Posted 9 ноября 2012,, 12:53

Published 9 ноября 2012,, 12:53

Modified 31 марта, 22:34

Updated 31 марта, 22:34

Война с гаражами будет вестись до победы

9 ноября 2012, 12:53
Часть столичного автомобильного сообщества пребывает в тревоге: мол, возобновился снос гаражей-«ракушек». Однако, как оказалось, он и не останавливался. Просто до каких-то дворов очередь дошла лишь теперь.

Часть столичного автомобильного сообщества пребывает в тревоге: мол, возобновился снос гаражей-«ракушек». Это не сегодня началось: с милыми на вид, самыми простыми и дешевыми прибежищами для машин, сработанными из рифленой нержавейки, власти начали бороться уже давно и к настоящему моменту изрядно сократили их число.

«У меня снесли ракушку летом, в августе - рассказал корреспонденту «Росбалта» личный знакомый. – Я глубоко огорчен. Несколько лет успешно снимал эту «ракушку», которая так хорошо стояла прямо под окнами. Вот, летом хозяина вызывали в управу – и после разговора он добровольно-принудительно «ракушку» разобрал и увез к себе на дачу. И весь этот ряд гаражей у нас под окнами ликвидировали. Теперь я снимаю другую «ракушку», в более глухом углу, куда, наверное, еще не добрались. Надеюсь, что моя машина «отсидится» там до весны, а на продолжение уж и не надеюсь. Жаль!»

У других знакомых «ракушки» снесли прямо на днях. Разговор с обладателями рифленых сооружений обычно ведется в районной управе. Вот, что называется, простейший пример: в северном столичном районе Ховрино этим летом на «ракушках» были расклеены уведомления, начинающиеся со слов: «Уважаемый владелец металлического тента (гаража)»… И далее разъяснялось, что «занятие земельного участка без соответствующего разрешения нарушает исключительное право собственника (города Москвы) по владению, использованию и распоряжению этим участком». А вещь, собственник которой неизвестен, по статье 225 Гражданского кодекса РФ, является бесхозной.

Короче говоря: все владельцы «ракушек» обязаны в короткий срок предоставить в районную инженерную службу сведения о себе и документацию об оформленных земельно-имущественных отношениях на данный участок. У всех, кто не предоставит, «металлический тент (гараж) будет удален с земельного участка силами управы».

«Чтобы установить «ракушку» или иной некапитальный, и даже капитальный, объект, необходимо заключить договор с департаментом земельных ресурсов, - сообщили корреспонденту «Росбалта» в инженерной службе района «Ховрино». – Тот, у кого такого договора нет, должен участок освободить».

Основным документом, регламентирующим ликвидацию гаражей, является постановление правительства Москвы от 18.01.2011 г. №4-ПП «Об организации работ по благоустройству домов и приведению в порядок подъездов многоквартирных домов в 2011 году». Постановление прошлогоднее – но, как напомнили в инженерной службе, его никто не отменял. Просто исполнение таких актов предполагает масштабные работы, требующие времени. Сейчас у районных властей дошли руки до благоустройства многих дворовых территорий.

Благоустройство же сплошь и рядом предполагает ликвидацию столь милых их сердцу укрытий. Ибо приходится признать: во-первых, «ракушка» оккупирует место во дворе не только, когда там стоит машина, но и когда она уехала. Во-вторых, ракушка занимает побольше места, нежели просто машина – а в нашу эпоху машинного изобилия приходится и эти крохи земли экономить. И в-третьих, далеко не во всех «ракушках» вообще стоят машины – многие из них используются как чуланы под всякий хлам. Районные же власти оборудуют на освобожденных от «ракушек» участках более современные парковки, покомпактнее.

Ну, а что же с правами владельцев «ракушек»? Как подтвердили корреспонденту «Росбалта» председатель Движения автомобилистов России ДАР Виктор Похмелкин и член московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Зиннур Зиннятуллин, положение «ракушечников» практически безнадежно. Абсолютное большинство этих укрытий сооружено самовольно. До какой степени это большинство абсолютно, можно видеть на примере того же района Ховрино, где выявлено более тысячи «ракушек», а соответствующих договоров – всего 27.

Естественно, почти никто из автовладельцев и думать не думал ни о каких договорах, и вообще о том, что он «земельный участок занимает» не по праву. Фирмы же, занятые производством и установкой «ракушек», никому таких правовых «крючков» не разъясняли – иначе без работы остались бы. Как подчеркнул адвокат Зиннятуллин, власти тоже должны действовать правовым путем: сносить можно только по решению суда. В общем-то, примерно так и делается: хозяина незаконного сооружения выявляют, приглашают в управу на беседу и предлагают добровольно демонтировать, объясняя необратимость суда.

В общем, с «ракушками» придется прощаться. Но, кроме собственно «ракушек», в городе существует еще масса простых - «плоскостных», как теперь принято говорить, гаражей, объединенных в старые гаражные кооперативы. Их владельцы тоже волнуются. И, похоже, не зря.

Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе столичного департамента земельных ресурсов, перспективы «плоскостных гаражников» тоже невеселые. У большинства из их объединений договоры есть – но они далеко не бессрочные, и сроки действия у них как раз постепенно заканчиваются. А больше департамент таких договоров не пролонгирует. Занятие земли в мегаполисе одноэтажными гаражами в нынешних условиях признается непозволительным.

Виктор Похмелкин считает вопрос о плоскостных гаражах «посложнее ракушечного». «Все-таки под эти кооперативы отводилась земля, люди вложили средства, что-то обустроили. Просто так сносить – неправильно. Не здорово», - подчеркнул эксперт.

В то же время, адвокат Зиннур Зиннятуллин отметил, что если город как собственник не хочет пролонгировать договоры об аренде, то правовых оснований, чтобы его к этому принудить, нет. «Судиться если только, - заметил адвокат. – Но судиться с городом всегда сложно, шансы очень маленькие».

Вопрос о компенсациях гаражникам призвано урегулировать постановление правительства Москвы от 9 марта 2011 года №63-ПП «Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы». Но, как отметили в инженерной службе района Ховрино, компенсации полагаются опять-таки, тем, у кого срок договора не истек. С ними власти обычно и не торопятся. А затем, как пояснили в пресс-службе департамента, «если срок договора истек, деятельность не должна вестись».

Лидер общественной организации «Комитет защиты прав владельцев гаражей» Елена Холодкова также подтвердила корреспонденту «Росбалта», что в договорах аренды земли под гаражи указано, что по окончании срока владелец должен освободить территорию. «Все же мы считаем, что, коль скоро человек теряет имущество – а далеко не всякий гараж можно разобрать и увезти на дачу – он имеет право на компенсацию, - заметила общественница. – Но суды на нашу сторону не встают».

Леонид Смирнов