет не очень велик.

А вот самых бедных и самых богатых решили пощадить: налог с автомобилей мощностью свыше 225 лошадиных сил оставить прежним, по той простой причине, что он и так достаточно высок: 75 рублей, а при мощности выше 250 лошадиных сил – и все 150 рублей с лошадки. И – кажется, планируется пощадить владельцев самых мелких машинок, чья мощность не дотягивает до 70 лошадиных сил, и не вводить для них транспортный налог.

Хорошо, если так – потому что были планы заставить все-таки раскошелиться всех. Но много ли в наши дни таких машин, слабее 70 лошадей? Это явно не основной поток.

«Это старая «шестерка» и всякие машины типа Daewoo Matiz, - с иронией заметил корреспонденту «Росбалта» известный транспортный журналист Сергей Асланян. – Имеет место попытка заставить банкира на Mercedes 600 с двумя Gelaendwagen охраны доехать на Matiz, сопровождаемом «шестерками» охраны».

Впрочем, как раз банкиров-то и пощадят на сей раз. Дело, однако, не в этом: против повышения налога есть более содержательные аргументы, в том числе и у Сергея Асланяна. «Чем хорош транспортный налог – это налог за обладание машиной, - подчеркнул эксперт. - Даже если эта машина не ездит, а стоит».

«Я принципиальный противник сбора транспортного налога в том виде, в каком он существует сегодня, - развивает эту идею в беседе с корреспондентом «Росбалта» председатель Движения автомобилистов России ДАР Виктор Похмелкин. - Его надо по-другому взимать: включать в цену на бензин. И тогда все будет понятно и справедливо: кто больше ездит, тот больше и платит».

Как напомнил эксперт, в таком виде налог и собирать будет легче: не с многих миллионов автомобилей, а с автозаправок – а уж они набавят цену на топливо. Идея введения транспортного налога в цену топлива носится в воздухе уже не первый год: в 2010 году ее собирались принимать в Госдуме. Но почему-то не приняли. «Кроме того, нам долго обещали, что повысят акцизы, а транспортный налог отменят, - напомнил Виктор Похмелкин. - Выборы закончились, акцизы повысили – а транспортный налог собираются повышать снова. Будем принимать меры к тому, чтобы все-таки это решение не состоялось. Если депутаты не хотят, чтобы их выбирали снова – пусть принимают».

В пользу транспортного налога высказался директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. «Владельцы машин больше 150 лошадей должны платить максимально, - заметил он корреспонденту «Росбалта». - Это избыточная для города машина. Если ты хочешь машину с избыточным потреблением – будь любезен плати не меньше 100 тыс. рублей в год. И для машин меньше 70 лошадиных сил нужен какой-то налог, чтобы люди эти дешевые и старые машины не бросали по городу, а утилизировали».

Что касается квартир, то здесь, как обнадеживают власти, рост налога будет совсем уж скромным, и, более того, для основной массы владельцев однушек и двушек советской постройки налог вообще практически не изменится. Тут вот что самое любопытное: опять налог на недвижимость будет исчисляться по инвентаризационной стоимости БТИ. Соответственно, и возрастет он: для квартир стоимостью свыше 1 млн рублей – с 0,5% до 0,75%, от 500 тыс. до 1 млн рублей – с 0,5% до 0,6%, от 300 до 500 тыс. рублей – с 0,2% до 0,3%, и у самых дешевых квартир стоимостью до 300 тыс. рублей налог так и останется на уровне 0,1% в год.

Это все – инвентаризационная стоимость БТИ, не имеющая к реальности никакого отношения: особенно в Москве, где рыночная стоимость на порядок выше. Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением. Да только все мы помним, что нам уже давно собираются вводить новый налог на имущество, исчисляемый по рыночной стоимости! Правда, это не на московском, а на федеральном уровне, и только с 2015 года. Но ведь и он не за горами. Не получилось бы накладок юридических.

«Смотрите, что получается, - заметил корреспонденту «Росбалта» ведущий юрисконсульт направления городского хозяйства Института экономики города Дмитрий Гордеев. - Те объекты, которые расположены в центре города, все в пределах Садового кольца, были построены очень давно. Их кадастровая стоимость очень низкая – соответственно, и очень низкие налоги. А если в каком-то дворике построен новый дом – где-то в начале 1990-х, когда уже начались рыночные оценки, то по этим домам стоимость будет большая. И налог большой. Даже в спальных районах Москвы, где сегодня идет строительство, и даже в области стоимость квадратного метра меньше $3 тыс. уже не найти. И там налог будет гораздо выше, чем налог в дорогущих старых домах центра».

«Надо дождаться системного решения вопроса на федеральном уровне, когда абсолютно все жилые помещения и вся недвижимость будет находиться в одинаковом положении. Она будет иметь рыночную оценку – даже построенная в начале ХХ века. И вот с этих цен и надо брать налоги», - подчеркнул Дмитрий Гордеев.

В принципе, и с очень дорогого имущества можно брать скромный налог, если применить коэффициент типа 0,01% или 0,001%. Но уже мало кому в это верится. Остается добавить, что введение во всей стране новой шкалы налога на имущество по рыночной стоимости планируется федеральными властями с 2015 года – а повышение старого налога по стоимости БТИ намечено московскими властями на 2014 год. Как это будет выглядеть на практике, увидим. Что касается транспортного налога, то, по разным источникам, он может возрасти с будущего года или опять-таки с 2014-го.

Леонид Смирнов